Справка об уплате налогов

Главная — Документы

Справка об исполнении обязанности по уплате налогов

 

Кредит, госзаказ, отдельные виды лицензий и т.д. организация и ИП вряд ли смогут получить, не имея на руках документа, подтверждающего их налоговую добросовестность. Речь идет о Справке об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, которую можно получить в ИФНС. Между тем Приказом от 21 января 2013 г. N ММВ-7-12/22@ представители ФНС России обновили ее рекомендованную форму и Порядок формирования, четко обозначив случаи, когда запись в Справке будет не слишком красивой.

Налоговым кодексом обязанность налоговиков по выдаче налогоплательщику непосредственно справки об уплате налогов, сборов, пеней и штрафов не установлена. Но пп. 10 п. 1 ст. 32 Кодекса предусмотрено, что по его запросу инспекторами должна быть представлена справка о состоянии его расчетов с бюджетом. Кроме того, в НК закреплено право хозяйствующего субъекта получать в инспекции по месту учета бесплатную информацию в том числе о своих правах и обязанностях (пп.

1 п. 1 ст. 21 НК); закреплена в Кодексе и корреспондирующая с ним обязанность налоговиков такую информацию предоставлять (пп. 4 п. 1 ст. 32 НК).
В результате Приказом ФНС России от 23 мая 2005 г. N ММ-3-19/206@ в дополнение к формам по сверке и состоянию расчетов с бюджетом была утверждена также справка об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов, а также Методические указания по ее заполнению. Приказом же от 21 января 2013 г. N ММВ-7-12/22@ представители Федеральной налоговой службы утвердили ее новую рекомендованную форму и Порядок формирования (далее — Порядок).

 

Содержание справки и Порядок заполнения

 

Соответствуя своему названию, справка об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов информирует лишь о том, имеет или не имеет хозяйствующий субъект по состоянию на определенную дату такую неисполненную обязанность. Иными словами, никакие суммы задолженностей в ней не прописываются. Это касается как прежней, так и новой справки. Однако теперь Порядком предусмотрено, что данный документ формируется на основании соответствующих сведений из всех налоговых инспекций, в которых налогоплательщик состоит на учете.
Собственно говоря, форма справки дополнена специальным Приложением, которое формируется при получении налоговиками хотя бы одного ответа из опрошенных ИФНС о наличии у хозяйствующего субъекта недоимки. В нем указывается код налоговой инспекции, в которой за налогоплательщиком числится задолженность. Вполне понятно, что в самой форме справки при этом делается запись: "Имеет неисполненную обязанность". Получить красивую формулировку "не имеет неисполненной обязанности" хозяйствующий субъект сможет только в случае отсутствия у него по данным всех соответствующих инспекций ФНС по состоянию на дату формирования справки недоимки, а также начисленных, но не уплаченных им пеней, процентов за пользование бюджетными средствами и штрафов. Не принимаются во внимание в данном случае лишь те суммы:

  • на которые предоставлены отсрочка (рассрочка), инвестиционный налоговый кредит;
  • которые реструктурированы в соответствии с законодательством;
  • по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной.

При этом справка формируется на дату, указанную в запросе на ее представление. Если же заявителем она не проставлена, то за отправную точку будет принята дата регистрации этого запроса в налоговом органе. Аналогичным образом инспекторы поступят, если в нем указана будущая дата.

 

Порядок обращения за справкой и ее выдачи

 

Утверждая прежнюю форму справки, представители ФНС в Методических указаниях по ее заполнению прописали и некоторые детали порядка ее выдачи. Так, было предусмотрено, что данный документ предоставляется ИФНС по месту учета налогоплательщика по его письменному заявлению, подписанному руководителем организации. На подготовку справки налоговому органу отводилось 10 дней с даты поступления заявления. Однако Порядок аналогичных положений не содержит.

Не установлены специальные правила обращения за справкой и ее выдачи и Административным регламентом ФНС по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, который утвержден Приказом Минфина России от 2 июля 2012 г. N 99н (далее — Регламент). Тем не менее анализ его положений позволяет сделать вывод, что в рассматриваемой ситуации следует руководствоваться п. п. 125 — 144 Регламента. Данными нормами описывается порядок информирования налогоплательщиков о состоянии их расчетов с бюджетом, а проще говоря, порядок предоставления соответствующей справки, о которой уже упоминалось.

Так, в целях получения данного документа налогоплательщику необходимо обратиться в ИФНС по месту учета с письменным запросом, рекомендованная форма которого приведена в Приложении N 8 к Регламенту. При этом последняя предусматривает возможность отметить в соответствующих полях, какую именно справку запрашивает хозяйствующий субъект — о состоянии расчетов с бюджетом, исполнении обязанности по уплате налогов или обе сразу.

Согласно п. 127 Регламента справка о состоянии расчетов предоставляется в течение 5 рабочих дней со дня поступления в инспекцию соответствующего письменного запроса. По всей видимости, в тот же срок теперь подлежит выдаче и справка об исполнении налоговых обязанностей.

Запрос может быть представлен налогоплательщиком в ИФНС как лично, так и путем направления по почте. Аналогичным образом в нем должно быть указано, каким способом заявитель желает получить справку — лично в инспекции или по почте. Если этого не сделать, документ будет выслан ему почтовым отправлением. При получении справки лично потребуется предъявить документ, удостоверяющий личность. В противном случае документ опять же будет выслан по почте. Такой исход ждет заявителя, если в течение 5 рабочих дней с момента истечения срока на выдачу справки лично в руки, как было указано в запросе, он за ней так и не явится.

Следует иметь в виду, что в приеме запроса может быть отказано тоже. Однако основаниями для такого отказа по большей части являются ошибки, допущенные при заполнении запроса, а вернее отсутствие в нем какой-либо обязательной информации. К таковой относятся:

  • полное наименование организации (фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя);
  • ИНН заявителя;
  • почтовый адрес (адрес электронной почты) заявителя;
  • подписи и указания фамилии и инициалов физлица — представителя организации, представившего и (или) подписавшего запрос;
  • оттиск печати организации (в запросе, представленном на бумажном носителе не на бланке организации, изготовленном типографским способом).

Кроме того, основанием для отказа может послужить отсутствие у лица, подписавшего запрос, полномочий обращаться в налоговый орган для получения информации о заявителе или непредставление им документов, подтверждающих такие полномочия.

Наконец, представление запроса, текст которого не поддается прочтению, также не приведет к получению желаемой справки.

При наличии перечисленных оснований запрос просто будет возвращен заявителю. При этом по его просьбе ответственное должностное лицо ИФНС должно проставить на запросе отметку об отказе в приеме запроса, свои фамилию, инициалы и должность, дату отказа. При направлении запроса по почте налогоплательщику будет подготовлено и направлено специальное уведомление об отказе в приеме запроса.

Если же все благополучно, то специалистом инспекции на втором экземпляре запроса должна быть проставлена отметка о его приеме (и прилагаемых к нему документов), фамилия, инициалы, должность и дата приема запроса.

Но и после принятия запроса в выдаче справки еще может быть отказано. Перечень оснований для этого приведен в п. 30 Регламента, но все они неактуальны, если запрос заполнен налогоплательщиком строго по форме без указания лишних просьб, вопросов и пр.

 

Справка о расчетах с бюджетом

 

Как уже упоминалось, справка об исполнении обязанности по уплате налогов не содержит каких-либо сведений о задолженности, числящейся за налогоплательщиком; помимо того, что недоимка в принципе имеется. Между тем в иных случаях, когда требуется подтвердить налоговую добросовестность, само по себе наличие задолженности еще не криминально. Главное, чтобы она не превышала определенного размера. Например, по общему правилу претендовать на заключение государственного или муниципального контракта может любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель (п. 1 ст. 8 Закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ).

Но чтобы участвовать в торгах по размещению соответствующего заказа, хозяйствующему субъекту необходимо отвечать определенным требованиям. Среди прочего одно из условий согласно пп. 4 п. 1 ст. 11 Закона N 94-ФЗ — это отсутствие у него задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, сумма которой превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости его активов по данным бухотчетности за последний завершенный отчетный период.

В такой ситуации для налогоплательщика может быть актуальна как раз справка о состоянии расчетов с бюджетом. Однако, к сожалению, на сегодняшний день ее форма не утверждена. Ранее она была приведена в п. 16 прежде действовавшего Регламента ФНС по информированию налогоплательщиков (утв. Приказом Минфина России от 18 января 2008 г. N 9н), который утратил силу с утверждением нового Регламента. В свою очередь, последний формы справки уже не содержит, поскольку в силу п. 4 ст. 31 Налогового кодекса на сегодняшний день полномочия по ее утверждению принадлежат Федеральной налоговой службе.

Тем не менее отсутствие утвержденной формы справки не является основанием для отказа в ее выдаче. Поэтому по запросу налогоплательщика документ все же должен быть выдан, пусть даже и по устаревшей форме.

Февраль 2013 г.

Налоговая ответственность, Особые экономические зоны

Приложение N 2

к приказу ФНС России

от 20.01.2017 N ММВ-7-8/20@

ПОРЯДОК

ЗАПОЛНЕНИЯ ФОРМЫ СПРАВКИ ОБ ИСПОЛНЕНИИ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОМ

(ПЛАТЕЛЬЩИКОМ СБОРА, ПЛАТЕЛЬЩИКОМ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ,

НАЛОГОВЫМ АГЕНТОМ) ОБЯЗАННОСТИ ПО УПЛАТЕ НАЛОГОВ,

СБОРОВ, СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ, ПЕНЕЙ, ШТРАФОВ, ПРОЦЕНТОВ

1. Справка об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов (далее — Справка) формируется с использованием программного обеспечения налогового органа по данным информационных ресурсов налогового органа и содержит информацию об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов заявителем — налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом), в том числе в связи с исполнением обязанности ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков (далее — КГН).

2.

Справка формируется на дату, указанную в запросе заявителя.

В случае, если в запросе заявителя не указана дата, по состоянию на которую формируется справка, или в запросе указана будущая дата, справка формируется на дату регистрации этого запроса в налоговом органе.

3. При формировании Справки запись «не имеет неисполненную обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах» делается в случае отсутствия по данным налогового органа по состоянию на дату, на которую формируется Справка, недоимки, задолженности по страховым взносам, пеням, штрафам, процентам, за исключением сумм:

1) на которые предоставлены отсрочка (рассрочка), инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

2) которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации;

3) по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной.

4. При наличии на дату, по состоянию на которую формируется Справка, недоимки, задолженности по пеням, штрафам, процентам, за исключением сумм, указанных в подпунктах 1 — 3 пункта 3 настоящего Порядка, по данным хотя бы одного налогового органа, делается запись «имеет неисполненную обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством о налогах и сборах».

При этом в приложении к Справке указывается код налогового органа, по данным которого заявитель имеет неисполненную обязанность.

5. При формировании Справки запись «не имеет неисполненную обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах» отражается только при получении сведений об отсутствии недоимки, задолженности по пеням, штрафам, процентам из всех налоговых органов, в которых заявитель состоит на учете по основаниям, предусмотренным Налоговым кодексом Российской Федерации.

6. Для заявителей — участников КГН, запись «имеет неисполненную обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, процентов за пользование бюджетными средствами, штрафов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством о налогах и сборах Российской Федерации» делается также в случае наличия неисполненной обязанности по уплате налога на прибыль организаций по КГН, при этом в приложении к справке указывается код налогового органа, в котором состоит на учете ответственный участник КГН.

7. Справка на бумажном носителе подписывается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа и заверяется печатью.

8. Справка, формируемая в электронной форме, и подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью, позволяющей идентифицировать выдавший налоговый орган (владельца квалифицированного сертификата).


.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *