Срок реорганизации в форме присоединения

Статья 13.1. Уведомление о реорганизации юридического лица

(введена Федеральным законом от 30.12.2008 N 315-ФЗ)

1. Юридическое лицо в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о его реорганизации обязано в письменной форме сообщить в регистрирующий орган о начале процедуры реорганизации, в том числе о форме реорганизации, с приложением решения о реорганизации. В случае участия в реорганизации двух и более юридических лиц такое уведомление направляется юридическим лицом, последним принявшим решение о реорганизации либо определенным решением о реорганизации.

На основании этого уведомления регистрирующий орган в срок не более трех рабочих дней вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо (юридические лица) находится (находятся) в процессе реорганизации.

2. Реорганизуемое юридическое лицо после внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о начале процедуры реорганизации дважды с периодичностью один раз в месяц помещает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридических лиц, уведомление о своей реорганизации. В случае участия в реорганизации двух и более юридических лиц уведомление о реорганизации опубликовывается от имени всех участвующих в реорганизации юридических лиц юридическим лицом, последним принявшим решение о реорганизации либо определенным решением о реорганизации. В уведомлении о реорганизации указываются сведения о каждом участвующем в реорганизации, создаваемом (продолжающем деятельность) в результате реорганизации юридическом лице, форма реорганизации, описание порядка и условий заявления кредиторами своих требований, иные сведения, предусмотренные федеральными . Реорганизуемое юридическое лицо в течение пяти рабочих дней после даты направления уведомления о начале процедуры реорганизации в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, в письменной форме уведомляет известных ему кредиторов о начале реорганизации, если иное не предусмотрено федеральными законами.

3. Внесение в единый государственный реестр юридических лиц записи (записей) о том, что юридическое лицо (юридические лица) находится (находятся) в процессе реорганизации, а также иных записей в связи с реорганизацией юридических лиц не допускается в случае участия в реорганизации юридического лица, в отношении которого принято решение о его ликвидации.

(п. 3 введен Федеральным законом от 28.06.2013 N 134-ФЗ)


ЖеняЖеня 23.06.2014 15:16

Re: Реорганизация ЗАО в ООО путем преобразования.

Уведомление ФСФР.
 

А) Форма титульного листа уведомления об изменении сведений, связанных с выпуском (дополнительным выпуском) ценных бумаг, их эмитентом и (или) лицом, предоставившим (предоставляющим) обеспечение по облигациям эмитента

Наименование регистрирующего органа

УВЕДОМЛЕНИЕ
об изменении сведений, связанных с выпуском
(дополнительным выпуском) ценных бумаг, их эмитентом
и (или) лицом, предоставившим (предоставляющим)
обеспечение по облигациям эмитента

___________________________________________________________________________
(указывается наименование эмитента или его правопреемника)

уведомляет об изменении сведений, связанных с:

┌────┐
│ │ выпуском (дополнительным выпуском) ценных бумаг
└────┘
┌────┐
│ │ эмитентом ценных бумаг
└────┘
┌────┐
│ │ лицом, предоставившим (предоставляющим)
└────┘ обеспечение по облигациям эмитента

Настоящим подтверждается, что текст документа на электронном носителе
соответствует представленному уведомлению об изменении сведений, связанных
с выпуском (дополнительным выпуском) ценных бумаг, их эмитентом и (или)
лицом, предоставившим (предоставляющим) обеспечение по облигациям эмитента.

Место нахождения эмитента или его правопреемника и контактные телефоны ____
___________________________________________________________________________
(указываются место нахождения эмитента или его правопреемника
и контактные телефоны эмитента или его правопреемника с указанием
междугороднего кода)

┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│ │
│Наименование должности руководителя эмитента _________ ________________│
│ подпись И.О. Фамилия │
│Дата "__" _______ 20__ г. М.П. │
└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
Б) Содержание уведомления об изменении сведений, связанных с выпуском (дополнительным выпуском) ценных бумаг, их эмитентом и (или) лицом, предоставившим (предоставляющим) обеспечение по облигациям эмитента

1. Содержание изменений в сведениях, связанных с выпуском (дополнительным выпуском) ценных бумаг, их эмитентом и (или) лицом, предоставившим (предоставляющим) обеспечение по облигациям эмитента
Указывается содержание изменений в сведениях, связанных с выпуском (дополнительным выпуском) ценных бумаг, их эмитентом и (или) лицом, предоставившим (предоставляющим) обеспечение по облигациям эмитента.
В случае изменения сведений, связанных с выпуском (дополнительным выпуском) ценных бумаг или лицом, предоставившим (предоставляющим) обеспечение по облигациям эмитента, отдельно указываются:
вид, категория (тип), серия, форма, номинальная стоимость (при наличии) и иные идентификационные признаки ценных бумаг соответствующего выпуска (дополнительного выпуска), для облигаций — срок погашения;
государственный регистрационный номер выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг и дата его государственной регистрации;
дата государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг или представления уведомления об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг.
2.

Момент возникновения изменений в сведениях, связанных с выпуском (дополнительным выпуском) ценных бумаг, их эмитентом и (или) лицом, предоставившим (предоставляющим) обеспечение по облигациям эмитента
Указывается дата, которая в соответствии с главой X настоящих Стандартов является моментом возникновения соответствующих изменений в сведениях, связанных с выпуском (дополнительным выпуском) ценных бумаг, их эмитентом и (или) лицом, предоставившим (предоставляющим) обеспечение по облигациям эмитента.
3.

Основания для изменения сведений, связанных с выпуском (дополнительным выпуском) ценных бумаг, их эмитентом и (или) лицом, предоставившим (предоставляющим) обеспечение по облигациям эмитента
Указываются решения органов управления эмитента, решения органов государственной власти, в том числе судебные решения, решения иных органов или организаций, послужившие основанием для изменения сведений, связанных с выпуском (дополнительным выпуском) ценных бумаг, их эмитентом и (или) лицом, предоставившим (предоставляющим) обеспечение по облигациям эмитента, даты принятия таких решений, реквизиты протоколов, которыми указанные решения оформлены.
4. Документы, представляемые в подтверждение изменения сведений, связанных с выпуском (дополнительным выпуском) ценных бумаг, их эмитентом и (или) лицом, предоставившим (предоставляющим) обеспечение по облигациям эмитента

N п/п Наименование документа Количество листов Количество экземпляров

Коротко: «Консервация» компании – часто оправданная мера и разумный выход в критической ситуации. Однако, в отличие от процедуры ликвидации, приостановление деятельности ООО не регламентируется законом. Сложившаяся практика говорит о том, что это можно сделать, грамотно оформив свои действия и документы.

Подробно

По сути, приостановление – это прекращение всех производственных и экономических действий, а, следовательно, отсутствие доходов и необходимости содержать наемных работников. Формально компания существует, так как в подобной ситуации закон не обязывает учредителей снимать ее с регистрационного учета. Чтобы избежать осложнений при реализации такого намерения, нужно выполнить ряд действий:

  • издать приказ о приостановлении деятельности организации
  • прекратить все финансово-хозяйственные операции
  • завершить отношения с наемным персоналом

Как составить приказ

Никаких особенностей такой документ не имеет. Составляется он по обычным правилам делопроизводства, стандартной формы нет, главное – содержание. Приказом деятельность приостанавливается на указанный период или неопределенный срок с указанием причины. Она также может быть любой, например: в связи падением спроса, снижением товарооборота или ухудшением экономической ситуации. Можно дополнить его конкретными распоряжениями, но ничего лишнего лучше в приказе не писать.

Особенно того, что касается персонала. Так, ошибкой будет распоряжение о предоставлении сотрудникам отпусков без содержания и, тем более, об увольнении.

Несмотря на то, что вопросы увольнения регулируются Трудовым кодексом, приостановление деятельности прямо затрагивает интересы работников. Поэтому каждого их них необходимо ознакомить с приказом под подпись.

Скачать образец приказа на приостановления деятельности ООО.

«Замораживание» финансово-хозяйственных операций

Обычно, прекращая работу, компания старается избавиться от лишнего: товаров на складах, материалов, оборудования (если они имеются). Делать это нужно аккуратно, не забывая, что размер чистых активов не должен быть ниже величины минимального уставного капитала – это может послужить основанием для ликвидации. Особенно внимательно следует действовать, если фирма занималась лицензионной деятельностью.

Фактическое отсутствие хозяйственной деятельности характеризуется такими признаками, как:

  • отсутствие любых операций по счетам компании;
  • отсутствие базы для исчисления всех видов налогов.

Во избежание обвинений в «фиктивном» приостановлении (при появлении на счетах каких-то неожиданных оборотов) желательно направить банку уведомительное письмо. Но счета должны остаться действующими.

Что касается налогов, страховых взносов в ПФР, ФФОМС, ФСС, лучше полностью погасить все платежи за отчетный период. Во время «бездействия» необходимо регулярно сдавать нулевую отчетность, чтобы избежать штрафных санкций, пени.

Внимание! Если фирма осуществляла отдельные виды деятельности, по которым уплачивала ЕНВД, то необходимо обязательно сняться с учета.

Уплата налогов и страховых взносов по этой системе зависит от факта регистрации в качестве плательщика, даже если доходы отсутствуют.

Нужно ли уведомлять фискальные органы о прекращении работы? Не обязательно, но лучше сделать это. Предупредительное письмо избавит от излишнего любопытства и плановых проверок.

Отношения с наемными работниками

Практически всегда приостановление деятельности влечет за собой проблемы с персоналом. Издавая приказ, работодатель предупреждает о том, что не может обеспечить их работой и выплачивать заработную плату. Если в приказе обозначен срок, то обычно предлагают отпуск без содержания; когда он отсутствует – подать заявление на увольнение. Это одинаково касается директора и бухгалтера. Но люди ведут себя по-разному.

Трудовым кодексом регламентируется только увольнение при ликвидации предприятия. Приостановка работы не является основанием для прекращения трудовых отношений. С другой стороны – заработная плата положена за выполнение рабочей нормы. Если у фирмы нет долгов перед сотрудниками, ситуация упрощается, иначе – возможны судебные разбирательства. Суд же, в большинстве случаев, рассматривает это как простой по вине работодателя.

Пример.

Работник К. с 01.01.201 не получал заработную плату, но до 01.04.2011 продолжал работать. Затем подал письменное заявление и перестал ходить на работу, так как задержка зарплаты составила больше 15 дней (законное право). Приказа об остановке производства не подписывал. Уволился 01.10.2011. Суд обязал выплатить ему зарплату за период работы – в полном объеме, а также за период простоя – 2/3 средней заработной платы (ст.157 ТК РФ).

Вывод: чтобы «законсервировать» предприятие без проблем, желательно дождаться, когда из сотрудников на нем останутся только директор и главный бухгалтер.

Дополнение 

Остались вопросы как правильно приостановить деятельность организации или вам нужна индивидуальная консультация? Оставьте заявку на онлайн-сервисе «Правовед» и профессиональный юрист займется вашим вопросом. (получение первого ответа в течении 15 минут). 

Петр Столыпин, 2015-05-26

Вопросы и ответы по теме

По материалу пока еще не задан ни один вопрос, у вас есть возможность сделать это первым



Сохраните статью в социальные сети:

Текущая редакция ст. 58 ГК РФ с комментариями и дополнениями на 2018 год

1. При слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу.

2. При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица.

3. При разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с передаточным актом.

4. При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

5. При преобразовании юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой организационно-правовой формы права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются, за исключением прав и обязанностей в отношении учредителей (участников), изменение которых вызвано реорганизацией.

К отношениям, возникающим при реорганизации юридического лица в форме преобразования, правила статьи 60 настоящего Кодекса не применяются.

Комментарий к статье 58 ГК РФ

1. Правопреемство — переход от одного лица к другому прав и обязанностей или отдельных прав. Правопреемство может осуществляться в силу закона, договора или других юридических оснований. Комментируемая статья регламентирует условия правопреемства при реорганизации юридических лиц.

В зависимости от используемой формы реорганизации правопреемство может быть реализовано по следующим направлениям:
— распределение прав и обязанностей реорганизуемого лица между вновь образуемыми лицами. Это характерно для реорганизации в форме выделения или разделения;
— объединение прав и обязанностей, принадлежавших разным лицам, у одного лица — правопреемника. Это характерно для реорганизации в форме слияния или присоединения;
— сохранение прав и обязанностей реорганизованного лица в отношении других лиц, за исключением прав и обязанностей в отношении учредителей (участников), изменение которых вызвано реорганизацией. Это характерно для реорганизации в форме преобразования.

2. Новшеством комментируемой статьи является исключение ограничения объема прав и обязанностей, переходящих к правопреемнику в процессе слияния и присоединения. Ранее объем таких прав и обязанностей ограничивался передаточным актом. Поскольку предпринимательская деятельность характеризуется стабильностью и длящимися отношениями, то обеспечение полного правопреемства способствует не только сохранению и продолжению ранее возникших правоотношений, но и обеспечению возможности их реализации правопреемником в объеме ранее определенных правомочий.

3. Положения комментируемой статьи исключают из правовой практики понятие «разделительный баланс», заменяя его передаточным актом, что в большей степени соответствует проводимым реорганизационным процедурам, которые предполагают переход прав и обязанностей к правопреемнику.

4. Комментируемая статья содержит уточнение, определяющее, что к отношениям, возникающим при реорганизации юридического лица в форме преобразования, не применяются правила ст. 60 ГК РФ об обеспечении гарантий прав кредиторов реорганизуемого юридического лица. Данная норма является следствием изменений, внесенных в комментируемую статью в отношении правопреемства при реорганизации в форме преобразования. Сохранение при преобразовании прав и обязанностей реорганизованного юридического лица в отношении других лиц как раз и выступает своеобразной мерой, обеспечивающий гарантии прав кредиторов реорганизуемого юридического лица.

Однако здесь возникает вопрос необходимости уведомления о реорганизации контрагентов юридического лица, подлежащего преобразованию. При реорганизации в иных формах предусмотрено как публичное уведомление в средствах массовой информации о начале процедуры реорганизации (см. абз.2 п.1 ст. 60 ГК РФ), так и индивидуальное (см. абз.3 п.1 ст.

60 ГК РФ). Исходя из буквального толкования абз.2 п.5 комментируемой статьи, подобное уведомление при реорганизации в форме преобразования отныне не обязательно. Тем не менее, считаем, что в практической деятельности все-таки целесообразно поставить контрагентов преобразованного юридического лица в известность о проведенной реорганизации. То есть, уведомить не о начале процедуры реорганизации, а уже о свершившемся факте преобразования. Полагаем, что в ближайшие 2-3 года практика применения норм комментируемой статьи, равно как и других взаимосвязанных с ней статей, позволит более конкретно ответить на указанный вопрос.

5. Судебная практика:
— постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 26.06.2014 по делу N А53-11439/2013;
— постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2014 N N 06АП-2882/2014 по делу N А04-244/2014;
— решение Арбитражного суда Красноярского края от 07.07.2014 по делу N А33-19698/2013;
— решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 11.06.2014 по делу N А71-4063/2014;
— определение Арбитражного суда Приморского края от 30.06.2014 по делу N А51-13234/2014.

Консультации и комментарии юристов по ст 58 ГК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 58 ГК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Правовые основы реорганизации и ликвидации юридических лиц

Понятие и способы реорганизации юридических лиц

Реорганизация – прекращение организации, при котором осуществляется переход прав и обязанностей к другим лицам, то есть правопреемство.

Способы реорганизации юридических лиц определены ст. 57 ГК РФ.

1. Слияние – объединение двух и более юридических лиц в единое новое юридическое лицо. При этом самостоятельное существование сливающихся организаций прекращается. Реорганизация юридических лиц в форме слияния считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица.

2. Присоединение – «вливание» одной и более присоединяемых организаций в организацию, к которой происходит присоединение. При этом присоединяемое юридическое лицо прекращает свою деятельность, все его права и обязанности переходят к юридическому лицу, к которому происходит присоединение. Реорганизация в форме присоединения считается завершенной с момента внесения в государственный реестр записи о прекращении деятельности последнего из присоединившихся юридических лиц.

3. Разделение – образование на базе прекратившего существование юридического лица двух и более самостоятельных юридических лиц. При разделении ранее существовавшее юридическое лицо прекращает свою деятельность, а его права и обязанности переходят к вновь создаваемым юридическим лицам. Реорганизация в форме разделения считается завершенной с момента государственной регистрации последнего из вновь возникших юридических лиц.

4. Выделение – образование новых самостоятельных юридических лиц, при этом реорганизуемое юридическое лицо продолжает функционировать, а часть его прав и обязанностей переходит ко вновь образованным юридическим лицам. Реорганизация в форме выделения считается завершенной с момента государственной регистрации последнего из вновь возникших юридических лиц.

5. Преобразование – прекращение юридического лица и возникновение на его основе нового юридического лица. Реорганизация в форме преобразования считается завершенной с момента государственной регистрации вновь созданного юридического лица.

При реорганизации в форме слияния, присоединения, преобразования правопреемство оформляется передаточным актом, при разделении и выделении – разделительным балансом. Передаточный акт и разделительный баланс должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами. Эти документы утверждаются учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации (ст. 59 ГК РФ).

Порядок и виды реорганизации юридических лиц

Выделяют следующие виды реорганизации:

  1. добровольная реорганизация осуществляется по решению учредителей (участников) юридического лица либо органа, уполномоченного на то учредительными документами.
  2. принудительная реорганизация осуществляется по решению уполномоченного государственного органа или по решению суда в случаях, прямо указанных в законодательстве.

Так, в соответствии со ст. 19 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» Федеральная антимонопольная служба РФ может принять решение о принудительном разделении или выделении хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на товарном рынке и злоупотребляющего своим положением. В решении государственного органа должен быть определен срок реорганизации. Если учредители (участники), уполномоченный ими орган самого юридического лица не осуществят реорганизацию в указанный срок, суд по иску уполномоченного государственного органа назначает внешнего управляющего, которому поручается проведение реорганизации. С момента назначения внешнего управляющего к нему переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Утверждение судом разделительного баланса и учредительных документов является основанием для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц (ст. 57 ГК РФ).

В определенных случаях требуется согласие государственных органов на реорганизацию. В соответствии со ст. 17 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» на антимонопольные органы возложено осуществление контроля над реорганизацией в форме слияния и присоединения коммерческих организаций, суммарная балансовая стоимость активов которых по последнему балансу превышает 30 миллионов установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда.

Орган, принявший решение о реорганизации, обязан направить кредиторам письменное уведомление об этом. Кредиторы вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому выступает реорганизуемая коммерческая организация, а также возмещения убытков, причиненных досрочным исполнением иди прекращением обязательства. Кроме того, если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника реорганизованного юридического лица, вновь возникшие юридические лица несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного юридического лица перед его кредиторами (ст. 60 ГК РФ).

Государственная регистрация юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, осуществляется в соответствии с ГК РФ и Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». В регистрирующий орган (налоговые органы) представляются:

  1. заявление о регистрации каждого вновь возникшего юридического лица, воздаваемого путем реорганизации, в котором подтверждается, что учредительные документы созданных путем реорганизации юридических лиц соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и заявлении о государственной регистрации, достоверны, что передаточный акт или разделительный баланс содержит положения о правопреемстве по всем обязательствам вновь возникшего юридического лица в отношении всех его кредиторов, что все кредиторы реорганизуемого лица уведомлены в письменной форме о реорганизации и в установленных законом случаях вопросы реорганизации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления;
  2. учредительные документы каждого вновь возникающего юридического лица (подлинники или нотариально удостоверенные копии);
  3. решение о реорганизации юридического лица;
  4. договор о слиянии в предусмотренных федеральными законами случаях;
  5. передаточный акт или разделительный баланс;
  6. документ об уплате государственной пошлины.

Государственная регистрация осуществляется по месту нахождения реорганизуемых юридических лиц. Регистрирующий орган принимает решение о государственной регистрации вновь возникшего юридического лица (лиц) или об отказе в государственной регистрации в срок не более чем пять рабочий дней. При положительном решении данный орган осуществляет соответствующую запись в реестре, оформляет свидетельство о регистрации.

Понятие, виды и порядок ликвидации юридических лиц

Ликвидация представляет собой прекращение юридического лица без правопреемства, т. е. без перехода прав и обязанностей к другим лицам. Правовые основы осуществления ликвидации организаций и индивидуальной предпринимательской деятельности закреплены ГК РФ, иными актами.

Выделяют следующие виды ликвидации юридических лиц:

  1. добровольная ликвидация;
  2. принудительная ликвидация.

Добровольная ликвидацияосуществляется по решению учредителей (участников) юридического лица либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.

Решение о ликвидации государственного или муниципального унитарного предприятия может принять собственник имущества – соответствующий государственный орган или орган местного самоуправления. Статья 61 ГК РФ содержится примерный перечень оснований добровольной ликвидации, в частности: истечение срока, на который создана организация; достижение цели, ради которой она создана и др.

Принудительная ликвидацияпроизводится на основании решения суда в следующих случаях:

  • осуществление деятельности без надлежащего разрешения (лицензии);
  • осуществление деятельности, запрещенной законом;
  • неоднократное или однократное, но грубое нарушение закона или иных правовых актов и др. (ст. 61 ГК РФ).

Приведенный перечень не является исчерпывающим. Основания принудительной ликвидации могут быть предусмотрены и другими статьями ГК РФ (например, ст. 65, 81 ГК РФ). С требованием о ликвидации может обратиться в суд государственный орган или орган местного самоуправления в случае, если такое право предоставлено ему законом. В частности, таким правом обладают ФАС РФ, ФНС РФ, Минфин России, ЦБ РФ.

Ликвидационный процесс проходит несколько этапов, приведенных ниже.

1. Принятие уполномоченными органами решения о ликвидации юридического лица.

2. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны в трехдневный срок в письменной форме уведомить об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации юридического лица.

Регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации (ст. 20 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

3. Назначение ликвидационной комиссии (ликвидатора) учредителями (участниками) лица или органом, принявшим решение о ликвидации, по согласованию с регистрирующим органом. С момента назначения ликвидационной комиссии (ликвидатора) к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица, в том числе право выступать от имени ликвидируемого юридического лица в суде.

4. Публикация о ликвидации в органах печати, в которых обычно публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц.

В публикации должны быть отражены: наименование ликвидируемого юридического лица; дата принятия решения о ликвидации; орган, который принял решение о ликвидации; идентификационный номер налогоплательщика и номер ликвидируемого лица в реестре; порядок и срок заявления требований кредиторами, который не может быть менее двух месяцев с момента публикации; способ связи с ликвидационной комиссией (адрес, телефон, факс).

4. Переоформление банковской карточки с образцами подписи лиц, имеющих право распоряжаться находящимися на счету денежными средствами,

на руководителя и членов ликвидационной комиссии.

5. Формирование активов и пассивов организации. С этой целью ликвидационной комиссией выявляются кредиторы (последние обязательно письменно уведомляются о ликвидации должника), принимаются меры к получению дебиторской задолженности, проводится инвентаризация имущества.

6. Выход из состава участников других юридических лиц.

7. Увольнение работников в соответствии с требованиями, предусмотренными трудовым законодательством.

8. Составление промежуточного ликвидационного баланса по окончании срока, отведенного кредиторам для предъявления требований. Баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации; согласовывается с органом, осуществляющим государственную регистрацию (куда направляется оригинал или заверенная копия баланса). Баланс должен содержать сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечень предъявленных кредиторами требований и результат их рассмотрения. Если активов организации не достаточно для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом (ст. 224 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»). В этом случае юридическое лицо ликвидируется в порядке, предусмотренном параграфом 1 главы 9 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».

9. Расчеты с кредиторами в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК РФ. Удовлетворение требований кредиторов начинается со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса, за исключение кредиторов пятой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения баланса.

10. Составление ликвидационного баланса, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации. Баланс должен быть согласован с регистрирующим органом.

11. Представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию (налоговые органы), следующих документов:

а) заявления с подтверждением соблюдения порядка ликвидации, завершения расчетов и согласования вопросов ликвидации с соответствующими государственными органами;
б) ликвидационного баланса;
в) документа об уплате государственной пошлины.

Государственная регистрация ликвидации осуществляется по месту нахождения ликвидируемого юридического лица в срок, не превышающий пяти рабочих дней.

Контрольные вопросы

  1. Дайте определение понятий «реорганизация» и «ликвидация».
  2. Чем отличается реорганизация от ликвидации?
  3. Назовите способы реорганизации.
  4. Охарактеризуйте основания и порядок добровольной и принудительной реорганизации.
  5. Какими правами обладают кредиторы реорганизуемого юридического лица?
  6. Перечислите основания добровольной и принудительной ликвидации юридических лиц.
  7. Каков порядок ликвидации юридического лица?
  8. С какого момента юридическое лицо считается ликвидированным?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *