Себестоимость образовательных услуг

Цена образовательной услуги и её методы образования

Введение

Данная контрольная работа рассматривает вопросы методов ценообразовании на образовательные услуги, которые являются одними из ключевых в экономике образования. Одними из основных целей работы являются выявление ключевых методов ценообразования, анализ становления цен на образовательные услуги в конкурентной среде, определения спроса на типы и виды образовательных услуг.

Поскольку методы ценообразования являются важнейшими элементами экономической деятельности любого учебного заведения направленного на получение прибыли, то в исследовании проблем ценообразования в сфере образовательных услуг мы будем рассматривать знания как благо, как конечный продукт, производимый образовательными учреждениями для удовлетворения индивидуальных потребностей субъектов и общества в целом. Задачи данной работы – выявить ключевые методы ценообразования в сфере образовательных услуг и обозначить наиболее эффективные из них.

Провести анализ становления цен, опираясь на данные статистики ценообразования в данной сфере за последние годы, исследовать факторы, влияющие на уровень цены. Исследовать вопрос ценообразования на образовательные услуги с точки зрения российского рынка, поскольку в последние годы в российской экономической науке проблема ценообразования в секторе знаний обозначилась в процессе перехода к рынку и стала особо актуальной в связи с коммерциализацией образования на всех уровнях.

Весьма актуальной представляется проблема разработки комплекса принципов ценообразования на образовательные услуги.

 

Цена образовательной услуги и её методы образования

Цена образовательной услуги есть ключевой момент в обеспечении рыночного финансирования образовательной организации.

Именно уровень этой цены обеспечивает (при прочих равных условиях бюджетного финансирования):

  • самоокупаемость организации, т.е. компенсацию расходов образовательной организации
  • возможность получения чистого дохода
  • собственные возможности для расширения образовательной деятельности, не взирая на возможности государственного бюджета для этих целей

Специфика цены (тарифа) на образовательные услуги коренится в самом объекте измерения.

Услуга не есть вещь, а есть полезная деятельность (полезный труд), или деятельность, заканчивающаяся полезным эффектом.

Таким образом, оплачивается именно самая эта деятельность, а не ее тот или иной желаемый результат, который даже не всегда предсказуем, а потому даже не может рассматриваться в качестве предмета покупки.

В образовательной услуге (как товаре) нет иного понятия полезности (потребительной стоимости), кроме как “качество образования”. Поэтому этим понятием прикрывают все действия, связанные с ростом платы за образовательную услугу и вообще с повышением денежных доходов от продажи этих услуг.

Для образовательной услуги, как одной из нематериальных услуг, вообще не существует какого-то единого измерителя, каковым, например, является (абстрактный) труд в материальном производстве.

Цель образования определяет способ (методологию) образования и необходимые для этого материальные, денежные и трудовые затраты.

Цена есть категория рынка, или рыночная цена, которая есть результат столкновения денежного спроса и товарного предложения. В том случае, когда образовательная организация самостоятельно определяет цену своей услуги, речь идет лишь о возможной цене этой услуги, обоснованной с точки зрения экономических интересов данной организации. Поэтому чтобы отличать рыночную цену образовательной услуги, от цены, предлагаемой образовательной организацией, последнюю точнее называть “теоретической” ценой, или “стоимостью” услуги.

Существуют следующие основные способы установления стоимости (цен) на образовательные услуги, более-менее выработанные на рынке образовательных услуг:

  • затратный метод – в этом случае образовательная организация определяет свои совокупные затраты на определенный вид образовательной услуги. В совокупности уровень цен на образовательные услуги образовательной организации должен обеспечить окупаемость всех ее затрат (за минусом получаемых ею бюджетных средств) и принести некоторый (целевой) чистый доход
  • метод следования за лидером – образовательная организация ориентируется на уровень цен на аналогичные образовательные услуги выбранных ею образовательных организаций в качестве лидеров своего рынка и корректирует ( скорее всего уменьшает) их уровень применительно к оценке самой себя относительно этих лидеров
  • метод выравнивания (усреднения) цен – данный метод означает, что известные заинтересованной организации рыночные цены на образовательные услуги разных образовательных организаций тем или иным подходящим способом усредняются ею самой (но могут существовать и более-менее официальные оценки) по близким группами образовательных услуг и такая усредненная оценка и принимается в качестве цены, которую организация предлагает рынку (своим “клиентам”)
  • пакетный метод – цена устанавливается применительно к группе связанных между собой или применительно к данному покупателю образовательных услуг. Данный метод редко используется в сфере образования.

 

Рис. 1

Важнейшим является способ определения цены (стоимости) образовательной услуги на основе расчета ее собственных затрат, или затратный способ. Данный способ наиболее надежен с позиций образовательной организации, т.к. теоретически гарантирует ей покрытие всех ее текущих расходов и получение целевого чистого дохода.

Затратный способ имеет следующую модель ценообразования:

 

Где: Ц – стоимость образовательной услуги для данной образовательной организации, Сп – прямые затраты, Ск– косвенные затраты, П – целевой чистый доход.

Прямые затраты обычно включают:

  • заработную плату преподавателей образовательной организации
  • начисления на эту заработную плату основного персонала
  • материальные затраты, используемые при оказании данной образовательной услуги, в том числе затраты на :
    • учебное оборудование и мебель
    • учебные принадлежности
    • учебную практику и т.п.

Косвенные затраты обычно включают затраты, которые несет организация в целом без возможности их прямого соотнесения с конкретными видами образовательных услуг. Сюда включаются :

  • заработная плата общего персонала (административно-хозяйственного и вспомогательного)
  • начисления на эту заработную плату общего персонала
  • общехозяйственные расходы, которые состоят обычно из затрат на:
    • материалы и предметы для общехозяйственных целей
    • канцелярские товары
    • инвентарь
    • оплату коммунальных, транспортных услуг и услуг связи
    • текущий ремонт и др.
  • затраты на командировки и служебные разъезды
  • разного рода прочие затраты

Поскольку косвенные затраты “в равной мере” приходятся на все оказываемые организацией виды образовательных и вспомогательных услуг, то они должны присоединяться к прямым затратам на каждую отдельную по виду образовательную услугу в “равной” доле.

Эта доля обычно вытекает из принятого в данной организации способа распределения косвенных затрат. Такими способами распределения косвенных затрат могут быть – распределение их пропорционально размерам заработной платы преподавателей или пропорционального всей величине прямых затрат на данную услугу.

Размер целевого чистого дохода обычно определяется в процентах к сумме прямых и косвенных затрат и соответствует средней (целевой, желаемой) норме прибыли, которая известна на рынке. Однако успешные образовательные организации могут в виде признаваемых на рынке цен их образовательных услуг получать чистый доход в размере превышающем его средние по рынку образовательных услуг размеры.

Метод установления цены услуги, называемый “следование за лидером”, можно рассматривать и как продолжение затратного метода. В этом случае образовательная организация может тоже производить самостоятельный расчет стоимости своих услуг, но итоговый прейскурант цен на свои услуги будет корректировать или даже основывать основывается на тех ценах, которые уже имеются на рынке, поскольку именно эти цены обеспечат ей необходимое достаточное число учащихся, которые будут оплачивать образовательные услуги.

Метод выравнивания (усреднения) цен может иметь два аспекта:

  • первый аспект состоит в том, что образовательная организация усредняет известные ей на рынке цены на образовательные услуги и устанавливает собственные цены применительно к выявленному ей среднему уровню
  • второй аспект состоит в том, что образовательная организация не “мельчит” с ценами, а устанавливает “усредненные” цены на группы более-менее однородных образовательных услуг, что существенно упрощает для учащихся ориентацию в ценах и улучшает информационную среду по поводу цены тех или иных услуг, которые они желали бы получить.

Пакетный метод установления цен на услуги представляет собой метод установления цены не на отдельную образовательную услугу, а на группу (пакет) взаимосвязанных услуг, который может включать одну или несколько образовательных услуг и какие-то вспомогательные (сервисные) услуги, которые необходимы, полезны, важны и т.п. при получении (оказании) определенной образовательной услуги.

Кроме цен на собственно образовательные (т.е. профильные) услуги, образовательная организация обычно может оказывать и какие-то дополнительные, или вспомогательные, или сервисные услуги, так или иначе связанные с процессом обучения или просто с учащимся. Поэтому ей необходимо рассчитывать цены и на такого рода услуги, т.е. на сервисные (дополнительные) услуги.

В некоторых случаях эти сервисные цены могут включаться в общую цену образовательной услуги. Но в этом случае желательно, чтобы самая общая плата за услугу четко показывала, что она складывается из двух разных оплат – платы за образовательную услугу и плату за сервисную (дополнительную) услугу.


Калькуляция платных услуг в учреждениях культуры

Бюджетные учреждения культуры и искусства помимо уставной осуществляют также и иную деятельность, приносящую доход.

Самые распространенные услуги, оказываемые населению, — это проведение платных спектаклей, концертов, показ кинофильмов.

В небольших сельских клубах и домах культуры это, как правило, проведение вечеров отдыха, дискотек, различных концертных программ и т.п. Покупая входные билеты, население оплачивает данные мероприятия. Для расчета цены билета специалисты бухгалтерских служб составляют калькуляцию каждой услуги в отдельности, учитывая специфику расходов. В данную цену должны входить все собранные затраты, чтобы у учреждения оставалась прибыль. При этом не следует завышать тариф, так как есть вероятность уменьшения спроса населения на услуги данного вида. В представленной статье будет освещен порядок составления калькуляции платных услуг, оказываемых учреждениями культуры, и приведен пример распределения косвенных затрат между разными видами таких услуг.

Общие положения организации платных услуг в учреждениях культуры

Платные услуги учреждениями культуры оказываются в соответствии с потребностями населения на основании приказа руководителя учреждения. Он координирует деятельность всех служб, которые обеспечивают и производят платные услуги, а также решает вопросы, выходящие за рамки компетенции отдельно взятого подразделения. Утверждение перечня платных услуг, как правило, также производится руководителем и согласуется с органами местных властей.

Руководитель учреждения отвечает за:

  • подбор специалистов;
  • распределение времени предоставления платных услуг;
  • осуществление контроля качества предоставляемых услуг;
  • разрешение конфликтных ситуаций с лицами, оплатившими услугу.

Специалисты, непосредственно оказывающие платную услугу, несут персональную ответственность за полноту и качество ее выполнения.

Предоставление платных услуг производится только по видам, предусмотренным в уставе учреждения.

Учреждение обязано обеспечить граждан бесплатной, доступной и достоверной информацией:

  • о режиме работы учреждения;
  • о видах услуг, оказываемых бесплатно;
  • об условиях предоставления и получения бесплатных услуг;
  • о видах платных услуг с указанием их стоимости;
  • о контролирующих организациях.

При предоставлении платных услуг сохраняется установленный режим работы учреждения, не должны сокращаться услуги, предоставляемые на бесплатной основе, и ухудшаться их качество.

Предоставление платных услуг осуществляется в рамках договоров, которые бывают устными и письменными.

Устная форма договора в соответствии с п. 2 ст. 159 ГК РФ предусмотрена в случаях предоставления услуг немедленно. Наиболее распространенной из таких услуг является реализация входных билетов.

Однако существуют и услуги, для которых письменное закрепление договора является обязательным условием. Эта форма договора ст. 161 ГК РФ установлена в случаях, когда предоставление услуг носит длительный по времени характер (прокат музыкального оборудования, аренда помещений, организация концертных программ). При этом в договоре указываются условия и сроки получения платных услуг, порядок расчетов, права, обязанности и ответственность сторон.

Статьей 52 Основ законодательства Российской Федерации о культуре, утвержденных ВС РФ 09.10.1992 N 3612-1 (далее — Закон N 3612-1), определено, что при организации платных мероприятий учреждения культуры вправе устанавливать льготы для отдельных категорий граждан (пенсионеров, студентов, детей, инвалидов и т.д.). Порядок установления таких льгот для организаций культуры, находящихся в федеральном ведении, определяется Правительством РФ (Постановление N 712 <1>), для учреждений культуры, находящихся в ведении субъектов РФ, — органами государственной власти субъектов РФ, для организаций культуры, находящихся в ведении органов местного самоуправления, — органами местного самоуправления.

<1> Постановление Правительства РФ от 01.12.2004 N 712 "О предоставлении льгот отдельным категориям посетителей федеральных государственных организаций культуры".

Согласно статистике, процесс ценообразования платных услуг в учреждениях культуры происходит по-разному в зависимости от направления деятельности этих учреждений (Постановление N 132 <2>). Например, для расчета цены одного билета по услугам, предоставляемым кинотеатрами, берется либо цена за одну серию (показ фильмов), либо стоимость суток проката видеокассеты (прокат видеокассет).

Цена билета на спектакль напрямую зависит от расположения посадочного места в зале (проведение концертов, спектаклей). В случае если услуги предоставляются музеями и выставками, стоимость билета будет определяться в зависимости от времени посещения данных заведений посетителями. Как правило, цена указывается с учетом экскурсионного обслуживания.

<2> Постановление Госкомстата России от 30.10.1996 N 132 "Об утверждении Методических указаний о порядке регистрации цен и тарифов на отдельные виды платных услуг населению".

Порядок составления калькуляции

Платные услуги, оказываемые учреждениями культуры, не входят в Перечень, утверждаемый Постановлением Правительства РФ N 239 <3>, и поэтому не подлежат государственному регулированию.

<3> Постановление Правительства РФ от 07.03.1995 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)".

Порядок формирования цен на данные услуги предусмотрен Методическими рекомендациями по формированию и применению свободных цен и тарифов на продукцию, товары и услуги, утвержденными Письмом Минэкономики России от 06.12.1995 N СИ-484/7-982. Согласно их п. 4.1 свободные цены и тарифы на платные услуги для населения формируются исходя из себестоимости и необходимой прибыли с учетом конъюнктуры рынка, качества и потребительских свойств услуг.

Указанные Методические рекомендации дают лишь общее представление о формировании цен. Более конкретно, детально тарифы на платные услуги, предоставляемые населению, рассчитываются специалистами бухгалтерских и экономических служб учреждений культуры самостоятельно на основании калькуляции на каждый вид услуги (ст. 52 Закона N 3612-1).

Примечание. Калькуляция — это определение себестоимости единицы отдельных видов продукции или услуг. Калькуляция как способ группировки затрат относительно конкретной единицы продукции или услуги дает возможность отследить каждую составляющую себестоимости продукции (работ, услуг).

Процесс калькуляции представляет собой группировку всех затрат, образующих себестоимость услуги, по определенным видам, так называемым статьям калькуляции.

Расчет стоимости платных услуг, оказываемых учреждениями культуры, производится за единицу оказанных услуг по калькуляционным статьям расходов, которые определяются в соответствии с бюджетной классификацией РФ, утвержденной Приказом Минфина России N 74н <4>. При этом расходы по созданию услуги могут быть как прямыми, так и косвенными.

<4> Приказ Минфина России от 24.08.2007 N 74н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации".

Примечание. Прямые — это затраты, которые можно отнести к конкретному виду услуги. Отнесение же косвенных расходов на создание определенной услуги не представляется возможным.

Как уже было сказано выше, учреждения культуры самостоятельно разрабатывают методы расчета калькуляции и согласовывают с исполнительными органами власти на местах. Например, Правительство г. Санкт-Петербурга предлагает при составлении калькуляции платных услуг выделять следующие статьи (Распоряжение N 52-р <5> (далее — Методические указания)).

<5> Распоряжение Правительства г. Санкт-Петербурга от 01.08.2005 N 52-р "Об утверждении Методических рекомендаций по формированию тарифов (цен) на платные услуги, оказываемые государственными учреждениями Санкт-Петербурга".

Статьи затрат, включаемых в калькуляцию

Статья затрат

Вид

расходов

Что включается

  1. Основная

заработная плата

Прямые

Затраты на оплату труда работников,

непосредственно участвующих в организации

и создании платной услуги, в соответствии

со штатным расписанием, пропорционально

затрачиваемому времени на производство

услуги

  1. Дополнительная

заработная плата

Прямые

Выплаты, предусмотренные

законодательством о труде или

коллективными договорами (в том числе

стимулирующие надбавки), а также за

очередные, дополнительные и не

использованные отпуска, за работу в

ночное время и праздничные дни, премии,

надбавки за сложность, напряженность

  1. Начисления на

оплату труда

Прямые

Обязательные отчисления по нормам,

установленным гл.

24 НК РФ. При

определении цен на услугу включаются

также и взносы страхования в ФСС от

профессиональных заболеваний и несчастных

случаев на производстве от фонда оплаты

труда, установленные Федеральным законом

от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном

социальном страховании от несчастных

случаев на производстве и

профессиональных заболеваний"

  1. Основные материалы

Прямые

Стоимость приобретаемого сырья и

материалов в процессе оказания услуг

(декорации, музыкальное и осветительное

оборудование, постановочно-сценические

средства, необходимые канцелярские и

хозяйственные принадлежности)

  1. Комплектующие

изделия

Прямые

Затраты на приобретаемые изделия, которые

предполагается использовать для

обеспечения нормального процесса работы

оборудования. Исходя из необходимости

материальных запасов и оборудования в

соответствии с технологией оказания

конкретной платной услуги

  1. Транспортные

расходы

Косвенные

Затраты на перевозку материалов и

комплектующих изделий, в том числе

расходы по аренде транспортных средств,

связанных с доставкой материалов и

комплектующих

  1. Коммунальные

платежи

Косвенные

Сумма затрат определяется исходя из

условий договоров, заключенных с

ресурсоснабжающими организациями и

организациями, оказывающими коммунальные

услуги, при отсутствии договоров — исходя

из средних цен этих услуг за предыдущие

периоды

  1. Горюче-смазочные

материалы

Косвенные

Стоимость бензина и других ГСМ в

соответствии с нормами расхода топлива и

смазочных материалов на автомобильном

транспорте, утвержденными Распоряжением

Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-Р

  1. Расходы на

содержание и

эксплуатацию

оборудования

Косвенные

Затраты на энергию, наладку и

обслуживание оборудования и другие

расходы аналогичного характера

  1. Амортизационные

отчисления

Косвенные

Амортизационные отчисления основных

средств и НМА, производимые в

соответствии с Инструкцией N 25н <6>

  1. Общехозяйственные

расходы

Косвенные

Основная и дополнительная заработная

плата вместе с отчислениями на социальные

нужды административно-управленческого

персонала, амортизация зданий, складов и

инвентаря (за исключением относящихся к

прямым расходам), расходы на служебные

командировки, охрану труда, услуги связи,

охраны, подбор кадров, повышение

квалификации работников и другие

обязательные платежи

  1. Прочие расходы

Косвенные

Обоснованные расходы, не включенные в

вышеназванные статьи

<6> Приказ Минфина России от 10.02.2006 N 25н "Об утверждении Инструкции по бюджетному учету".

Если в силу специфики технологического процесса услуги невозможно или нецелесообразно учесть отдельно прямые затраты учреждения, то они должны быть распределены косвенным методом.

Согласно п. 3.9 Методических указаний общая схема косвенного распределения затрат учреждения такова:

  • устанавливается объект, на который распределяются затраты учреждения (услуга, продукт, место возникновения затрат);
  • устанавливается база распределения затрат — показатель, с использованием которого производится распределение затрат учреждения;
  • рассчитывается ставка распределения путем деления величины распределяемых косвенных затрат учреждения на величину выбранной базы распределения;
  • рассчитывается величина приходящейся на каждый объект величины косвенных затрат учреждения путем умножения рассчитанной ставки на соответствующую данному объекту величину базы распределения.

Примечание. Как показывает практика, не существует такой системы калькулирования затрат, которая позволила бы определить себестоимость единицы услуги со стопроцентной точностью. Любое косвенное отнесение затрат на услугу, как бы хорошо оно ни было обосновано, искажает фактическую себестоимость, снижает точность калькулирования.

Пример. Экономисты Государственного Дворца культуры составляют калькуляцию следующих видов услуг:

  • выступление танцевальных коллективов;
  • хоровой концерт.

Данные мероприятия являются платными и производятся в рамках приносящей доход деятельности.

В состав затрат, включаемых в себестоимость данных услуг, входят:

Статьи затрат

Сумма затрат по каждому виду

услуги отдельно, руб.

Выступление

танцевальных

коллективов

Хоровой

концерт

Основная заработная плата

50 000

60 000

Отчисления на социальные нужды (прямые)

10 000

15 000

Основные материалы (прямые)

30 000

40 000

Коммунальные платежи (косвенные)

100 000

Амортизационные отчисления (косвенные)

50 000

Представленные в таблице затраты рассчитаны на год, при этом выступления производятся один раз в год.

Танцевальные коллективы и хор выступают в одном и том же концертном зале, вмещающем 200 посадочных зрительских мест, причем стоимость билета не зависит от расположения посадочного места.

Необходимо распределить коммунальные платежи и амортизационные отчисления между данными видами услуг, а также рассчитать себестоимость одного билета.

Базой для распределения затрат является показатель "Основная заработная плата".

  1. Рассчитаем коэффициент распределения косвенных затрат:
  • для выступления танцевальных коллективов он будет равен 0,45 (50 000 руб. / (50 000 + 60 000) руб.);
  • для хорового концерта — 0,55 (60 000 руб. / (50 000 + 60 000) руб.).
  1. Распределим коммунальные платежи с использованием рассчитанного коэффициента:
  • выступление танцевальных коллективов — 45 000 руб. (0,45 x 100 000 руб.);
  • хоровой концерт — 55 000 руб. (0,55 x 100 000 руб.).
  1. Распределим амортизационные отчисления:
  • выступление танцевальных коллективов — 22 500 руб. (0,45 x 50 000 руб.);
  • хоровой концерт — 27 500 руб. (0,55 x 50 000 руб.).
  1. Итого сумма общих затрат составляет:
  • выступление танцевальных коллективов — (157 500 руб. (50 000 + 10 000 + 30 000 + 45 000 + 22 500));
  • хоровой концерт — (197 500 руб. (60 000 + 15 000 + 40 000 + 55 000 + 27 500)).
  1. Определим стоимость одного входного билета:
  • выступление танцевальных коллективов — 787,50 руб. (157 500 руб. / 200 мест);
  • хоровой концерт — 987,50 руб. (197 500 руб. / 200 мест).

Л.Ларцева

Редактор журнала

"Учреждения культуры и искусства:

бухгалтерский учет и налогообложение"

В соответствии с пунктом 5 Порядка определения платы для физических и юридических лиц за услуги (работы) относящиеся к основным видам деятельности федеральных бюджетных и автономных учреждений, находящихся в ведении Минобрнауки России, оказываемые ими сверх установленного государственного задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного задания (приказ Минобрнауки России от 20 декабря 2010 г. № 1898, с изменениями внесенными приказом Минобрнауки России от 11 августа 2015 г. № 818) (далее — Порядок) , размер платы определяется на основе расчета необходимых для оказания соответствующих платных услуг экономически обоснованных затрат с учетом конъюнктуры рынка, требований к качеству оказания услуг. В соответствии с пунктом 6 Порядка  размер платы в расчете на единицу оказания платных услуг не может быть ниже величины базовых нормативных затрат, установленных Министерством образования и науки Российской Федерации в соответствии с  Положением о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2015 г. № 640, на оказание аналогичной государственной услуги в отношении контингента, принимаемого на обучение на соответствующий учебный год.

В соответствии со статьей 11 положения объем финансового обеспечения выполнения государственного задания рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных услуг. В соответствии со статьей 13 Положения нормативные затраты на оказание государственной услуги рассчитываются на единицу показателя объема оказания услуги, установленного в государственном задании, на основе определяемых в соответствии с настоящим Положением базового норматива затрат и корректирующих коэффициентов к базовым нормативам затрат (далее — корректирующие коэффициенты), с соблюдением общих требований к определению нормативных затрат. Исходя из необходимости обеспечения одинаковых условий при оказании одних и тех же платных услуг и услуг, осуществляемых в рамках установленного государственного задания,  стоимость платных образовательных услуг должна устанавливаться не ниже нормативов затрат, рассчитанных как базовые нормативы затраты с учетом корректирующих коэффициентов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *