Роялти налогообложение в рк

Согласно ст. 99 Кодекса «О таможенном деле в Республике Казахстан», таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза, определяется в соответствии с Соглашением об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза (Москва, 25 января 2008 г.) с учетом принципов и положений по оценке товаров для таможенных целей Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 г. (ГАТТ, 1994).

Казахстанские компании, импортирующие товары из-за границы и чей бизнес связан с использованием чужих торговых марок, патентов, ноу-хау и прочих объектов интеллектуальной собственности, подвергаются таможенным проверкам на предмет включения роялти и прочих лицензионных платежей в таможенную стоимость ввозимых товаров.

В соответствии со ст. 101, 102 Кодекса «О таможенном деле в Республике Казахстан» (далее — Кодекса о таможенном деле) таможенной стоимостью товаров является стоимость сделки, т.е. цена сделки, фактически уплаченная или подлежащая уплате. Ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или в пользу продавца, дополненная в соответствии с положениями ст. 102 настоящего Кодекса. При определении таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с ними к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за эти товары, добавляются лицензионные и иные подобные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности (включая платежи за патенты, товарные знаки, авторские права), которые относятся к оцениваемым (ввозимым) товарам и которые прямо или косвенно произвел или должен произвести покупатель в качестве условия продажи оцениваемых товаров, в размере, не включенном в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за эти товары.

В результате проверок таможенные органы устанавливали, что налогоплательщики не включали роялти и прочие аналогичные лицензионные платежи в таможенную стоимость при импорте товаров на территорию РК и, соответственно, не платили с них НДС на импорт и ввозную таможенную пошлину.

В связи с этим по результатам проверок компаниям, которые импортировали товары и платили роялти, но не включали роялти в таможенную стоимость ввезенного товара, доначислялась ввозная таможенная пошлина и НДС на импорт.

В то же время с данных сумм компании своевременно платили НДС за нерезидента в соответствии с требованиями Налогового кодекса РК.

Свое несогласие с доначислениями налогоплательщики объясняли тем, что они вынуждены платить налог повторно (двойное налогообложение): все налоги с роялти были ранее оплачены как с услуги, теперь взимаются налоги с роялти как с товара.

Как видно, налогоплательщики действовали в соответствии с предписаниями налогового законодательства, не имели намерения занизить суммы налогов или уклониться от их уплаты.

Несмотря на то, что таможенные органы так же как и налоговые органы, являются органами государственных доходов РК, коллизии в законодательстве вызывают множество споров даже между налоговыми и таможенными органами. Одни считают, что роялти необходимо исчислять с целью уплаты таможенных платежей, другие — что роялти необходимо облагать налогом.

Причем и Кодекс о налогах, и Кодекс о таможенном деле содержат нормы, регулирующие обязательства относительно роялти, но не определяют механизма и порядка исчисления обязательных платежей в бюджет, не разграничивают право на зачет НДС за нерезидента против НДС на импорт.

Суммы роялти есть не что иное, как суммы текущих денежных отчислений, причитающихся лицензиару в качестве вознаграждения за права, предоставленные лицензиату.

Согласно ст.

О налогообложении продаваемого в Казахстан программного обеспечения

98 Кодекса о таможенном деле при определении таможенной стоимости товара в цену сделки включаются следующие расходы, если они не были ранее включены:

«4) роялти и сборы за выдачу лицензии, связанные с оцениваемыми товарами, подлежащие уплате продавцом прямо или косвенно как условие продажи оцениваемых товаров, если такие роялти и сборы не включены в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате;

5) поступающая продавцу прямо или косвенно часть дохода от последующих перепродаж, в том числе доход, полученный в государствах с льготным налогообложением, облагаемый в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан;

6) налоги, взимаемые на территории Республики Казахстан, если в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан или международными договорами Республики Казахстан не подлежат компенсации продавцу в связи с вывозом товаров с территории Республики Казахстан».

Видится, что таможенные органы правомерно выставляют уведомления о доначислении таможенных пошлин и НДС вследствие увеличения (корректировки) таможенной стоимости импортированного товара на размер роялти, уплаченной лицензиару за использование объектов интеллектуальной собственности (по прошествии времени).

В соответствии с п. 4 Соглашения «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза», таможенной стоимостью товаров является стоимость сделки с ними, т.е. цена, фактически уплаченная за эти товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию Таможенного союза. Ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме, не запрещенной законодательством государства соответствующей стороны.

Страницы: 1 2

Запись опубликована в рубрике Статьи с метками роялти, таможенные платежи. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

О налогообложении продаваемого в Казахстан программного обеспечения

Распечатать

Мы продаем в Казахстан программное обеспечение. Работаем на УСНО. Наш покупатель просит включить в лицензионный договор следующий пункт:

«Общая сумма вознаграждения по настоящему Договору  включает в себя налог на доход нерезидента в размере 10% согласно Конвенции между  Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации об устранении двойного налогообложения и предотвращения уклонения от уплаты налогов на доход и капитал от 18 октября 1996 года, вступившей в силу 29 июля 1997г., при условии предоставления Лицензиатом оригинала апостилированного сертификата своего резиденства в РФ»

Вопрос: Должны ли мы прописывать в договоре эти условия? Если да, то налог в размере 10% должны уплатить тоже мы?

 

Ответ:

Резидент Казахстана вне зависимости от страны налогообложения, определяемой в соответствии с Конвенцией, руководствуется положениями гл. 28 и 29, регулирующих порядок налогообложения доходов юридических лиц — нерезидентов, ведущих деятельность как без образования, так и через образование постоянного учреждения в Казахстане, и гл. 31 «Специальные положения по международным договорам» НК РК.

Если Российская организация получает доход  от источника в Казахстане не через постоянное представительство, казахстанский резидент, в соответствии с положениями ст. 179 НК РК, должен удержать подоходный налог с суммы доходов нерезидента, перечень которых определен ст. 178 НК РК, по ставкам, установленным ст. 180 НК РК. Согласно положениям ст. ст. 179 и 181 НК РК удержанный налог в общеустановленном порядке по умолчанию перечисляется в бюджет Республики Казахстан. Налоговый кодекс РК предоставляет также возможность уплатить налог путем внесения его суммы через условные банковские вклады <1> в соответствии со ст. 198 НК РК.

 

{Статья: Внешнеторговые операции с резидентами Казахстана: устранение двойного налогообложения прибыли (Порфирьев А.Ю.) («Финансовые и бухгалтерские консультации», 2006, N 8) {КонсультантПлюс}}

 

Позиция налоговых органов по поводу зачета суммы налога, уплаченного в Казахстане, налогоплательщиком, применяющим УСН отражена в письмах:

 

1.Письмо ФНС России  от 30.05.2013 N ЕД-4-3/9808@.

 

Согласно п. 1 ст. 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) налогоплательщиками налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на данную систему и применяющие ее в порядке, установленном гл.

26.2 Кодекса.

В соответствии с п. 1 ст. 346.15 Кодекса налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, при определении объекта налогообложения учитывают доходы от реализации, определяемые на основании ст.

249 Кодекса, и внереализационные доходы, определяемые на основании ст. 250 Кодекса. Доходы, предусмотренные ст.

«Роялти, налогообложение в РК»

251 Кодекса, при определении налоговой базы не учитываются.

Статьей 249 Кодекса установлено, что доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав. Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.

Таким образом, законодательство Российской Федерации о налогах и сборах предусматривает, что налогообложению подлежат доходы налогоплательщиков, полученные как из источников в Российской Федерации, так и из источников за пределами Российской Федерации.

Соответственно, данные налогоплательщики должны отражать полученные доходы и произведенные расходы в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, а по итогам налогового периода представлять в налоговый орган по месту жительства налоговую декларацию по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

Международные соглашения по вопросам предотвращения двойного налогообложения обычно предусматривают, как и в каком государстве нужно платить налоги по конкретным видам доходов (прибыль от коммерческой деятельности, доходы от международных перевозок, дивиденды, проценты, роялти, на имущество, доходы физических лиц).

Так, например, между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан действует Конвенция об устранении двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы и капитал от 18.10.1996 (далее — Конвенция). На основании п. 3 ст. 2 Конвенции ее положения распространяются на следующие налоги в России:

— налог на прибыль (доход) предприятий и организаций;

— подоходный налог с физических лиц;

— налог на имущество предприятий;

— налог на имущество физических лиц.

Упрощенная система налогообложения является специальным налоговым режимом, устанавливающим особый порядок определения налоговой базы. Глава 26.2 Кодекса не содержит специальной статьи по устранению двойного налогообложения.

В связи с вышеизложенным нормы Конвенции не распространяются на упрощенную систему налогообложения.

 

 

{Вопрос: Об отсутствии оснований для применения к доходам, полученным из источников за пределами РФ налогоплательщиками, применяющими УСН, норм Конвенции между Правительством РФ и Правительством Республики Казахстан об устранении двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход и капитал от 18.10.1996.

(Письмо ФНС России от 30.05.2013 N ЕД-4-3/9808@) {КонсультантПлюс}}

 

2.  Письмо УФНС  по г. Москве от 12.11.2009 N 16-15/118743:

 

На основании пункта 1 статьи 364.15 НК РФ налогоплательщики, применяющие упрощенную систему при исчислении налоговой базы, учитывают:

— доходы от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 НК РФ;

— внереализационные доходы, предусмотренные в статье 250 НК РФ.

При определении объекта налогообложения не учитываются доходы, предусмотренные в статье 251 НК РФ.

Согласно статье 249 НК РФ доходом от реализации признается, в частности, выручка от реализации товаров, определяемая исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары, выраженная в денежной и (или) натуральной форме.

Таким образом, законодательство РФ о налогах и сборах предусматривает, что налогообложению подлежат все доходы налогоплательщиков, полученные как от источников в России, так и за ее пределами.

Между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан действует Конвенция об устранении двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы и капитал от 18.10.96 (далее — Конвенция).

В статье 12 Конвенции установлено, что роялти — это платежи любого вида, получаемые в качестве вознаграждения за пользование или предоставление права пользования промышленным, коммерческим или научным оборудованием. Роялти, возникающие в Договаривающемся Государстве и выплачиваемые резиденту другого Договаривающегося Государства, могут облагаться налогом в этом другом государстве. При этом налог, взимаемый с таких платежей в государстве источника выплаты (то есть в Казахстане), не может превышать 10% от общей суммы роялти.

Если резидент РФ получает доход или владеет капиталом в Казахстане, которые на основании Конвенции могут облагаться налогом в Казахстане, сумма налога на этот доход или капитал, уплачиваемая в Казахстане, может быть вычтена из налога, взимаемого с этого резидента в России. Однако такой вычет не будет превышать российский налог, исчисленный с такого дохода или капитала в РФ в соответствии с ее налоговыми законами и правилами. Об этом говорится в пункте 2 статьи 23 Конвенции.

На основании пункта 3 статьи 2 Конвенции ее положения распространяются на следующие налоги в России:

— налог на прибыль (доход) предприятий и организаций;

— подоходный налог с физических лиц;

— налог на имущество предприятий;

— налог на имущество физических лиц.

Глава 26.2 НК РФ не содержит специальной статьи по устранению двойного налогообложения.

Организации, применяющие упрощенную систему, освобождаются от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным в пунктах 3 и 4 статьи 284 НК РФ) и налога на имущество организаций. Также организации, применяющие упрощенную систему, не признаются плательщиками НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию России, а также НДС, уплачиваемого в соответствии со статьей 174.1 НК РФ.

Иные налоги уплачиваются организациями, применяющими упрощенную систему, в соответствии с законодательством о налогах и сборах. Об этом сказано в пункте 2 статьи 346.11 НК РФ.

В связи с тем что налог, уплаченный в соответствии с главой 26.2 НК РФ, предусматривает замену уплаты налога на прибыль и налога на имущество организаций уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период, такой единый налог не является идентичным или аналогичным налогом, на который распространяются положения пункта 4 статьи 2 Конвенции.

Таким образом, организация, применяющая упрощенную систему, не вправе произвести зачет уплаченного налога в соответствии с законодательством Республики Казахстан с полученного роялти (лицензионное вознаграждение), так как нормы статьи 23 Конвенции на нее не распространяются.

 

{<Письмо> УФНС РФ по г. Москве от 12.11.2009 N 16-15/118743 <О зачете уплаченного налога с полученного в иностранном государстве роялти при применении УСН> {КонсультантПлюс}}

 

Существенные условия — это условия, обязательные для договоров данного вида. Без них договор будет считаться незаключенным (ст. 432 ГК РФ).

 

Существенными условиями являются:

— предмет договора путем указания на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации, право использования которых предоставляется по договору, с указанием в соответствующих случаях номера документа, удостоверяющего исключительное право на такой результат или на такое средство (патент, свидетельство) (пп. 1 п. 6 ст. 1235 ГК РФ);

— способы использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации (пп. 2 п. 6 ст. 1235 ГК РФ);

— условие о размере вознаграждения или порядке его определения (для возмездного лицензионного договора). В таком договоре может быть предусмотрена выплата лицензиару вознаграждения в форме фиксированных разовых или периодических платежей, процентных отчислений от дохода (выручки) либо в иной форме (п. 5 ст. 1235 ГК РФ).

Лицензионный договор о предоставлении права использования товарного знака должен содержать наряду с условиями, предусмотренными п. 6 ст. 1235 ГК РФ, перечень товаров, в отношении которых предоставляется право использования товарного знака (п. 1.1 ст. 1489 ГК РФ).

 

Таким образом, условие, что общая сумма вознаграждения по настоящему Договору включает в себя налог на доход нерезидента в размере 10% согласно Конвенции между  Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации об устранении двойного налогообложения и предотвращения уклонения от уплаты налогов на доход и капитал от 18 октября 1996 года, вступившей в силу 29 июля 1997г.,при условии предоставления Лицензиатом оригинала апостилированного сертификата своего резиденства в РФ, не является существенным условием лицензионного договора.

 

Разъяснение дано в рамках услуг «ЛИНИИ КОНСУЛЬТАЦИЙ» консультантом по правовым вопросам ООО НТВП «Кедр-Консультант» Макшаковым Игорем Борисовичем и консультантом по бухгалтерскому учету и налогообложению Треселевой Полиной Николаевной 30 апреля 2015 г.

При подготовке ответа использована СПС КонсультантПлюс.

 

Данное разъяснение не является официальным и не влечет правовых последствий, предоставлено в соответствии с Регламентом ЛИНИИ КОНСУЛЬТАЦИЙ (www.ntvpkedr.ru).

Роялти

Практическая информация » Казахстан » Законодательство » налогообложение » роялти

В соответствии со ст. 4 Конституции Республики Казахстан:

1. Действующим правом в Республике Казахстан являются нормы Конституции, соответствующих ей законов, иных нормативных правовых актов, международных договорных и иных обязательств Республики, а также нормативных постановлений Конституционного совета и Верховного суда Республики.

2.

Наши услуги

Конституция имеет высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории Республики.

3. Международные договоры, ратифицированные Республикой, имеют приоритет перед ее законами и применяются непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание закона.

4. Все законы, международные договоры, участником которых является Республика, публикуются. Официальное опубликование нормативных правовых актов, касающихся прав, свобод и обязанностей граждан, является обязательным условием их применения.

1 марта 1999 года между республикой Казахстан и Эстонской республикой была подписана Конвенция об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплатыналогов на доход и на капитал.

Указанная Конвенция ратифицирована Законом республики Казахстан от 30 декабря 1999 года N 30-II и вступила в силу 19.07.2000 года. Таким образом, положения Конвенции имеют обязательную силу как для  республики Казахстан, так и для Эстонской республики.

В соответствии со ст. 2 Конвенции, налогами, на которые она распространяет свое действие являются:

1. Настоящая Конвенция применяется к налогам на доход и капитал, взимаемым от имени Договаривающегося Государства или его местных органов власти, независимо от метода их взимания.

2. Налогами на доход и капитал считаются все виды налогов, взимаемые с общей суммы дохода, с общей суммы капитала или с отдельных элементов дохода или капитала, включая налоги с доходов от отчуждения движимого или недвижимого имущества, а также налоги на прирост стоимости капитала.

3. Существующими налогами, на которые распространяется Конвенция, в частности, являются:

a) в Казахстане:

(Ι) налог на доходы с юридических и физических лиц;

(ΙΙ) налог на имущество юридических и физических лиц;

(далее именуемые как «Казахстанский налог»);

b) в Эстонии:

(Ι) подоходный налог (tulumaks);

(ΙΙ) местный подоходный налог (kohalik tulumaks);

(далее именуемые как «Эстонский налог»).

4.

Конвенция также применяется к любым идентичным или по существу аналогичным налогам, которые будут взиматься после даты подписания Конвенции в дополнение или вместо существующих налогов. Компетентные органы Договаривающихся Государств уведомят друг друга о любых существенных изменениях и их соответствующих налоговых законодательствах.

Статья 12 Конвенции определяет правовой режим относительно роялти.

1. Роялти, возникающие в Договаривающемся Государстве и выплачиваемые резиденту другого Договаривающегося Государства, могут облагаться налогом в этом другом Договаривающемся Государстве.

2. Однако, такие роялти также могут облагаться налогом в Договаривающемся Государстве, в котором они возникают, и в соответствии с законодательством этого Договаривающегося Государства, но если получатель является фактическим владельцем роялти, то налог, взимаемый таким образом, не должен превышать 15 процентов общей суммы роялти.

3. Термин «роялти» при использовании в настоящей Статье означает платежи любого вида, получаемые в качестве вознаграждения за использование или за предоставление права на использование любого авторского права на произведения литературы, искусства или науки, включая кинематографические фильмы и фильмы или пленки для радио или телевещания, любой патент, торговую марку, дизайн или модель, план, секретную формулу или процесс, или за информацию, касающуюся промышленного, коммерческого или научного опыта и платежи за пользование или предоставление права на пользование промышленным, коммерческим или научным оборудованием.

4. Положения пункта 1 и 2 не применяются, если фактический владелец роялти, являющийся резидентом Договаривающегося Государства, осуществляет предпринимательскую деятельность в другом Договаривающемся Государстве, в котором возникли роялти, через расположенное в нем постоянное учреждение, или оказывает независимые личные услуги в этом другом Договаривающемся Государстве с расположенной там постоянной базы, и право или имущество, в отношении которых выплачиваются роялти, действительно связаны с таким постоянным учреждением или постоянной базой. В таком случае применяются положения Статьи 7 (Прибыль от предпринимательской деятельности) или Статьи 14 (Независимые личные услуги), в зависимости от обстоятельств.

5. Считается, что роялти возникают в Договаривающемся Государстве, если плательщиком является резидент этого Договаривающегося Государства. Если, однако, лицо, выплачивающее роялти, независимо от того, является оно резидентом Договаривающегося Государства или нет, имеет в Договаривающемся Государстве постоянное учреждение или постоянную базу, в связи с которыми возникло обязательство выплатить роялти, и такие роялти выплачиваются этим постоянным учреждением или постоянной базой, тогда такие роялти считаются возникшими в Договаривающемся Государстве, в котором расположены постоянное учреждение или постоянная база.

6. Если, вследствие особых отношений между плательщиком и фактическим владельцем роялти или между ними обоими и каким-либо другим лицом, сумма роялти, относящаяся к использованию, праву или информации, на основании которых она выплачивается, превышает сумму, которая была бы согласована между плательщиком и фактическим владельцем роялти при отсутствии таких отношений, положения настоящей Статьи применяются только к последней упомянутой сумме. В таком случае избыточная часть платежа подлежит налогообложению в соответствии с законодательством каждого Договаривающегося Государства с должным учетом других положений настоящей Конвенции.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *