Расчеты с нерезидентами

Расчеты в рублях между резидентами и нерезидентами

Федеральный закон от 29.12.1998 N 192-ФЗ "О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики" (ред. от 05.08.2000) внес изменения в понятие "валютная операция". С 31 декабря 1998 г.

к валютным операциям были отнесены расчеты между резидентами и нерезидентами в валюте Российской Федерации. Однако валюта Российской Федерации к валютным ценностям не относится.

Статьей 2 Закона РФ от 09.10.1992 N 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле" (ред. от 31.05.2001; далее — Закон) определено, что расчеты между резидентами и нерезидентами в валюте Российской Федерации осуществляются в порядке, устанавливаемом Центральным банком Российской Федерации.

Таким образом, рублевые расчеты между резидентами и нерезидентами регулируются валютным законодательством и соответственно подпадают под валютный контроль.

До этого платежи в рублях часто использовались для избежания ограничений, предусмотренных валютным законодательством. Рублевые платежи не подпадали под определение валютных операций, следовательно, к ним не могли быть применены правила по контролю за их осуществлением, а за нарушение порядка проведения данных операций нарушитель не мог быть привлечен к ответственности по ст.14 Закона.

С момента введения в действие указанного изменения к Закону агенты и органы валютного контроля обязаны контролировать осуществление рублевых расчетов между резидентами и нерезидентами: требовать не только от нерезидентов, но и от резидентов документы, подтверждающие правомерность осуществления данных операций, отказывать в исполнении поручений по операциям, которые нарушают порядок, установленный Банком России для их осуществления, привлекать нарушителей к ответственности и т.д.

Несоблюдение требований нормативных актов Банка России к порядку рублевых расчетов между резидентами и нерезидентами является основанием для привлечения нарушителей к ответственности, определенной ст.14 Закона, т.е. на резидента может быть наложен штраф в размере суммы неправомерных платежей.

На основании Закона и Федерального закона от 02.12.1990 N 394-1 "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (ред. от 08.07.1999) установлен порядок таких расчетов в следующих нормативных документах:

  • Инструкции Банка России, ГТК России от 13.10.1999 N N 86-И, 01-23/26541 "О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию выручки от экспорта товаров" (ред. от 22.12.1999; далее — Инструкция N 86-И);
  • Инструкции Банка России, ГТК России от 04.10.2000 N N 01-11/28644/91-И "О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью оплаты резидентами импортируемых товаров" (далее — Инструкция N 91-И);
  • Положении "О порядке проведения отдельных валютных операций", утвержденном Банком России 14.10.1999 N 93-П (далее — Положение N 93-П);
  • Инструкции Банка России от 12.10.2000 N 93-И "О порядке открытия уполномоченными банками банковских счетов нерезидентов в валюте Российской Федерации и проведения операций по этим счетам" (далее — Инструкция N 93-И).

Указанные нормативные акты определяют, что все расчеты в рублях с нерезидентами должны осуществляться резидентами по счетам в уполномоченных банках, т.е. в кредитных организациях, получивших лицензии Банка России на проведение валютных операций.

Инструкция N 86-И предусматривает правила для расчетов по договорам, в соответствии с которыми резиденты — экспортеры поставляют нерезидентам товары, а нерезиденты оплачивают эти товары в рублях. Установлено, что в этих случаях экспортер обязан зачислить выручку от экспорта товаров на свой рублевый счет в уполномоченном банке, подписавшем паспорт по соответствующему контракту, если иное не разрешено Банком России.

Банк России и ГТК России Инструкцией N 91-И установили порядок валютного контроля за обоснованностью оплаты резидентами — импортерами в валюте Российской Федерации импортируемых товаров.

Оплата импортируемых по контракту товаров валютой Российской Федерации, оплата импортером в счет обязательств по контракту выданного импортером простого векселя в валюте Российской Федерации, а также переводного векселя в валюте Российской Федерации, плательщиком по которому является импортер, могут осуществляться импортером только с его банковских счетов, открытых в уполномоченном банке и указанных в паспорте импортной сделки.

Оплата импортируемых по контракту товаров валютой Российской Федерации с банковского счета третьего лица — резидента, не являющегося импортером, производится в порядке, установленном Банком России.

Правила осуществления некоторых платежей в рублях между резидентами и нерезидентами Банк России определил и в Положении N 93-П.

Установлено, что резиденты осуществляют исключительно в валюте Российской Федерации следующие валютные операции:

  • возврат нерезиденту кредита (займа), ранее предоставленного резиденту нерезидентом в валюте Российской Федерации;
  • возврат нерезиденту авансового платежа (предоплаты), ранее уплаченного по сделке резиденту нерезидентом в валюте Российской Федерации;
  • возврат нерезиденту денежных средств из общего имущества по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности), одним из участников которого является резидент, если вклад по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) был внесен нерезидентом в валюте Российской Федерации;
  • возврат нерезиденту из доверительного управления денежных средств, переданных нерезидентом в доверительное управление резиденту в валюте Российской Федерации;
  • уплату нерезиденту процентов, неустойки, комиссионных и иных платежей, предусмотренных условиями вышеуказанных сделок.

Указанные платежи в валюте Российской Федерации осуществляются резидентами на рублевые счета, открытые нерезидентам уполномоченными банками в порядке, установленном Инструкцией N 93-И, которая вступила в силу 7 марта 2001 г.

В соответствии с данной Инструкцией уполномоченные банки могут открывать нерезидентам следующие типы банковских счетов в валюте Российской Федерации:

  • счет типа "К" ("конвертируемый счет") — открывается физическим лицам — нерезидентам, юридическим лицам — нерезидентам, в том числе банкам — нерезидентам, и официальным представительствам для расчетов в рублях по операциям, предусмотренным в Приложении 1 к Инструкции N 93-И.

    Денежные средства на счетах типа "К" могут использоваться для покупки иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации в порядке, установленном Банком России;

  • счет типа "Н" ("неконвертируемый счет") — открывается физическим лицам — нерезидентам, юридическим лицам — нерезидентам, в том числе банкам — нерезидентам, и официальным представительствам для расчетов в валюте Российской Федерации по операциям, предусмотренным в Приложении 1 к Инструкции N 93-И. Денежные средства на счетах типа "Н" могут использоваться для покупки иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации с отсрочкой на один год;
  • счет типа "Ф" ("счет физического лица") — открывается физическим лицам — нерезидентам для расчетов в валюте Российской Федерации по операциям, предусмотренным в Приложении 1 к Инструкции N 93-И.

Денежные средства на счетах типа "Ф" могут использоваться для покупки иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации в порядке, установленном Банком России.

Счета типа "К", "Н" и "Ф" вправе открывать нерезидентам исключительно кредитные организации, являющиеся уполномоченными банками.

Расчеты в валюте Российской Федерации могут осуществляться нерезидентами через счета банков — нерезидентов типа "К", "Н" в соответствии с режимами счетов типа "К", "Н", установленными Инструкцией N 93-И.

Переводы валюты Российской Федерации со счетов типа "К", "Н", "Ф" в пользу резидентов можно производить как на счета резидентов, открытые в уполномоченных банках, так и на счета резидентов, открытые в кредитных организациях — резидентах, не являющихся уполномоченными банками.

Переводы валюты Российской Федерации со счетов резидентов на счета типа "К", "Н", "Ф" могут осуществляться исключительно со счетов резидентов, открытых в уполномоченных банках.

Переводы в валюте Российской Федерации можно производить со счетов резидентов на счета типа "К", "Н", "Ф" только по тем видам операций, которые в соответствии с Приложением 1 к Инструкции N 93-И предусмотрены режимом указанного в расчетных документах счета нерезидента — получателя.

Уполномоченные банки, как агенты валютного контроля, выполняют контроль за соответствием требованиям Инструкции N 93-И и иных нормативных актов в сфере валютного регулирования и валютного контроля следующих операций в валюте Российской Федерации: списания денежных средств со счетов резидентов в пользу нерезидентов на их счета типа "К", "Н", "Ф", а также списания денежных средств со счетов типа "К", "Н", "Ф" на счета резидентов.

Списание денежных средств со счета резидента — плательщика осуществляется уполномоченным банком при представлении резидентом — плательщиком либо нерезидентом — взыскателем расчетного документа, а также заверенных резидентом — плательщиком в порядке, установленном уполномоченным банком, копий документов, подтверждающих соответствие проводимой операции режиму указанного в расчетном документе счета нерезидента — получателя.

Представления подтверждающих документов не требуется при:

  • осуществлении уполномоченным банком переводов на счета типа "К", "Н", "Ф" по обязательствам уполномоченного банка перед нерезидентом;
  • списании денежных средств со счетов резидентов в пользу нерезидентов на их счета типа "К", "Н", "Ф" в размере, не превышающем пятьсот минимальных размеров оплаты труда на дату списания.

Подтверждающими документами являются договоры (соглашения, контракты), заключенные путем составления одного документа, подписанного сторонами, либо путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, а также документы, подтверждающие факт передачи товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, претензии, рекламации, акты судебных и других уполномоченных административных органов и иные документы. Подтверждающие документы могут быть представлены резидентом в уполномоченный банк путем электронного обмена документами.

Инструкцией N 93-И установлены процедуры по заполнению расчетных документов резидентами при осуществлении переводов в пользу нерезидентов.

Уполномоченные банки отказывают в выполнении распоряжений резидентов о перечислении средств в пользу нерезидентов в следующих случаях:

  • при оформлении расчетных документов с нарушением требований по их заполнению;
  • при непредставлении подтверждающих документов;
  • если из представленных подтверждающих документов следует несоответствие вида операции цифровому обозначению операции согласно Приложению 1 к Инструкции N 93-И, а также иным требованиям данной Инструкции.

Инструкция N 93-И предусматривает, что в случае поступления расчетного документа, оформленного с нарушениями требований по заполнению, уполномоченный банк получателя обязан зачислить поступившие денежные средства на указанный в расчетном документе счет получателя не позднее рабочего дня, следующего за днем зачисления средств на его корреспондентский счет, и в течение десяти рабочих дней со дня зачисления денежных средств на счет получателя направить уведомление в территориальное учреждение Банка России по месту нахождения уполномоченного банка плательщика с приложением копии расчетного документа, оформленного с нарушением, для рассмотрения территориальным учреждением Банка России вопроса о применении мер воздействия к уполномоченному банку плательщика за нарушение валютного законодательства Российской Федерации.

А.С.Селивановский

Менеджер

фирмы "PricewaterhouseCoopers"

Предложенный Договор займа с нерезидентом подойдет для оформления комплексных сделок по передаче денежных средств в краткосрочный и долгосрочный заем (долг) между нерезидентами (иностранными юридическими или физическими лицами) и резидентами (отечественными предприятиями и организациями, а также гражданами Российской Федерации).

Настоящий Договор дает возможность зафиксироватьфакт передачи денежных средств (как в российских рублях, так и в иностранной валюте) Заемщику, а также ряд иных важных условий, в том числе: (i) цели, на которые необходимо получение Займа; (ii) вид процентной ставки (к примеру, годовая ставка, Libor или Eurolibor) и график начисления Процентов по Договору; (iii) возможность досрочного погашения задолженности по такому Договору; (iv) соблюдение требований валютного контроля и финансового мониторинга; (v) порядок рассмотрения и разрешения споров и разногласий, которые могут возникнуть между Сторонами (данным Договором предусматривается возможность разрешения возникающих споров между Сторонами как в федеральном, так и в третейском суде); (vi) гарантии и заверения Сторон о собственной материальной дееспособности для выполнения условий Договора.

Кроме прочего, Договор займа с нерезидентом дает возможность четко регламентировать права и обязанности Займодавца и Заемщика, предусмотреть отдельно обеспечение исполнения Заемщиком и/или Займодавцем обязательств по возврату Суммы займа и начисленных Процентов. Разработанный Договор также предлагает Сторонам предусмотреть индивидуальный график перевода Суммы займа отдельными частями (траншами) на счет Заемщика.

 

Отличие настоящего Договора займа с нерезидентом от Договора займа

Данный Договор займа с нерезидентом рекомендуется использовать в случае заключения внешнеэкономических сделок по передачи денежных средств в заем, где одной из Сторон Договора выступает иностранная компания или иностранный гражданин.

Еще одним отличием настоящего Договора от обычного Договора займа является то обстоятельство, что Договор займа может быть заключен как на платной (под Проценты), так и на бесплатной основе (без Процентов).

Если Вы желаете заключить договор между резидентами Российской Федерации (т.е.

гражданами Российской Федерации и юридическими лицами, созданными согласно законодательства Российской Федерации) касательно предоставления займа, Вам необходимо воспользоваться Договором займа.

 

Как использовать документ

Для того чтоб Договор имел юридическую силу, он должен быть подписан обеими Сторонами (Займодавцем и Заемщиком) или их уполномоченными представителями с обязательным проставлением печатей (в случае если Стороной данного Договора выступает юридическое лицо).

Поскольку Договор займа с нерезидентом является договором с иностранным элементом (одной из Сторон выступает иностранная компания или иностранный гражданин), дополнительно необходимо соблюдать следующие требования: (i) с целью выполнения норм финансового мониторинга и валютного контроля Российской Федерации копию подписанного Договора следует подать в обслуживающий банк юридического лица резидента Российской Федерации или физического лица гражданина (резидента) Российской Федерации (не зависимо от того на какой Стороне настоящего Договора они выступают); (ii) банковский счет Заемщика для зачисления Суммы займа и банковский счет Займодавца для возврата Суммы займа и выплаты Процентов Заемщиком должны быть открыты исключительно в той валюте, в которой передается Сумма займа по данному Договору; (iii) фактическое выполнение настоящего Договора (т.е. начало перечисления Суммы займа) должно происходить не ранее согласования подписанного Сторонами Договора с обслуживающим банком юридического лица резидента Российской Федерации или физического лица гражданина (резидента) Российской Федерации.

 

Применимое законодательство

Настоящий Договора займа с нерезидентом разработан на основании и согласно норм действующего законодательства Российской Федерации, с учетом норм Гражданского кодекса Российской Федерации, положений Федерального закона о валютном регулировании и валютном контроле, а также сложившейся практики коммерческих банков по обслуживанию договоров такого вида.

 

Как изменить шаблон

Вы заполняете форму. Документ составляется у Вас на глазах по мере того, как Вы отвечаете на вопросы.

В конце Вы получите его в форматах Word и PDF. Вы можете изменять его и использовать его повторно.

Заполнить шаблон

Валютный контроль операций с нерезидентами

Организация заключила договор с иностранной компанией? Это значит, что забот у бухгалтера прибавится. В том числе и потому, что зачастую именно бухгалтерам приходится делать дополнительную работу, связанную с выполнением требований валютного контроля.

В большинстве случаев внешнеэкономические отношения являются объектом государственного валютного контроля. В настоящее время эта процедура производится в соответствии с Федеральным законом от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле". Объектом валютного контроля являются не только операции с иностранной валютой, но и сделки с участием нерезидентов, подразумевающие оплату в рублях.

Именно бухгалтерам приходится сталкиваться с операциями, подлежащими валютному контролю. Кроме того, нередко операции с нерезидентами в особом порядке облагаются налогами. Рассмотрим, какие вопросы бухгалтеры организаций, участвующих во внешнеэкономических отношениях, чаще всего задают аудиторам, и найдем на них ответы.

Контрагент — резидент или нерезидент? Для целей валютного контроля установлены особые понятия резидентов и нерезидентов. Они отличаются, например, от понятия налоговых резидентов, используемого для целей исчисления НДФЛ.

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в Постановлении от 15.03.2007 N Ф04-1256/2007(32314-А03-19) указал на то, что, даже если сотрудник организации — иностранец находится на территории Российской Федерации длительный период и приобретает статус налогового резидента, с точки зрения валютного законодательства он продолжает оставаться нерезидентом. Поэтому при привлечении иностранных работников, во избежание претензий контролирующих органов, следует перечислять заработную плату на счета в банках. Исключение составляют лишь иностранцы, проживающие в России по виду на жительство, они в соответствии с нормами Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" являются резидентами.

Рассмотрим на примере следующей ситуации, как ведутся расчеты и исчисляются налоги по сделкам, заключенным с нерезидентами. Администрация бизнес-центра заключила договор аренды офисного помещения с новым арендатором. Из документов следует, что данный арендатор является аккредитованным на территории Российской Федерации представительством иностранной организации.

Иностранное представительство является налогоплательщиком и имеет ИНН (начинающийся с цифры 9). Расчеты с российскими поставщиками осуществляет в валюте Российской Федерации. На первый взгляд нет особых отличий от арендатора — российской организации. Но на практике все гораздо сложнее.

Бухгалтеру арендодателя (бизнес-центра) прежде всего нужно проверить, не освобождается ли от налогообложения НДС сдача в аренду офисного помещения такому арендатору.

Дело в том, что в соответствии с п. 1 ст. 149 НК РФ предоставление арендодателем в аренду на территории Российской Федерации помещений иностранным организациям, аккредитованным в Российской Федерации, не облагается НДС. Список стран, в отношении которых действует данная льгота, установлен Приказом МИД России и Минфина России от 08.05.2007 N 6498/40н. Нужно подчеркнуть, что освобождение от НДС предоставляется не по желанию арендодателя, а прямо предусмотрено Налоговым кодексом РФ. Поэтому договоры аренды с такими организациями не должны включать НДС.

При этом возникнет необходимость обеспечить раздельный учет НДС в соответствии с требованиями ст. 170 НК РФ. Бухгалтеру нужно проверить, описан ли в учетной политике порядок учета и налогообложения подобных операций. Если нет — следует принять дополнения к приказу об учетной политике организации в связи с появлением новых видов деятельности.

Важно иметь в виду, что освобождение от НДС предоставляется только в отношении аренды, но не распространяется на любые дополнительные услуги и платежи (коммунальные услуги, не включаемые в сумму арендной платы, телефонные переговоры, уборка и т.п.). Причем в Приказе МИД России и Минфина России N 6498/40н по каждой стране указаны конкретные типы арендуемых помещений, для которых действует льгота (как правило, это офисные помещения). Поэтому в договоре следует обособить облагаемые и не облагаемые НДС виды аренды и услуг.

Кроме того, необходимо незамедлительно (до получения предоплаты по данному договору) обратиться в уполномоченный банк для открытия паспорта сделки. Если сумма арендной платы может изменяться в зависимости от объема дополнительных услуг, паспорт оформляется без указания суммы сделки.

Впоследствии на каждое поступление средств от арендатора придется составлять справку о поступлении валюты Российской Федерации (в течение 7 дней с момента зачисления средств).

А по окончании месяца, так как арендодатели признают реализацию на последний день месяца, — справку о подтверждающих документах (до 15-го числа следующего месяца). В справках необходимо ссылаться на соответствующий паспорт сделки.

Вторые экземпляры справок с пометкой отдела валютного контроля банка о принятии хранятся в организации. К моменту окончания договора суммы по справкам этих двух типов должны совпадать. Если окажется, что "иностранец" заплатил больше денег, чем требовалось по договору, санкции к арендодателю применяться не будут. Но ни в коем случае нельзя допускать, чтобы за нерезидентом оставалась задолженность. Это будет нарушением требования репатриации средств, за которое предусмотрена ответственность. Поэтому договор с такими арендаторами целесообразно заключать на условиях предоплаты.

Являются ли проводимые операции валютными операциями? Федеральным законом "О валютном регулировании и валютном контроле" установлен закрытый перечень операций, относящихся к валютным. В него включены следующие операции:

  • приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа;
  • приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, российских рублей и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;
  • приобретение нерезидентом у нерезидента и отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента валютных ценностей, российских рублей и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;
  • ввоз на таможенную территорию Российской Федерации и вывоз с таможенной территории Российской Федерации валютных ценностей, российских рублей и внутренних ценных бумаг;
  • перевод иностранной валюты, российских рублей, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого за пределами территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый на территории Российской Федерации, и со счета, открытого на территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый за пределами территории нашей страны;
  • перевод нерезидентом российских рублей, внутренних и внешних ценных бумаг со счета (с раздела счета), открытого на территории Российской Федерации, на счет (раздел счета) того же лица, открытый на территории Российской Федерации.

Основным способом расчетов при осуществлении валютных операций юридическими лицами — резидентами является безналичное перечисление денежных средств.

Перечень случаев, в которых можно рассчитываться наличными, установлен Федеральным законом "О валютном регулировании и валютном контроле".

Он невелик, в этом перечне, в частности, не упомянуты расчеты с физическими лицами — нерезидентами по выплате заработной платы. Арендная плата от арендаторов — иностранных компаний также не включена в этот перечень. Поэтому в ситуации, которую мы рассмотрели выше, нельзя осуществлять с клиентом расчеты в наличной форме, даже с применением контрольно-кассовой техники.

Какова ответственность за нарушение валютного законодательства?

Резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Ответственность может применяться как к юридическим, так и к физическим, в том числе должностным, лицам.

Статья 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает ответственность за следующие нарушения валютного законодательства:

  • за осуществление валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации, — штраф для должностных и юридических лиц в размере от 75% до 100% суммы операции;
  • за нарушение порядка открытия счетов в банках за пределами Российской Федерации — штраф для должностных лиц от 5000 до 10 000 руб., для юридических лиц от 50 000 до 100 000 руб.;
  • за невыполнение в установленный срок требования репатриации (обязанности по получению) денежных средств от экспортера товаров, работ, услуг, информации, результатов интеллектуальной деятельности — штраф для должностных лиц и юридических лиц в размере от 75% до 100% суммы неполученных средств;
  • за невыполнение в установленный срок требования репатриации (возврата) авансированных денежных средств под несостоявшиеся импортные поставки товаров, работ, услуг, информации, результатов интеллектуальной деятельности — штраф для должностных лиц и организаций в размере от 75% до 100% суммы невозвращенных средств;
  • за несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, установленных единых правил оформления паспортов сделок либо установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок — штраф для должностных лиц от 4000 до 5000 руб., а для юридических лиц от 40 000 до 50 000 руб.;
  • за нарушение установленного порядка ввоза (вывоза) и пересылки в Российскую Федерацию и из нее российских рублей и внутренних ценных бумаг в документарной форме — штраф для должностных лиц от 1000 до 2000 руб., а для организаций — от 5000 до 10 000 руб.

До 1 января 2007 г. применялось наказание за невыполнение обязанности или нарушение порядка обязательной продажи части валютной выручки в виде штрафа на должностных и юридических лиц в размере от 75% до 100% суммы непроданной выручки. Однако с 1 января 2007 г. требование обязательной продажи части валютной выручки отсутствует.

За нарушение валютного законодательства может наступить и уголовная ответственность. Так, в ст. 193 УК РФ предусмотрено наказание за невозвращение руководителем организации из-за границы валютных средств, подлежащих обязательному зачислению (репатриации) на счет в уполномоченном банке (если рублевый эквивалент невозвращенных средств превышает 5 000 000 руб., возможно лишение свободы на срок до 3 лет). В данном случае наказание может быть применено не за нарушение срока репатриации, а именно за невозвращение средств.

В каких случаях репатриация денежных средств обязательна? Резиденты обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами), обеспечить:

  • получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или российских рублей, причитающихся в соответствии с условиями договоров за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них;
  • возврат в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации товары, не полученные на таможенной территории Российской Федерации работы, услуги, непереданную информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.

Это требование распространяется как на иностранную валюту, так и на российские рубли.

Перечень случаев, в которых репатриация средств не является необходимой, установлен п. 2 ст. 19 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле". Кроме того, исходя из определения внешнеторговой деятельности требование репатриации выручки неприменимо в отношении договоров, которые предусматривают передачу товаров (работ, услуг и т.п.) резиденту-импортеру за пределами таможенной территории Российской Федерации (например, при условии поставки EXW).

В качестве установленного срока для получения или возвращения средств рассматривается срок исполнения соответствующего обязательства, предусмотренный в заключенном сторонами внешнеторговом контракте.

На практике нередки следующие ситуации.

Зарубежный контрагент, отказавшись от поставки товара, возвращает российскому партнеру сумму, указанную в договоре. Но после того, как банки удержат комиссию, российская организация получает сумму, меньшую, чем была первоначально перечислена за рубеж (например, 9900 долл. США вместо перечисленных контрагентом 10 000 долл. США). Нарушается ли в этом случае требование о репатриации?

Федеральная таможенная служба в Письме от 12.02.2007 N 01-06/4703 разъяснила, что возврат денежных средств за не ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации товары должен быть осуществлен без вычета банковских расходов и комиссий.

У бухгалтеров нередко возникает такой вопрос: последует ли наказание за несвоевременную репатриацию средств, если к моменту проверки денежные средства, пусть с опозданием, но уже поступили на банковский счет организации?

Генеральная прокуратура РФ в Письме от 22.06.2006 N 47-13-06 указала на то, что такое нарушение, как несвоевременная репатриация средств, нельзя отнести к длящимся.

Штраф по данному основанию может быть наложен, даже если на момент проведения проверки деньги уже поступили, но это произошло позже установленного в контракте срока.

Что нужно сделать, чтобы не допустить несвоевременную репатриацию средств? Руководители организаций зачастую не имеют представления о том, какие действия следует предпринять для того, чтобы впоследствии можно было признать, что все меры для исполнения обязательств были приняты. Нередко они полагают, что можно ограничиться телефонными переговорами с контрагентом, задерживающим платежи.

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в Постановлении от 18.01.2007 N А44-2079/2006-13а сделал вывод, что факт телефонных переговоров с должником является недостаточным основанием для освобождения организации от ответственности за несвоевременное поступление валютной выручки.

Федеральная таможенная служба в Письме от 10.01.2008 N 01-11/217 дает рекомендации, какие меры нужно предпринять, чтобы избежать неплатежей.

Еще в период подготовки к заключению внешнеторгового контракта следует навести справки о репутации будущего контрагента в торгово-промышленной палате и т.п. В условиях контракта рекомендуется предусматривать способы обеспечения исполнения контрагентом обязательств по сделке (неустойка, задаток и т.д.). А в процессе исполнения договора необходимо контролировать прохождение платежей и своевременность предъявления претензий.

После неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств контрагентом следует вести претензионную работу (переписку с иностранной стороной по факту нарушения обязательств по договору, предъявление претензии). А после ответа на претензию или при истечении срока ответа направлять исковые заявления в судебные органы с требованием о взыскании с контрагента причитающейся суммы. Если по каким-либо объективным причинам возникает задержка с поступлением оплаты, можно заключить дополнительное соглашение к контракту, предусматривающее перенос срока платежа.

В.С.Ржаницына

Аудитор

г. Санкт-Петербург

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *