Реорганизация унитарных предприятий в форме преобразования

Реорганизация унитарных предприятий в форме преобразования

Правовую основу норм, посвященных реорганизации унитарных предприятий в форме преобразования, составляет определенный пласт нормативно-правовых актов Российской Федерации. Большинство правовых норм, регулирующих эти вопросы, закрепляют следующие документы:

  • Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ);
  • Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее — Закон N 161-ФЗ);
  • Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее — Закон N 178-ФЗ);
  • Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

В соответствии со ст. 57 ГК РФ реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.

В случаях, установленных законами, реорганизация юридических лиц в форме слияния, присоединения или преобразования может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов.

Согласно п. 5 ст. 58 ГК РФ при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

Передаточный акт должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами (ст. 59 ГК РФ).

Непредставление вместе с учредительными документами передаточного акта, а также отсутствие в них положений о правопреемстве по обязательствам реорганизованного юридического лица влекут отказ в государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

Особое внимание при реорганизации унитарного предприятия в форме преобразования следует уделять передаточному акту, ведь в случае неправильного его составления новому юридическому лицу могут быть нанесены существенные убытки. Исходя из анализа требований законодательства, а также из экономического содержания хозяйственной операции, в этот документ целесообразно включить, например, следующее:

  • сведения об имуществе и обо всех обязательствах в отношении каждого должника и кредитора, в том числе использование прибыли;
  • бухгалтерскую отчетность на последнюю отчетную дату (дату реорганизации);
  • исчерпывающий перечень прав и обязанностей: указываются не только те права, которые могут быть реализованы, но и те, срок по которым еще не наступил;
  • обязательства, которые оспариваются третьими лицами;
  • налоговые расчеты отчетного периода;
  • результаты инвентаризации и др.

Согласно ст.

2 Закона N 161-ФЗ унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.

Согласно п. 1 ст. 29 Закона N 161-ФЗ унитарное предприятие может быть реорганизовано по решению собственника его имущества в порядке, предусмотренном ГК РФ, данным Законом и иными федеральными законами.

В соответствии с п. 5 ст. 29 Закона N 161-ФЗ при преобразовании казенного предприятия в государственное или муниципальное предприятие собственник имущества казенного предприятия в течение 6 мес. несет субсидиарную ответственность по обязательствам, перешедшим к государственному или муниципальному предприятию (см., например, Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 17.06.2008 N А78-4951/07-Ф02-2514/08 по делу N А78-4951/07).

В соответствии со ст. 34 Закона N 161-ФЗ унитарное предприятие может быть преобразовано по решению собственника его имущества в государственное или муниципальное учреждение (см., например, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 23.03.2009 по делу N А56-3872/2008).

Согласно положениям Федерального закона от 18.07.2011 N 220-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 02.08.2011 федеральное государственное унитарное предприятие (ФГУП) может быть преобразовано в автономную некоммерческую организацию.

Следует отметить, что такая возможность будет рассматриваться в отношении ФГУП, ориентированных на выполнение работ и оказание услуг в сферах образования, здравоохранения, культуры, науки, права, спорта и т.д.

Реорганизация унитарных предприятий в форме преобразования

В силу специфики своей деятельности такие предприятия, по сути, являются некоммерческими организациями.

Организационно-правовая форма автономной некоммерческой организации позволит ФГУП, оказывающим социально ориентированные услуги гражданам, наиболее гибко осуществлять свою деятельность, а также сократить государственный сектор в экономике.

Законом предусматривается, что в каждом отдельном случае решение о преобразовании будет приниматься Правительством РФ, которым также будут определяться основные цели деятельности создаваемой организации, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия учредителя такой организации, а также необходимые мероприятия по преобразованию ФГУП.

Кроме того, Правительством РФ могут быть установлены дополнительные условия преобразования ФГУП в автономные некоммерческие организации.

Преобразование унитарного предприятия в организации иной организационно-правовой формы осуществляется в соответствии с Законом N 178-ФЗ.

В соответствии со ст. 1 Закона N 178-ФЗ под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности РФ (федеральное имущество), субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.

Согласно п. 1 ст. 13 Закона N 178-ФЗ способами приватизации, в частности, являются преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество (ОАО) или общество с ограниченной ответственностью (ООО).

При этом в соответствии с п. 2 ст. 13 Закона N 178-ФЗ приватизация имущественного комплекса унитарного предприятия в случае, если определенный в соответствии со ст. 11 данного Закона размер уставного капитала хозяйственного общества, создаваемого в процессе приватизации, равен минимальному размеру уставного капитала ОАО, установленному ст. 26 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее — Закон N 208-ФЗ), или превышает его, осуществляется путем преобразования унитарного предприятия в ОАО.

В случае если один из таких показателей деятельности этого унитарного предприятия, как средняя численность работников или выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость, определенные за предшествующие приватизации 3 календарных года, либо сумма остаточной стоимости его основных средств и нематериальных активов на последнюю отчетную дату, не превышает предельного значения, установленного в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" для субъектов малого предпринимательства, приватизация имущественного комплекса унитарного предприятия может быть осуществлена также путем его преобразования в ООО.

Если же определенный размер уставного капитала хозяйственного общества, создаваемого в процессе приватизации, ниже минимального размера уставного капитала открытого акционерного общества, установленного ст. 26 Закона N 208-ФЗ, то приватизация имущественного комплекса унитарного предприятия осуществляется путем преобразования унитарного предприятия в ООО.

Подготовительным этапом приватизации является подготовка прогнозного плана (программы) приватизации федерального (муниципального) имущества. На его основе собственник имущества (публично-правовое образование) как юридическое лицо принимает решение о приватизации. В нем согласно п. 2 ст. 14 Закона N 178-ФЗ указываются:

  • состав подлежащего приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия;
  • перечень объектов (в том числе исключительных прав), не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса унитарного предприятия;
  • размер уставного капитала ОАО или ООО, создаваемых посредством преобразования унитарного предприятия;
  • количество, категории и номинальная стоимость акций ОАО или номинальная стоимость доли участника ООО — Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

В п. 3 ст. 14 Закона N 178-ФЗ закреплено, что со дня утверждения прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества и до дня государственной регистрации созданного хозяйственного общества унитарное предприятие без согласия собственника его имущества не вправе:

  • сокращать численность работников указанного унитарного предприятия;
  • совершать сделки (несколько взаимосвязанных сделок), цена которых превышает 5% балансовой стоимости активов указанного унитарного предприятия на дату утверждения его последнего балансового отчета или более чем в 50 000 раз превышает установленный федеральным законом минимальный размер оплаты труда, а также сделки, связанные с возможностью отчуждения прямо или косвенно имущества, стоимость которого превышает 5% балансовой стоимости активов указанного унитарного предприятия на дату утверждения его последнего балансового отчета или более чем в 50 000 раз превышает установленный федеральным законом минимальный размер оплаты труда;
  • получать кредиты;
  • осуществлять выпуск ценных бумаг;
  • выступать учредителем хозяйственных товариществ или обществ, а также приобретать и отчуждать акции (доли) в уставном (складочном) капитале хозяйственных товариществ или обществ.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления самостоятельно определяют порядок принятия решений об условиях приватизации соответственно государственного и муниципального имущества (п. 4 ст. 14 Закона N 178-ФЗ).

Унитарное предприятие считается реорганизованным (за исключением случаев реорганизации в форме присоединения) с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц (п. 6 ст. 29 Закона N 161-ФЗ).

В соответствии с п. 1 ст. 37 Закона N 178-ФЗ хозяйственное общество, созданное путем преобразования унитарного предприятия, с момента его государственной регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц становится правопреемником этого унитарного предприятия в соответствии с передаточным актом, а также со всеми изменениями состава и стоимости имущественного комплекса унитарного предприятия, произошедшими после принятия решения об условиях приватизации имущественного комплекса этого унитарного предприятия.

В уставах созданных путем преобразования унитарного предприятия ОАО, ООО должны быть учтены требования Закона N 208-ФЗ, Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" и определенные Законом N 178-ФЗ особенности.

Уставами созданных ОАО, ООО определяются в обязательном порядке цели и предмет деятельности этих обществ. Размеры уставных капиталов созданных путем преобразования унитарного предприятия открытого акционерного общества, общества с ограниченной ответственностью определяются в порядке, установленном ст. 11 Закона N 178-ФЗ.

Согласно п. 5 ст. 37 Закона N 178-ФЗ до первого общего собрания акционеров ОАО или общего собрания участников ООО руководитель государственного или муниципального унитарного предприятия, преобразованного в ОАО или ООО, назначается директором (генеральным директором) ОАО или ООО.

При этом одновременно с утверждением устава ОАО, устава ООО определяется количественный состав совета директоров (наблюдательного совета), и назначаются члены совета директоров (наблюдательного совета) и его председатель. Также образуется ревизионная комиссия, или назначается ревизор общества на период до первого общего собрания акционеров ОАО, общего собрания участников ООО, если образование совета директоров (наблюдательного совета) и (или) ревизионной комиссии или назначение ревизора предусмотрены уставом ООО.

Уставом ООО, 100% уставного капитала которого принадлежит Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию, не может быть предусмотрено преимущественное право общества на приобретение доли, продаваемой его участником.

Список литературы

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 30.11.1994 N 51-ФЗ (в ред.

    от 06.04.2011).

  2. О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ.
  3. О государственных и муниципальных унитарных предприятиях: Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ.
  4. О приватизации государственного и муниципального имущества: Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ.
  5. Об обществах с ограниченной ответственностью: Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ.

В.В.Авдеев

Консультант по налогам и сборам

Главная » Юристу » Реорганизация МУП в ООО в 2017 году


Реорганизация МУП в ООО в 2017 году


Вернуться назад на Реорганизация 2017

Часто муниципальное унитарное предприятие по своей хозяйственной деятельности и стоимости активов близко к характеристикам ООО. Государственные предприятия могут не приносить прибыль или не быть эффективными в своем роде деятельности. Преобразование МУП в более подходящий вид организации решит эту проблему. О том, как проходит преобразование МУП в ООО, мы расскажем в нашем материале.

Преобразование (согласно статье 37 №178-ФЗ) муниципального унитарного предприятия в общество с ограниченной ответственностью – способ приватизации государственного имущества. Реорганизация проводится муниципальным образованием, его администрацией. Она же определяет сроки и порядок преобразования. Чтобы МУП могло быть преобразовано в ООО, или количество его сотрудников, или прибыль за последние 3 года, или остаточная стоимость его средств должны вписываться в рамки законодательства о малом и среднем предпринимательстве.

Преобразование МУП в ООО – способ приватизации государственного имущества.

Вот порядок действий, которые необходимо совершить при реорганизации:

1. Решение о преобразовании принимается местным органом самоуправления или судом.

2. Составляется прогнозный план приватизации. Определение сроков инвентаризации (инвентаризируются также обязательства) и других подготовительных мероприятий.

3. Оценка имущества.

Нужно составить промежуточный бухгалтерский баланс и оформить документы на земельный участок (статья 28 №178-ФЗ). Аудиторская компания по договору с организаторами преобразования проводит проверку деятельности предприятия. Далее следует определить, что относится к имущественному комплексу предприятия, какие объекты приватизируются, какие нет (таковые остаются в собственности муниципального образования согласно статье 30 №178-ФЗ). Также нужно определить балансную стоимость приватизируемых активов МУП и размер равного ей уставного капитала.

Аудиторская компания по договору с организаторами преобразования проводит проверку деятельности предприятия.

4. Уведомление кредиторов.

Глава V. Реорганизация и ликвидация унитарных предприятий

У кредиторов есть 30 дней, чтобы потребовать прекращения или исполнения обязательств, а также возмещения убытков.

5. Размещение в СМИ информации о преобразовании.

6. Инвентаризация и составление акта инвентаризации.

7. Составление передаточного акта (статья 11 №178-ФЗ).

Он основывается на акте инвентаризации, аудиторском заключении, земельных документах и содержит информацию обо всем приватизируемом имуществе МУП, а также о размере и номинальной доле учредителя ООО. Передаточный акт подписывается руководителем МУП, с одной стороны, и руководителем ООО, с другой.

8. ООО – новое юридическое лицо, нуждающееся в регистрации. Реорганизация считается завершенной, когда новое ООО будет зарегистрировано.

Генеральным директором нового ООО становится руководитель приватизируемого МУП. Если сотрудники не против, они продолжают работать по своим трудовым договорам. Учитывая то, что весь уставный капитал ООО принадлежит муниципальному образованию, члены общества не могут покупать доли в приватизируемом уставном капитале. Реорганизация МУП позволяет ему работать с большей эффективностью, но сам процесс требует аккуратности.

Финансовый результат 2017
Финансовый отчет 2017
Долевой договор 2017
Долевое участие 2017
Капитальный ремонт 2017
УДО 2017

Назад | | Вверх



©2009-2018 Центр управления финансами. Все права защищены. Публикация материалов
разрешается с обязательным указанием ссылки на сайт.

Постановление администрации МО "г. Саянск" от 15.09.2011 N 110-37-1059-11

В целях эффективного использования муниципальной собственности, руководствуясь статьями 57 — 59, 296, 298 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 34 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (в действующей редакции), пунктом 3 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в действующей редакции), пунктом 2 части 2 статьи 38, частью 4 статьи 50, статьей 38 Устава муниципального образования "город Саянск", абзацем 2 пункта 7.1 раздела VII Положения о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования "город Саянск", утвержденного решением Думы городского округа муниципального образования "город Саянск" от 01.02.2006 N 7, пунктом 2 раздела II, пунктом 5 раздела V Порядка принятия решения о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, утвержденного решением Думы городского округа муниципального образования "город Саянск" от 24.06.2010 N 051-14-69, администрация городского округа муниципального образования "город Саянск" постановляет:

1. Реорганизовать муниципальное унитарное предприятие "Саянские средства массовой информации" путем преобразования в муниципальное автономное учреждение "Саянские средства массовой информации".

2. Определить предметом деятельности муниципального автономного учреждения "Саянские средства массовой информации" (далее — МАУ "ССМИ") распространение актуальной и объективной информации о событиях общественно-политической, деловой и культурной жизни города, официальное опубликование нормативно-правовых актов органа местного самоуправления.

3. Администрации городского округа муниципального образования "город Саянск":

3.1. Выступить от имени муниципального образования "город Саянск" учредителем муниципального автономного учреждения "Саянские средства массовой информации".

3.2. Назначить руководителя МАУ "ССМИ" и заключить с ним трудовой договор.

4. Руководителю МАУ "ССМИ" обеспечить государственную регистрацию вновь созданного учреждения.

5. Руководителю муниципального унитарного предприятия "Саянские средства массовой информации" (далее — МУП "ССМИ"):

5.1. В течение трех рабочих дней с даты принятия настоящего постановления в письменной форме сообщить в регистрационный орган о начале процедуры реорганизации путем преобразования МУП "ССМИ".

5.2. В 5-дневный срок с даты принятия настоящего постановления уведомить в письменной форме кредиторов МУП "ССМИ" о реорганизации в форме преобразования его в МАУ "ССМИ".

5.3. Уведомить не позднее чем за 2 месяца персонально под роспись работников МУП "ССМИ" об изменении условий трудовых договоров в связи с реорганизацией предприятия, обеспечить соблюдение трудовых прав и гарантий работников в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.

5.4. После внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о начале процедуры реорганизации дважды с периодичностью один раз в месяц помещать в средстве массовой информации, в котором публикуется информация о регистрации юридических лиц, уведомление о реорганизации МУП "ССМИ".

В уведомлении указать сведения о форме реорганизации, описание порядка и условий заявления кредиторами своих требований, иные сведения, предусмотренные федеральным законодательством.

5.5. В двухмесячный срок с момента подписания настоящего постановления подготовить передаточный акт.

5.6. Муниципальное автономное учреждение "Саянские средства массовой информации" несет ответственность по всем обязательствам МУП "ССМИ" перед его кредиторами.

6. Муниципальному казенному учреждению "Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям администрации муниципального образования "город Саянск":

6.1. Утвердить передаточный акт в течение 10 дней с момента получения.

6.2. Провести инвентаризацию имущества и обязательств МУП "ССМИ", результаты инвентаризации оформить актом до момента утверждения передаточного акта.

6.3. Согласовать Устав МАУ "ССМИ" в 10-дневный срок с момента получения проекта.

6.4.

Реорганизация муниципальных унитарных предприятий

В 10-дневный срок с момента получения документов о государственной регистрации МАУ "ССМИ" и назначения руководителя закрепить имущество на праве оперативного управления согласно приложению.

6.5. Внести изменения в Перечень муниципальных предприятий и учреждений муниципального образования "город Саянск".

7. Настоящее постановление опубликовать в газете "САЯНСКИЕ ЗОРИ" и разместить на официальном сайте администрации городского округа муниципального образования "город Саянск" в сети Интернет.

8. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя мэра городского округа по вопросам жизнеобеспечении города — председателя Комитета по архитектуре, жилищно-коммунальному хозяйству, транспорту и связи Ю.С.Перкова.

Мэр городского округа муниципального образования "город Саянск" М.ЩЕГЛОВ

Рубрики:Постановление
Метки:Администрация МО г. Саянск

Статья 29. Реорганизация унитарного предприятия

1. Унитарное предприятие может быть реорганизовано по решению собственника его имущества в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

В случаях, установленных федеральным законом, реорганизация унитарного предприятия в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких унитарных предприятий осуществляется на основании решения уполномоченного государственного органа или решения суда.

2. Реорганизация унитарного предприятия может быть осуществлена в форме:

слияния двух или нескольких унитарных предприятий;

присоединения к унитарному предприятию одного или нескольких унитарных предприятий;

разделения унитарного предприятия на два или несколько унитарных предприятий;

выделения из унитарного предприятия одного или нескольких унитарных предприятий;

преобразования унитарного предприятия в юридическое лицо иной организационно-правовой формы в предусмотренных настоящим Федеральным законом или иными федеральными случаях.

3. Унитарные предприятия могут быть реорганизованы в форме слияния или присоединения, если их имущество принадлежит одному и тому же собственнику.

4.

Унитарные предприятия. Вопросы реорганизации

Не является реорганизацией изменение вида унитарного предприятия, а также изменение правового положения унитарного предприятия вследствие перехода права собственности на его имущество к другому собственнику государственного или муниципального имущества (Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию).

В случае изменения вида унитарного предприятия, а также передачи имущества унитарного предприятия другому собственнику государственного или муниципального имущества (Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию) в устав унитарного предприятия вносятся соответствующие изменения.

Передача имущества считается состоявшейся с момента государственной регистрации внесенных в устав унитарного предприятия изменений.

5.

В случае, если иное не предусмотрено федеральным законом, имущество унитарных предприятий, возникших в результате реорганизации в форме разделения или выделения, принадлежит тому же собственнику, что и имущество реорганизованного унитарного предприятия.

При преобразовании казенного предприятия в государственное или муниципальное предприятие собственник имущества казенного предприятия в течение шести месяцев несет субсидиарную ответственность по обязательствам, перешедшим к государственному или муниципальному предприятию.

6. Унитарное предприятие считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

При реорганизации унитарного предприятия в форме присоединения к нему другого унитарного предприятия первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении присоединенного унитарного предприятия.

7. Унитарное предприятие не позднее тридцати дней с даты принятия решения о реорганизации обязано уведомить в письменной форме об этом всех известных ему кредиторов унитарного предприятия, а также поместить в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, сообщение о таком решении. При этом кредиторы унитарного предприятия в течение тридцати дней с даты направления им уведомления или в течение тридцати дней с даты опубликования сообщения о таком решении вправе в письменной форме потребовать прекращения или досрочного исполнения соответствующих обязательств унитарного предприятия и возмещения им убытков.

8. Государственная регистрация вновь возникших в результате реорганизации унитарных предприятий, внесение записи о прекращении унитарных предприятий, а также государственная регистрация внесенных в устав изменений и дополнений осуществляется в порядке, установленном федеральным о государственной регистрации юридических лиц, только при представлении доказательств уведомления кредиторов в порядке, установленном пунктом 7 настоящей статьи.

(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 169-ФЗ)

(см. текст в предыдущей

Если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника реорганизованного унитарного предприятия, вновь возникшие унитарные предприятия несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного унитарного предприятия перед его кредиторами пропорционально доле перешедшего к ним имущества (прав) реорганизованного унитарного предприятия, определенной в стоимостном выражении.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *