Срок хранения бухгалтерских документов в организации: таблица

1. Налогоплательщики обязаны:

8) в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы (для организаций — также и произведенные расходы) и уплаченные (удержанные) налоги;

… При наличии у осуществляющих проверку должностных лиц достаточных оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, скрыты, изменены или заменены, производится выемка этих документов в порядке, предусмотренном статьей 94 настоящего Кодекса, по акту, составленному этими должностными лицами. В акте о выемке документов должна быть обоснована необходимость выемки и приведен перечень изымаемых документов. Налогоплательщик имеет право при выемке документов делать замечания, которые должны быть по его требованию внесены в акт. Изъятые документы должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью или подписью налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора). В случае отказа налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) скрепить печатью или подписью изымаемые документы об этом делается специальная отметка. Копия акта о выемке документов передается налогоплательщику (налоговому агенту, плательщику сбора).

1. Выемка документов и предметов производится на основании мотивированного постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку.

Указанное постановление подлежит утверждению руководителем (его заместителем) налогового органа, вынесшего решение о проведении налоговой проверки.

2.

Не допускается производство выемки документов и предметов в ночное время.

3. Выемка документов и предметов производится в присутствии понятых и лиц, у которых производится выемка документов и предметов. В необходимых случаях для участия в производстве выемки приглашается специалист.

До начала выемки должностное лицо налогового органа предъявляет постановление о производстве выемки и разъясняет присутствующим лицам их права и обязанности.

4. Должностное лицо налогового органа предлагает лицу, у которого производится выемка документов и предметов, добровольно выдать их, а в случае отказа производит выемку принудительно.

При отказе лица, у которого производится выемка, вскрыть помещения или иные места, где могут находиться подлежащие выемке документы и предметы, должностное лицо налогового органа вправе сделать это самостоятельно, избегая причинения не вызываемых необходимостью повреждений запоров, дверей и других предметов.

5.

Не подлежат изъятию документы и предметы, не имеющие отношения к предмету налоговой проверки.

6. О производстве выемки, изъятия документов и предметов составляется протокол с соблюдением требований, предусмотренных статьей 99 настоящего Кодекса и настоящей статьей.

7. Изъятые документы и предметы перечисляются и описываются в протоколе выемки либо в прилагаемых к нему описях с точным указанием наименования, количества и индивидуальных признаков предметов, а по возможности — стоимости предметов.

8. В случаях, если для проведения мероприятий налогового контроля недостаточно копий документов проверяемого лица и у налоговых органов есть достаточные основания полагать, что подлинники документов могут быть уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены, должностное лицо налогового органа вправе изъять подлинники документов в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

При изъятии таких документов с них изготавливают копии, которые заверяются должностным лицом налогового органа и передаются лицу, у которого они изымаются. При невозможности изготовить или передать изготовленные копии одновременно с изъятием документов налоговый орган передает их лицу, у которого документы были изъяты, в течение пяти дней после изъятия.

9. Все изымаемые документы и предметы предъявляются понятым и другим лицам, участвующим в производстве выемки, и в случае необходимости упаковываются на месте выемки.

Изъятые документы должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью или подписью налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора). В случае отказа налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) скрепить печатью или подписью изымаемые документы об этом в протоколе о выемке делается специальная отметка.

10. Копия протокола о выемке документов и предметов вручается под расписку или высылается лицу, у которого эти документы и предметы были изъяты.

Сроки представления и хранения бухгалтерской отчетности

 

Организации представляют годовую индивидуальную бухгалтерскую отчетность установленным пользователям не позднее 31 марта года, следующего за отчетным (п. 2 ст. 16 Закона N 57-З, подп. 1.4 п. 1 ст. 22 НК).

Организации представляют промежуточную индивидуальную бухгалтерскую отчетность установленным пользователям в сроки, установленные этими пользователями (п. 3 ст. 16 Закона N 57-З).

 

Примечание.

Кому представляется годовая и промежуточная индивидуальная

отчетность, см. в подразделе 1.7.2.

 

Если дата представления бухгалтерской отчетности приходится на нерабочий (выходной) день, то сроком представления бухгалтерской отчетности считается следующий за ним рабочий день (ч. 2 п. 13 Инструкции N 111).

Организации обязаны хранить первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, отчетность, другие документы, связанные с ведением бухгалтерского учета и составлением отчетности, в течение сроков, установленных законодательством Республики Беларусь (п. 1 ст. 18 Закона N 57-З). Эти сроки определены п. 165 Перечня типовых документов Национального архивного фонда Республики Беларусь, образующихся в процессе деятельности государственных органов, иных организаций и индивидуальных предпринимателей, с указанием сроков хранения, утвержденного постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 24.05.2012 N 140 (далее — Перечень N 140):

 

Вид документа Организация Срок хранения <1>
Бухгалтерская отчетность, в том числе примечания к бухгалтерской отчетности
Годовая (при отсутствии годовой — квартальная, месячная) Организации, являющиеся источниками комплектования государственных архивов, негосударственные организации Постоянно
Государственные организации, не являющиеся источниками комплектования государственных архивов 5 лет
Квартальная, месячная Для всех 1 год

 

———————————

<1> Исчисление сроков хранения документов производится с 1 января года, следующего за годом окончания их делопроизводством (п. 12 примечаний к Перечню N 140). Документы, для которых установлен постоянный срок хранения, подлежат передаче на постоянное хранение в государственные архивы в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь. Документы, для которых установлен временный срок хранения, после истечения этого срока подлежат уничтожению в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь (п. 8 примечаний к Перечню N 140).

 

При хранении первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, отчетности, других документов, связанных с ведением бухгалтерского учета и составлением отчетности, должна обеспечиваться их защита от несанкционированного доступа (п. 2 ст. 18 Закона N 57-З).

Ответственность за организацию хранения первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, отчетности, других документов, связанных с ведением бухгалтерского учета и составлением отчетности, несет руководитель организации (п. 3 ст. 18 Закона N 57-З).

Необеспечение сохранности должностным лицом организации бухгалтерских документов, повлекшее их утрату, влечет наложение штрафа в размере от 4 до 35 базовых величин (ч. 3 ст. 12.1 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП)), уничтожение бухгалтерских документов до истечения установленных сроков их хранения — от 10 до 100 базовых величин (ч. 2 ст. 12.1 КоАП).

 

Примечание. Дополнительно по данному вопросу см. консультации.

 

Предыдущая45678910111213141516171819Следующая


Дата добавления: 2015-03-19; просмотров: 248;


ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

Порядок и сроки хранения бухгалтерских документов

Первичные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская отчетность подлежат обязательному хранению в соответствии с установленными порядком и сроками. Ответственность за обеспечение сохранности в период работы с ними и своевременную передачу их в архив несет главный бухгалтер. Ответственность за организацию хранения учетных документов, регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности несет руководитель организации.

До передачи документов в архив они должны храниться в бухгалтерии в специальных помещениях или закрывающихся шкафах под ответственность лиц, уполномоченных главным бухгалтером. Бланки строгой отчетности необходимо содержать в сейфах, металлических шкафах или специальных помещениях, позволяющих обеспечить их сохранность.

Первичные документы за текущий месяц, относящиеся к одному учетному регистру, хранятся в хронологическом порядке в отдельной папке.

Все денежные документы (кассовые ордера, авансовые отчеты, выписки банка с относящимися к ним документами) должны быть подобраны также в хронологическом порядке и переплетены. Отдельные виды документов (наряды на работу, сменные рапорты) могут храниться непереплетенными, но подшитыми в папках во избежание их утери или злоупотреблений.

Сроки хранения различных документов устанавливает Росархив, утвердивший Перечень типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организаций, с указанием сроков хранения (далее — Перечень).

Постановлением ФКЦБ России от 16.07.2003 N 03-33/пс утверждено Положение о порядке и сроках хранения документов акционерных обществ. В данном документе приведены сроки хранения специальных документов акционерных обществ, в том числе решений о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг, изменения и (или) дополнения в решения о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг, проспекты (проспекты эмиссии) ценных бумаг, отчеты об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, зарегистрированные регистрирующими органами, и т.д. Сроки хранения документов, встречающихся как в акционерных обществах, так и в других организациях, определяются в соответствии с указанным Перечнем. Сроки хранения документов определяются как 1 год, 5 лет, 75 лет, постоянно, до минования надобности, до замены новыми.

Срок хранения большинства бухгалтерских документов составляет не менее 5 лет. Отсчет срока хранения начинается после года, в котором они использовались для составления бухгалтерской отчетности в последний раз. Например, исчисление срока хранения кассовых документов за 2008 г. начнется с 1 января 2009 г. Этот же срок определен и ст. 17 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".

В ст. 24 НК РФ говорится о хранении данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные и произведенные расходы, в течение четырех лет.

Тем не менее никакого противоречия здесь нет, так как в НК РФ речь идет о документах, необходимых для целей налогообложения, а в Федеральном законе "О бухгалтерском учете" — о документах, необходимых для целей бухгалтерского учета.

Это отражено и в Письме Минфина России от 09.02.1999 N 04-01-10.

Срок хранения документов в один год предусмотрен только для несущественных (вспомогательных) бухгалтерских документов. К ним относятся:

месячные бухгалтерские балансы и отчеты (при отсутствии годовых и квартальных они хранятся постоянно);

переписка о сроках представления бухгалтерской и финансовой отчетности;

месячные отчеты по налогам (но при отсутствии квартальных отчетов они хранятся 5 лет. Таким образом, декларации по НДС, составляемые за налоговый период, равный календарному месяцу, и относящиеся к 2007 и более ранним годам, должны храниться 5 лет).

Для документов, связанных с расчетами по оплате труда работников, предусмотрен срок хранения в 75 лет (лицевые счета работников, расчетно-платежные ведомости и т.п.).

К документам с постоянным сроком хранения относятся:

годовые бухгалтерские балансы и отчеты и аналитические документы к ним;

передаточные, разделительные, ликвидационные балансы, приложения, пояснительные записки к ним;

годовые отчеты об исполнении сметы расходов;

отчеты по перечислению денежных сумм по государственному и негосударственному страхованию (пенсионному, медицинскому, социальному, занятости);

паспорта сделок и т.д.

Документы со сроками "до минования надобности" и "до замены новыми" имеют только практическое значение. Срок их хранения устанавливается самой организацией, но не менее 5 лет.

Документы коммерческих и некоммерческих организаций, за исключением государственных и муниципальных учреждений или государственных и муниципальных унитарных предприятий, составляют негосударственную часть государственных архивов. В Москве порядок хранения, комплектования, учета и использования архивных документов регулируется Законом г. Москвы от 28.11.2001 N 67 "Об архивном фонде Москвы и архивах". Постоянное и временное хранение документов негосударственной части архивного фонда Москвы обеспечивают их собственники в создаваемых для этих целей на предприятиях архивах.

Документы, отобранные на постоянное или временное хранение, оформляются в соответствии с правилами работы архивов организаций.

При подготовке документов для передачи в архив необходимо выполнить следующие действия:

  1. вынуть документы из папки, убрать все скрепки и другие металлические предметы (булавки и т.п.);
  2. проверить хронологию — она должна быть строгая — прямая (с января по декабрь вместо образовавшейся в течение года — с декабря по январь);
  3. пронумеровать все документы простым карандашом в правом верхнем углу, не задевая текста документа.

    Исправление номера листа не допускается. В случае допущенной ошибки старый номер зачеркивается, а рядом ставится новый. Нумерация производится арабскими цифрами. Листы "заверитель" и "опись" в общей нумерации не участвуют. В сшитой пачке должно быть не более 250 страниц, и она должна быть не толще 4 см. Если документов больше, то дело делится на два или более тома;

  4. составить опись документов. Она кладется сверху пачки. Листы описи имеют собственную нумерацию;
  5. составить лист-заверитель "В деле подшито… листов". Количество листов дела указывается цифрами и прописью. Количество листов описи приплюсовывается к общему количеству листов дела через знак "+". Лист-заверитель подписывается его составителем с указанием расшифровки подписи, должности и даты составления. Он кладется снизу дела. Заверительная надпись не должна быть оформлена ни на оборотной стороне последнего документа, ни на обложке дела;
  6. надеть твердую обложку из картона или сдать в переплет. Документы прошиваются суровыми нитками в четыре прокола. Документы переплетаются или сшиваются с учетом возможности свободного чтения текста всех документов, дат, виз и резолюций на них. Обложка дела оформляется светостойкими, как правило, черными чернилами, можно маркером;
  7. составить опись дел в трех экземплярах (первый и второй сдают в архив, третий — оставить у себя).

В соответствии с правилами работы архивов организаций документы, образовавшиеся в результате ее деятельности в течение года, после их составления должны храниться в структурных подразделениях еще один год. По прошествии года проводится обработка документов с целью определения их на хранение в архив или к уничтожению.

Часть документов временного хранения (сроком до 10 лет) могут быть уничтожены. Уничтожаются они при следующих условиях:

  1. в организации должна быть создана экспертная комиссия для организации и проведения работы по отбору документов на дальнейшее хранение и уничтожение;
  2. комиссией составляется акт о выделении документов с истекшим сроком хранения к уничтожению;
  3. перечень документов к уничтожению должен быть согласован с местным архивом, на перечне документов должен быть гриф одобрения архива;
  4. должна пройти внешняя ревизия;
  5. документы уничтожаются путем сдачи их в соответствующие организации на переработку (утилизацию). Передача документов оформляется приемо-сдаточной накладной. В случае необходимости документы могут быть уничтожены в присутствии представителя организации с составлением акта об уничтожении документов.

За любые нарушения в области архивного дела на должностных лиц организаций, а также на юридических лиц может быть наложен штраф:

нарушение правил хранения, комплектования, учета или использования архивных документов влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц организаций — от 300 до 500 руб. (ст. 13.20 КоАП РФ);

неисполнение акционерным обществом, профессиональным участником рынка ценных бумаг, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда либо специализированным депозитарием акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда обязанности по хранению документов, которые предусмотрены законодательством об акционерных обществах, о рынке ценных бумаг, об инвестиционных фондах и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами и хранение которых является обязательным, а также нарушение установленных порядка и сроков хранения таких документов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2500 до 5000 руб.; на юридических лиц — от 200 000 до 300 000 руб. (ч. 1 ст. 13.25 КоАП РФ);

неисполнение обществом с ограниченной (дополнительной) ответственностью или унитарным предприятием обязанности по хранению документов, которые предусмотрены законодательством об обществах с ограниченной ответственностью, о государственных и муниципальных унитарных предприятиях и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами и хранение которых является обязательным, а также нарушение установленных порядка и сроков хранения таких документов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2500 до 5000 руб.; на юридических лиц — от 200 000 до 300 000 руб. (ч. 2 ст. 13.25 КоАП РФ);

неповиновение распоряжениям представителей архива, а также воспрепятствование осуществлению ими их служебных обязанностей (например, не пропустили на территорию предприятия) влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц организации — от 1000 до 2000 руб. (ст. 19.4 КоАП РФ);

неустранение в указанный срок отмеченных нарушений влечет наложение административного штрафа на должностных лиц — от 1000 до 2000 руб. или дисквалификацию на срок до трех лет, на юридических лиц — от 10 000 до 20 000 руб. (ст. 19.5 КоАП РФ).

Согласно ст. 120 НК РФ отсутствие первичных документов является грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения. За него предусмотрен штраф в размере:

5000 руб. — если эти деяния совершены в течение одного налогового периода;

15 000 руб. — если они совершены в течение более одного налогового периода;

10% от суммы неуплаченного налога, но не менее 15 000 руб. — если они повлекли занижение налоговой базы.

Согласно ст. 15.11 КоАП РФ за нарушение сроков хранения учетных документов предусмотрен административный штраф на должностных лиц в размере от 2 тыс. до 3 тыс. руб.

И.Каганова

Аудитор

.

 

Ответственность за нарушение порядка хранения и уничтожения документов

  В соответствии с постановлением Правительства РФ от 28 декабря 1998 г. N 1562 » Об утверждении положения о Федеральной архивной службе России» Росархив наделен функциями контроля за соблюдением сроков хранения документов, относящихся к архивному фонду. В большинстве субъектов РФ действуют положения и законы, которые наделяют соответствующие органы управления архивным делом (как правило, ведомственные архивы) полномочиями в области применения к организациям мер административной ответственности. Органы Росархива проверяют выполнение организациями требований законодательства в области архивного дела, обеспечение сохранности, комплектования и использования организациями документов в делопроизводстве.

  В соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об Архивном фонде РФ и архивах от 7 июля 1993 г. N 5341-1 должностные лица и граждане несут уголовную, административную и иную установленную законодательством Российской Федерации и республик в составе РФ ответственность за нарушение законодательства об Архивном фонде РФ и архивах.

  Административная ответственность в субъектах РФ предусматривается различными нормативными актами. Так, в городе Москве действует распоряжение мэра Москвы от 19 октября 1993 г. N 595-РМ » Об утверждении размеров штрафных санкций, налагаемых объединением » Мосгорархив» за нарушение действующего законодательства по архивному делу» . Несоблюдение сроков хранения архивных документов влечет за собой взыскание штрафных санкций, налагаемых объединением » Мосгорархив» на учреждения, предприятия, организации независимо от форм собственности, за нарушение действующего законодательства по архивному делу, установленных правил обеспечения сохранности, упорядочения и использования архивных документов в размере до 70 МРОТ. На практике при совершении организацией двух или более правонарушений штрафные санкции взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности.

Уплата штрафа не освобождает предприятие от обязанности устранить нарушение. Наличие специализированных актов, регулирующих вопросы административной ответственности за нарушение архивного законодательства, можно отметить, например, в Омской области и Хабаровском крае. На территории этих субъектов РФ действуют законы об административной ответственности за нарушение архивного законодательства, которые предусматривают в среднем штрафные санкции в размере до 30 МРОТ (Омская область) и до 100 МРОТ (Хабаровский край).

  В большинстве регионов административная ответственность предусмотрена положениями или законами об архивных фондах. Так, закон Тюменской области предусматривает наложение штрафных санкций в размере до 50 МРОТ.

Положение об архивном фонде Курской области предусматривает наложение штрафных санкций на граждан — до 10 МРОТ;на должностных лиц — до 20 МРОТ.

  В некоторых регионах, например в Краснодарском крае, соответствующими законами об архивных фондах не предусмотрено наложение на организации штрафных санкций за несоблюдение архивного законодательства. Если на территории такого субъекта не действует иной нормативный акт, устанавливающий административную ответственность, архивные фонды не вправе налагать штрафы на организации.

  В соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об Архивном фонде РФ и архивах от 7 июля 1993 г. N 5341-1 государственный контроль за соблюдением законодательства об Архивном фонде РФ и архивах осуществляется помимо органов управления архивным делом органами прокуратуры.

По запросу архива о нарушении организацией архивного законодательства прокурор или его заместитель выносит представление об устранении нарушений закона (ст. 24, 26 Закона РФ от 17 января 1992 г. N 2202-1 » О прокуратуре Российской Федерации» ). В течение месяца со дня внесения представления прокурора организация должна принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона. О результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

  За умышленное невыполнение требований прокурора Кодекс РСФСР об административных правонарушениях предусматривает наложение штрафа в размере до 50 МРОТ.

  В случае невыполнения организацией представления прокурора он вправе возбудить уголовное дело или производство об административном правонарушении. Однако уголовная или административная ответственность руководителя или главного бухгалтера за пропажу (несохранность) документов наступает лишь в строго определенных законом случаях*.

  Следует иметь в виду, что документы организаций, образовавшихся при приватизации, являются государственной собственностью. А следовательно, за их утрату, как и за похищение, уничтожение, повреждение или сокрытие официальных документов, предусмотрена уголовная ответственность в соответствии со статьей 325 Уголовного кодекса РФ.

  Таким образом, законодательство устанавливает срок и условия хранения документов, составляющих архивный фонд, а также порядок их уничтожения. Контроль за сохранностью документов, относящихся к архивному фонду, осуществляют органы управления архивным делом. В соответствии с нормативными актами субъектов Российской Федерации в большинстве регионов в случае нарушения архивного законодательства уполномоченные органы вправе налагать административное взыскание на организации в виде штрафа. Органы управления архивным делом вправе также обращаться с соответствующими запросами в органы прокуратуры. Однако возбуждение уголовного дела или производства по административным правонарушениям по основанию пропажи (несохранности) документов возможно лишь в строго ограниченных случаях.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *