Скупка сельхозпродукции у населения

Все статьи Нюансы закупки продукции (орехов, грибов, продукции животноводства, растениеводства) у населения (Субботина С.А.)

Предприятие для производственных целей закупает у физлиц продукцию. Является ли оно налоговым агентом по НДФЛ в данном случае? При каких условиях объекта обложения НДФЛ не возникает? Как оформить сделку по закупу продукции у физлица, не являющегося предпринимателем?

На основании п. 2 ст. 226 НК РФ исчисление сумм и уплата НДФЛ в соответствии с данной статьей производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются согласно ст. ст. 214.3 — 214.6, 226.1, 227, 227.1 и 228 НК РФ с зачетом ранее удержанных сумм налога.
В силу пп. 2 п. 1, п. 2 ст. 228 НК РФ физические лица, получившие доход от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности, и имущественных прав, самостоятельно исчисляют и уплачивают в бюджет НДФЛ (за исключением случаев, предусмотренных п. 17.1 ст. 217 НК РФ, когда названные доходы не подлежат налогообложению). Получается, что компания, выплачивающая физическому лицу доход в виде стоимости проданного им имущества, не является налоговым агентом в отношении такого дохода физлица.

Исходя из ст. ст. 128, 130 ГК РФ продукция растениеводства, животноводства, пищевые лесные ресурсы (плоды, ягоды, грибы и др.), мясо диких животных относятся к движимым вещам (имуществу). Вопрос с принадлежностью права собственности на них решается следующим образом. В соответствии с п. 3 ст. 2 Федерального закона от 07.07.2003 N 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» продукция животноводства и растениеводства, выращиваемая гражданами, представляет собой имущество, принадлежащее им на праве собственности. На основании п. 1 ст. 20 Лесного кодекса граждане, юридические лица, которые используют леса в порядке, предусмотренном ст. 25 Лесного кодекса, приобретают право собственности на древесину и иные добытые лесные ресурсы согласно гражданскому законодательству. В силу п. 1 ст. 11, п. 2 ст. 34 Лесного кодекса к пищевым лесным ресурсам относятся дикорастущие плоды, ягоды, орехи, грибы, семена, березовый сок и другие пригодные для употребления в пищу лесные ресурсы. В ст. 221 ГК РФ говорится, что в случаях, когда в соответствии с законом, общим разрешением, данным собственником, или согласно местному обычаю на определенной территории допускаются сбор ягод, добыча (вылов) рыбы и других водных биологических ресурсов, сбор или добыча других общедоступных вещей и животных, право собственности на соответствующие вещи приобретает лицо, осуществившее их сбор или добычу.
Из вышеизложенного следует, что если физлицо реализует организации выращенную им продукцию, собранные в лесу орехи, грибы, ягоды, то оно реализует имущество, принадлежащее ему на праве собственности. В свою очередь, это означает, что по данным операциям организация не является налоговым агентом (ст. 24, п. 2 ст. 226, пп. 2 п. 1 ст. 228 НК РФ), то есть у организации отсутствуют обязанности по исчислению, удержанию и уплате НДФЛ (Письма Минфина России от 27.02.2013 N 03-04-06/5607, от 11.04.2012 N 03-04-05/3-484).
Вместе с тем организации могут проинформировать граждан, у которых они закупают вышеперечисленную продукцию, о том, что освобождаются от обложения НДФЛ:
1) доходы налогоплательщиков, получаемые от продажи выращенной в личных подсобных хозяйствах, находящихся на территории РФ, продукции животноводства (как в живом виде, так и продуктов убоя в сыром или переработанном виде), продукции растениеводства (как в натуральном, так и в переработанном виде) (п.

Закупка товаров у граждан: оформляем и считаем налоги

13 ст. 217 НК РФ).
Указанные доходы освобождаются от налогообложения при одновременном соблюдении следующих условий:
— если общая площадь земельного участка (участков), который (которые) находится (одновременно находятся) на праве собственности и (или) ином праве физических лиц, не превышает максимального размера, установленного согласно п. 5 ст. 4 Федерального закона от 07.07.2003 N 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве»;
— если ведение налогоплательщиком личного подсобного хозяйства на названных участках осуществляется без привлечения в соответствии с трудовым законодательством наемных работников.

Для освобождения от налогообложения поименованных доходов налогоплательщик представляет документ, выданный соответствующим органом местного самоуправления, правлением садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан, подтверждающий, что продаваемая продукция произведена налогоплательщиком на принадлежащем (принадлежащих) ему или членам его семьи земельном участке (участках), используемом (используемых) для ведения личного подсобного хозяйства, дачного строительства, садоводства и огородничества, с указанием сведений о размере общей площади земельного участка (участков).
При несоблюдении условий, установленных п. 13 ст. 217 НК РФ, полученные доходы подлежат обложению НДФЛ в установленном порядке (Письмо Минфина России от 18.02.2013 N 03-04-05/6-111);
2) доходы, получаемые от реализации заготовленных физическими лицами дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов и других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), недревесных лесных ресурсов для собственных нужд (п. 15 ст. 217 НК РФ);
3) доходы от реализации пушнины, мяса диких животных и иной продукции, получаемой физическими лицами при осуществлении любительской и спортивной охоты (п. 17 ст. 217 НК РФ).

Согласно п. 11 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» любительской и спортивной признается охота, осуществляемая физлицами в целях личного потребления продукции охоты и в рекреационных целях. Данные виды охоты могут осуществляться как в закрепленных охотничьих угодьях при наличии путевки (документа, подтверждающего заключение договора об оказании услуг в сфере охотничьего хозяйства) и разрешения на добычу охотничьих ресурсов, выданного охотнику, так и в общедоступных охотничьих угодьях при наличии разрешения на добычу охотничьих ресурсов. Следовательно, доходы, получаемые физлицами от реализации мяса диких животных и иной продукции, получаемой при охоте, освобождаются от обложения НДФЛ на основании п. 17 ст. 217 НК РФ при соблюдении условий, установленных п. 11 ст. 1 Федерального закона N 209-ФЗ. Об этом говорится в Письме Минфина России от 04.08.2014 N 03-04-06/38361.
Особо подчеркнем: даже если физлицом не соблюдены условия освобождения от уплаты НДФЛ п. п. 13, 17 ст. 217 НК РФ, на организацию, которая закупает у него продукцию, обозначенный факт никак не влияет: главное, что физлицо реализовало продукцию, принадлежащую ему на праве собственности, а значит, все обязанности, связанные с исчислением и уплатой НДФЛ, лежат на нем самом.
Как предприятию оформить договор на приобретение продукции у физлиц? Внимание этому вопросу уделено в Письме Минфина России N 03-04-06/38361. В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 161 ГК РФ сделки юридических лиц с гражданами должны совершаться в простой письменной форме. При закупке у граждан пушнины, мяса диких животных и иной продукции организация вправе заключить договор купли-продажи, общие положения которого прописаны в ст. ст. 454 — 491 ГК РФ. Минфин считает, что организация может сделать выбор между двумя вариантами.
Вариант 1: составлять с физлицами договоры купли-продажи в простой письменной форме в зависимости от объема, условий и специфики закупок.
Вариант 2: использовать в учете уже готовые разработанные унифицированные формы первичной документации, а именно закупочный акт, в котором помимо наименования закупаемой продукции, количества, единицы измерения, цены и суммы товара, места закупки должны быть указаны должность и фамилия лица — представителя организации, а также сведения о продавце (паспортные данные и адрес места жительства физического лица).

* * *

Организация не является налоговым агентом по операциям приобретения у физлиц любой продукции, принадлежащей им на праве собственности (например, выращенной ими в их личных подсобных хозяйствах, собранной в лесу, полученной при осуществлении охоты), вне зависимости от того, выполнены ли физлицом условия для его освобождения от уплаты НДФЛ.

Оформить сделку по приобретению продукции у физлица можно либо отдельным договором купли-продажи, либо закупочным актом.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

ПОСТАНОВЛЕНИЕ КМ (Правительства) КБР от 27.09.1997 N 349
"ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАКУПОК СКОТА У НАСЕЛЕНИЯ"
(вместе с "ПРАВИЛАМИ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАКУПОК СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ЖИВОТНЫХ, ВЫРАЩЕННЫХ В ЛИЧНЫХ ПРИУСАДЕБНЫХ И КРЕСТЬЯНСКИХ (ФЕРМЕРСКИХ) ХОЗЯЙСТВАХ")

КАБИНЕТ МИНИСТРОВ (ПРАВИТЕЛЬСТВО)

КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 сентября 1997 г. N 349

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАКУПОК СКОТА У НАСЕЛЕНИЯ

В целях организации централизованных закупок скота, выращенного в личных приусадебных и крестьянских (фермерских) хозяйствах, а также более полной загрузки производственных мощностей АО «Каббалкмясо» Кабинет Министров (Правительство) Кабардино-Балкарской Республики постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила организации закупок сельскохозяйственных животных, выращенных в личных приусадебных и крестьянских (фермерских) хозяйствах (приложение N 1).

2. Коллективным сельхозпредприятиям организовать постоянную закупку сельскохозяйственных животных, выращенных в личных приусадебных и крестьянских (фермерских) хозяйствах, на условиях и в порядке, предусмотренном Правилами.

3. Министерству финансов КБР (Шеожев Х.В.) выступить гарантом от имени Кабинета Министров (Правительства) КБР на получение АО «Каббалкмясо» в октябре 1997 г. кредита в размере 6,0 млрд. рублей на поэтапной возвратной основе сроком на 1 год для организации закупок сельскохозяйственных животных, выращенных в личных приусадебных, крестьянских (фермерских) хозяйствах.

4. АО «Каббалкмясо» (Эльгаров З.Х.) рассмотреть на собрании акционеров вопрос о реструктуризации задолженности по платежам в бюджет и внести предложение для принятия решений на заседании Правительственной оперативной комиссии.

5. Разрешить АО «Каббалкмясо» открыть в Кабардино-Балкарском региональном филиале Агропромбанка спецсчет для зачисления выручки от реализации купленной у населения и переработанной продукции с целью дальнейшего использования данных денежных средств исключительно на закупку сельскохозяйственных животных, выращенных в личных приусадебных и крестьянских (фермерских) хозяйствах.

6.

Вы точно человек?

Возложить на Министерство финансов КБР (Шеожев Х.В.), Министерство сельского хозяйства и продовольствия КБР (Бердов Х.А.) контроль за эффективным и целевым использованием выделенного кредита и поэтапным его погашением до октября 1998 г. в соответствии с представленными документами о закупке сельскохозяйственных животных и закладке мяса на хранение.

7. Главам администраций населенных пунктов республики организовать работу по ежемесячному сбору и предоставлению заявок в АО «Каббалкмясо» для своевременного вывоза скота с личных приусадебных и крестьянских (фермерских) хозяйств, подлежащего сдаче на промпереработку.

8. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на Министерство сельского хозяйства и продовольствия КБР (Бердова Х.А.).

Премьер — министр

(Председатель Правительства)

Кабардино-Балкарской Республики

Х.ЧЕЧЕНОВ

Приложение N 1

Утверждены

Постановлением

Кабинета Министров (Правительства)

Кабардино-Балкарской Республики

от 27 сентября 1997 г. N 349

ПРАВИЛА

ОРГАНИЗАЦИИ ЗАКУПОК СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ЖИВОТНЫХ,

ВЫРАЩЕННЫХ В ЛИЧНЫХ ПРИУСАДЕБНЫХ И КРЕСТЬЯНСКИХ

(ФЕРМЕРСКИХ) ХОЗЯЙСТВАХ

1. Закупка сельскохозяйственных животных, выращенных в личных приусадебных и крестьянских (фермерских) хозяйствах (в дальнейшем — закупки скота) проводятся по договорным ценам.

2. АО «Каббалкмясо», предприятия всех форм собственности республики производят закупку скота в живом весе через штатных и внештатных заготовителей непосредственно на месте и в населенных пунктах.

3. Закупка забитого скота производится АО «Каббалкмясо» как в населенных пунктах, так и при его доставке на мясокомбинат.

4. Закупки скота производятся на основе договоров, согласования цен в зависимости от возраста, живого веса и упитанности.

5. Закупленные предприятиями всех форм собственности республики у населения сельскохозяйственные животные засчитываются им в объемы закупок мяса.

6. Закупки сельскохозяйственных животных производятся с соблюдением соответствующих зооветеринарных правил.

7. Закупки сельскохозяйственных животных АО «Каббалкмясо» оформляются приемной квитанцией установленной формы с обязательным заполнением всех реквизитов.

8. Оплата договорной стоимости сельскохозяйственных животных сдатчикам производится АО «Каббалкмясо» не позднее 3-х суток после приема — сдачи продукции.

9. Коллективные сельхозпредприятия республики на договорной основе за закупленные сельскохозяйственные животные у населения производят расчеты как наличными деньгами, так и грубыми, сочными кормами, фуражным зерном с оформлением соответствующих документов зооветеринарного и бухгалтерского учетов.

10. При закупках сельскохозяйственных животных, выращенных в личных приусадебных и крестьянских (фермерских) хозяйств оформляются следующие документы:

— договор — акт закупки сельскохозяйственного животного с указанием вида, возраста, живого веса, упитанности, цены за 1 кг живого веса, суммы к выплате, паспортных данных владельца животного, подписей заготовителя, сдатчика и руководителя предприятия;

— справка местной администрации населенного пункта о принадлежности сдаваемого животного данному гражданину на правах собственности;

— ветеринарное свидетельство о благополучии животного по остро инфекционным заболеваниям.

На главную

Закупка сельхозпродукции у граждан: как оформить и отразить в учете

Постановление Главы города Челябинска от 17.07.1997 N 929-п "Об организации заготовок сельхозпродукции у населения"

Текст документа по состоянию на июль 2016 года

Документ утратил силу

В целях более полного заполнения рынка местной продукцией и учитывая наличие значительных ресурсов продовольствия у населения,

ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Главам районных администраций:

1.1. Обеспечить владельцам приусадебных и садовых участков, личных подсобных хозяйств беспрепятственную торговлю излишками сельскохозяйственной продукции (картофель, овощи, зелень, ягоды), выращенной своими силами, на колхозных и мини — рынках города.

1.2. Совместно с директорами колхозных и мини — рынков осуществлять постоянный контроль за обеспечением владельцев приусадебных и садовых участков, личных подсобных хозяйств весовым и санитарным оборудованием на приоритетных началах.

2. Мясоперерабатывающим предприятиям и цехам всех форм собственности, колхозным рынкам вести постоянный учет за закупом мяса у населения. Информацию о количестве закупленного мяса представлять ежемесячно в отдел перерабатывающей промышленности и сельского хозяйства Управления по торговле и услугам Администрации города.

3. Гормолкомбинату (Сухов В.М.) для дальнейшей переработки обеспечить беспрепятственный прием молока от сельхозпредприятий и частных лиц.

4. Просить Челябинскую государственную станцию по борьбе с болезнями животных (Журавлев В.И.) обеспечить строгий контроль за качеством мяса и молока, поступающими от населения для продажи и переработки.

5. Просить облпотребсоюз (Ашкинадзе В.И.) совместно с комитетом по управлению имуществом г. Челябинска (Гришмановский В.В.) рассмотреть вопрос о создании в г. Челябинске сети магазинов, снабжаемых райзаготконторами и заготовителями для торговли продуктами сельского хозяйства, а также мясом, мясопродуктами и другими продуктами питания, производимыми предприятиями потребкооперации.

6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Главы города М.Г. Нуждина и глав районных администраций.

Глава города Челябинска В.М.ТАРАСОВ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *