Рассчитать путевой лист

Как рассчитать норму расхода ГСМ

Статья: О нормах расхода ГСМ на автотранспорте в учреждениях Минюста (Соболева Е.) («Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение», 2015, N 10) <КонсультантПлюс>

Для каждого типа автомобиля Методическими рекомендациями установлены формулы. Итак, рассмотрим расчет норматива расхода топлива на конкретных примерах.

Согласно п. 7 Методических рекомендаций нормативное значение расхода топлива рассчитывается по формуле:

Qн = 0,01 x Hs x S x (1 + 0,01 x D),

где Qн — нормативный расход топлива, л;

Hs — базовая норма расхода топлива на пробег автомобиля, л/100 км;

S — пробег автомобиля, км;

D — поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме, %.

Приведем пример расчета норматива расхода топлива.

Пример 1. Легковой автомобиль ГАЗ-3110 работает в городе с населением более 1 млн человек, совершил пробег 90 км. Рассчитаем нормативный расход топлива.

Базовая норма расхода топлива на пробег для легкового автомобиля ГАЗ-3110 составляет 10,7 л/100 км, надбавка за работу в городе с населением более 1 млн человек — 25%.

Следовательно, нормативный расход топлива будет таким: 0,01 x 10,7 л/100 км x 90 км x (1 + 0,01 x 25%) = 12,04 л.

Пример 2. Легковой автомобиль Audi A8L3.0, оборудованный установкой «климат-контроль», в зимнее время за рабочую смену в городе с населением 2 млн человек совершил пробег 75 км, при этом вынужденный простой автомобиля с работающим двигателем составил 3 ч. Рассчитаем нормативный расход топлива.

Базовая норма расхода топлива на пробег для легкового автомобиля Audi A8L3.0 составляет 12,3 л/100 км, надбавка за работу в городе с населением 2 млн человек — 25%, за работу в зимнее время — 10%, при использовании установки «климат-контроль» при движении автомобиля — 10%; при вынужденном простое автомобиля с работающим двигателем за один час простоя — 10% от значения базовой нормы, на стоянке при использовании установки «климат-контроль» — 10% от значения базовой нормы.

При этом время вынужденного простоя с работающим двигателем — 3 ч. Итак, вначале рассчитаем дополнительный расход топлива при простое автомобиля с работающим двигателем: Qдоп. = 0,01 x HS x D x Т = 0,01 x 12,3 л/100 км x 20% x 3 ч = 7,38 л. Следовательно, нормативный расход топлива составляет: 0,01 x 12,3 л/100 км x 75 км x (1 + 0,01 x 45%) + 7,38 л = 20,75 л.

Согласно п. 8 Методических рекомендаций нормативное значение расхода топлива рассчитывается по формуле:

Qн = 0,01 x Hs x S x (1 + 0,01 x D) + Hот x T,

где Qн — нормативный расход топлива, л;

Hs — транспортная норма расхода топлива на пробег автобуса, л/100 км (с учетом нормируемой по классу и назначению автобуса загрузкой пассажиров);

S — пробег автобуса, км;

Hот — норма расхода топлива при использовании штатных независимых отопителей на работу отопителя (отопителей), л/ч;

T — время работы автомобиля с включеннымотопителем, ч;

D — поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме, %.

Приведем пример расчета.

Пример 3. Автобус ПАЗ 32031-01 работает в городе с населением 500 тыс. человек в зимнее время с использованием штатных отопителей салона, совершил пробег 120 км при времени работы на линии 8 ч. Рассчитаем нормативный расход топлива.

Транспортная норма расхода топлива для автобуса ПАЗ 32031-01 составляет 22,7 л/100 км, надбавка за работу в городе с населением 500 тыс. человек — 15%, за работу в зимнее время — 10%; норма расхода топлива на работу отопителя — 2,5 л/ч (нормы расхода топлива на работу отопителей установлены в Приложении 4 к Методическим рекомендациям).

Итак, нормативный расход топлива будет таким: 0,01 x 22,7 л/100 км x 120 км x (1 + 0,01 x 25%) + 2,5 л/ч x 8 ч = 54,05 л.

Грузовые бортовые автомобили, тягачи

Согласно п. п. 9. 10 и 12 Методических рекомендаций нормативное значение расхода топлива рассчитывается по формуле:

где Qн — нормативный расход топлива, л;

S — пробег автомобиля или автопоезда, км;

Hsan — норма расхода топлива на пробег автомобиля или автопоезда в снаряженном состоянии без груза, л/100 км. Она рассчитывается так: Hsan = Hs + HgGnp. где Hs — базовая норма расхода топлива на пробег автомобиля (тягача) в снаряженном состоянии, л/100 км (Hsan = Hs.

л/100 км, для одиночного автомобиля, тягача); Hg — норма расхода топлива на дополнительную массу прицепа или полуприцепа, л/100 т.км; Gnp — собственная масса прицепа или полуприцепа, т;

Hw — норма расхода топлива на транспортную работу, л/100 т.км;

W — объем транспортной работы, т.км: W = Gгр x Sгр.

где Gгр — масса груза, т; Sгр — пробег с грузом, км;

D — поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме, %.

При расчете нормативного значения расхода топлива необходимо помнить:

а) для грузовых бортовых автомобилей и автопоездов, выполняющих работу, учитываемую в тонно-километрах, дополнительно к базовой норме, норма расхода топлива увеличивается (из расчета в литрах на каждую тонну груза на 100 км пробега) в зависимости от вида используемого топлива:

  • для бензина — до 2 л;
  • для дизельного топлива — до 1,3 л;
  • для сжиженного углеводородного газа (СУГ) — до 2,64 л;
  • для сжатого природного газа (СПГ) — до 2 куб.

    м;

  • при газодизельном питании, ориентировочно — до 1,2 куб. м природного газа и до 0,25 л дизельного топлива;

б) при работе грузовых бортовых автомобилей, тягачей с прицепами и седельных тягачей с полуприцепами норма расхода топлива (л/100 км) на пробег автопоезда увеличивается (из расчета в литрах на каждую тонну собственной массы прицепов и полуприцепов) в зависимости от вида топлива:

  • для бензина — до 2 л;
  • для дизельного топлива — до 1,3 л;
  • для сжиженного газа — до 2,64 л;
  • для природного газа — до 2 куб. м;
  • при газодизельном питании двигателя ориентировочно до 1,2 куб. м — для природного газа и до 0,25 л — для дизельного топлива;

в) для фургонов, работающих без учета массы перевозимого груза, нормируемое значение расхода топлива определяется с учетом повышающего поправочного коэффициента — до 10% к базовой норме.

Специальные и специализированные автомобили

Согласно п. 15 Методических рекомендаций указанная категория автомобилей подразделяется на две группы:

а) автомобили, выполняющие работы в период стоянки (пожарные автокраны, автоцистерны, компрессорные и т.п.). Для них нормативный расход топлива определяется по формуле:

где Hsc — норма расхода топлива на пробег, л/100 км (в случаях, когда спецавтомобиль предназначен также и для перевозки груза, индивидуальная норма рассчитывается с учетом выполнения транспортной работы: Hsc’ = Hsc + Hw x W, где Hw — норма расхода топлива на транспортную работу, л/100 т.км; W — объем транспортной работы, т.км);

S — пробег спецавтомобиля к месту работы и обратно, км;

Ht — норма расхода топлива на работу специального оборудования (л/ч) или литры на выполняемую операцию (заполнение цистерны и т.п.);

T — время работы оборудования (ч) или количество выполненных операций;

D — суммарная относительная надбавка или снижение к норме, % (при работе оборудования применяются только надбавки на работу в зимнее время и в горной местности);

б) автомобили, выполняющие ремонтные, строительные и другие работы в процессе передвижения (автовышки, кабелеукладчики и т.п.). Для них нормативный расход топлива определяется по формуле:

где Hsc — индивидуальная норма расхода топлива на пробег спецавтомобиля, л/100 км;

S — пробег спецавтомобиля к месту работы и обратно, км;

Hs — норма расхода топлива на пробег при выполнении специальной работы во время передвижения, л/100 км;

S ‘ — пробег автомобиля при выполнении специальной работы при передвижении, км;

D — суммарная относительная надбавка или снижение к норме, % (при работе оборудования применяют только надбавки за работу в зимнее время и в горной местности).

Для автомобилей, на которых установлено специальное оборудование, нормы расхода топлива на пробег (на передвижение) определяются исходя из норм расхода топлива, разработанных для базовых моделей автомобилей с учетом изменения массы спецавтомобиля.

http://www.api.nnov.ru

Азбука Учета Путевые листы- как заполнить правильно.

Как рассчитать расход топлива

Как рассчитать расход топлива Существует несколько способов, позволяющих рассчитать расход топлива автомобилем. Остановимся на наиболее часто используемых в практической деятельности. Для этого нужно залить полный бак бензином, снять показания спидометра (к примеру, 773220) и проехать несколько километров по городу, по трассе, стараясь ездить по тем маршрутам, где предстоит постоянно работать в будущем.

Затем снова долить полный бак топлива и снять показания спидометра (к примеру, 773550).

Норма расхода топлива

Норма расхода топлива Итак, мы приобрели ГСМ. Означает это, что мы расходуем этот бензин или израсходовали его? Нет. Это означает лишь то, что мы ГСМ приобрели и должны его оприходовать.

У нас есть документы для оприходования и мы оприходовали ГСМ.

Списание ГСМ по путевым листам

Списание ГСМ по путевым листам

Понятия «ГСМ» и «Путевой лист» Учёт движения горюче-смазочных материалов напрямую связан с путевыми листами, при этом под ГСМ понимают:

  1. различных видов, например, дизель, бензин, газ;
  2. масла и смазки;
  3. различные присадки и добавки, например, охлаждающие и тормозные.

В этом случае газ также относится к ГСМ.

Расчет нормы расхода топлива

Расчет нормы Простому автовладельцу достаточно будет определить средний и моментальный расход ГСМ, в то время как для профессионалов, в том числе для бухгалтеров предприятий, на балансе которых находятся автотранспортные средства, более интересна будет удельная норма расхода топлива , а также норма его расхода при различных условиях работы.

Под горюче-смазочными материалами (ГСМ) понимают не только само, в качестве которого может выступать бензин, дизель или газ, но и всевозможные смазочные материалы и жидкости (тормозная, охлаждающая).

Совет 1: Как рассчитать путевой лист

Совет 1: Как рассчитать путевой лист

  • — обнулите счетчик на спидометре, чтобы знать, сколько километров вы проедете;

    — когда бензин закончится, разделите количество километров на количество залитых литров топлива, и вы получите показатель расходатоплива.

  • Норма

    Расчет путевого листа легкового автомобиля онлайн

    Унифицированная форма первичной учетной документации №4-С «Путевой лист грузового автомобиля» (ОКУД 0345004) утверждена Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78.

    Путевые листы грузового автомобиля являются основным документом первичного учета, определяющим совместно с товарно-транспортной накладной при перевозке товарных грузов показатели для учета работы подвижного состава и водителя, а также для начисления заработной платы водителю и осуществления расчетов за перевозки грузов. Форма N 4-с (сдельная) применяется при осуществлении перевозок грузов при условии оплаты работы автомобиля по сдельным расценкам.

    Отрывные талоны путевого листа заполняются заказчиком и служат основанием для предъявления организацией — владельцем автотранспорта счета заказчику. К счету прилагают соответствующий отрывной талон. Путевой лист остается в организации — владельце автотранспорта, в нем повторяются идентичные записи о времени работы автомобиля у заказчика и служат основанием для учета работы автомобиля в течение рабочего дня.

    В случае, когда при повременной оплате за работу автомобиля будут перевозиться товарно-материальные ценности, в путевой лист вписываются номера товарно-транспортных документов и прилагается один экземпляр этих товарно-транспортных документов, по итогу которых указывается количество перевезенных тонн груза и другие показатели, отражающие работу автомобиля и водителя. Заполнение путевого листа до выдачи его водителю производится диспетчером организации или лицом, на это уполномоченным. Остальные данные заполняют работники организации — владельца автотранспорта и заказчики.

    Путевые листы по форме N 4-С выдаются водителю под расписку уполномоченным на то лицом только на один рабочий день (смену) при условии сдачи водителем путевого листа предыдущего дня работы. Выданный путевой лист должен обязательно иметь дату выдачи, штамп и печать организации, которой принадлежит автомобиль.

    Ответственность за правильное заполнение путевого листа несут руководители организации, а также лица, отвечающие за эксплуатацию грузовых автомобилей и участвующие в заполнении документа. Путевые листы хранятся в организации совместно с товарно-транспортными документами, дающими возможность их одновременной проверки.

    Для загрузки бланков формы документа в требуемом формате, воспользуйтесь одной из приведенных ниже ссылок. Ссылка для скачивания

    Rich Text Format (RTF)

    Adobe Acrobat (PDF) Воспользовавшись данной кнопкой, Вы можете бесплатно загрузить новейшую версию Adobe ® Reader ВСЕМ И КАЖДОМУ ПРЕДПРИЯТИЯМ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМ © 2002-2015 ЗАО «Современные системы и сети — 21 век». Все права защищены.

    Расход топлива грузовыми автомобилями.

    1. Для грузовых бортовых автомобилей и автопоездов нормативное значение расхода топлив рассчитывается по формуле:

    Qн = 0,01 х (Hsan х S + Hw х W) х (1 + 0,01 х D),

    где  Qн – нормативный расход топлива, л;

    S – пробег автомобиля или автопоезда, км;

    Hsan – норма расхода топлив на пробег автомобиля или автопоезда в снаряженном состоянии без груза;

    Hsan = Hs + Hg х Gnр, л/100 км,

    где Hs – базовая норма расхода топлив на пробег автомобиля (тягача) в снаряженном состоянии, л/100 км (Hsan = Hs, л/100 км, для одиночного автомобиля, тягача);

    Hg – норма расхода топлив на дополнительную массу прицепа или полуприцепа, л/100 т·км;

    Gnр – собственная масса прицепа или полуприцепа, т;

    Hw – норма расхода топлив на транспортную работу, л/100 т·км;

    W – объем транспортной работы, т·км: W = Gгр х Sгр (где Gгр – масса груза, т;

    Sгр – пробег с грузом, км);

    D – поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме, %.

    2. Для грузовых бортовых автомобилей и автопоездов, выполняющих работу, учитываемую в тонно-километрах, дополнительно к базовой норме, норма расхода топлив увеличивается (из расчета в литрах на каждую тонну груза на 100 км пробега) в зависимости от вида используемых топлив: для бензина – до 2 л; дизельного топлива – до 1,3 л; сжиженного нефтяного газа (снг) – до 2,64 л; сжатого природного газа (спг) – до 2 куб. м; при газодизельном питании ориентировочно – до 1,2 куб. м природного газа и до 0,25 л дизельного топлива.

    При работе грузовых бортовых автомобилей, тягачей с прицепами и седельных тягачей с полуприцепами, норма расхода топлив (л/100 км) на пробег автопоезда увеличивается (из расчета в литрах на каждую тонну собственной массы прицепов и полуприцепов) в зависимости от вида топлив:

    — для бензина – до 2 л;

    — для дизельного топлива – до 1,3 л;

    — для сжиженного газа – до 2,64 л;

    — для природного газа – до 2 куб. м;

    — при газодизельном питании двигателя ориентировочно до 1,2 м3 – природного газа и до 0, 25 л – дизельного топлива.

    Вышеуказанная формула позволяет определить расход топлива для:

    а) одиночного грузового бортового автомобиля с грузом без расчета транспортной нормы;

    б) одиночного грузового бортового автомобиля с грузом;

    в) порожнего автопоезда в составе грузового бортового автомобиля и прицепа;

    г) автопоезда в составе грузового бортового автомобиля и прицепа с грузом;

    д) седельного тягача с порожним полуприцепом;

    е) седельного тягача с полуприцепом с грузом;

    Пример 1. Одиночный грузовой бортовой автомобиль (вариант «а»).

    Автомобиль ГАЗ-3302 работает в летний период в городе с 400-тысячным населением на развозке продуктов по торговым точкам без учета массы перевозимого груза.

    Срок службы автомобиля – 9 лет, пробег 220 тыс. км.

    Работа автомобиля предусматривает частые технологические остановки для погрузки и выгрузки груза.

    Базовая норма расхода топлива Hs – 16,5 л\100 км пробега. Пробег по путевому листу – 145 км.

    Применяемые надбавки:

    — работа в городе – 10%;

    — эксплуатация изношенного автомобиля (более 8 лет с пробегом более 150 тыс.км) –10%;

    — работа с остановками для погрузки-выгрузки – 8%.

    Расход топлива составит: Qн = 0,01 х Hs х S х (1 + 0,01 х D) = 0,01 х 16,5 х 145 х (1 + 0,01 х 28%) = 30,6 л.

    Пример 2. Одиночный грузовой бортовой автомобиль с грузом.

    Автомобиль ГАЗ-3307 перевозит в летнее время 4,5 т груза на расстояние 90 км.

    Общий пробег составляет 220 км, из них 40 км – в городе с 60-тысячным населением, 20 км в пригороде и 160 км по загородной асфальтированной дороге.

    Срок  эксплуатации автомобиля составляет 9 лет, пробег — 180 тыс.

    км.
    Базовая норма расхода топлива для автомобиля ГАЗ -3307 (Hs) равна 24,5 л/100 км.
    Норма расхода бензина на перевозку груза (Hw) — 2,0 л/100 ткм;
    Повышающие и понижающие коэффициенты:

    работа в городе – (+ 5%);

    работа за городом – (-10%);

    надбавка на изношенность автомобиля – (+10%).

    Расход топлива составляет:
    Qн = 0,01 х (24,5 х 220 + 2 х (4,5 х 90)) х (1 + 0,01 х (10% на износ автомобиля на весь пробег + 5% город х 40\220 + (-10% загородная зона х 160\220)) = 0,01 х (5390 + 810) х (1 + 0,01 х (10 + 0,9 + (- 7,3) = 64,2 л.

    Примечание. Выражение (4,5 х 90) – объем транспортной работы в ткм.

    Пример 3. Автопоезд с грузом в составе грузового бортового автомобиля КАМАЗ-53212А и прицепа ГКБ-8352.

    Автопоезд в летнее время перевозит груз общей массой 20 тонн (10 тонн на автомобиле и 10 тонн на прицепе). Общий пробег по путевому листу составляет 610 км, из них с грузом 20 тонн — 300 км.

    Из общего пробега на городскую черту 2-х городов (численность 350 и 430 тыс. человек) приходится 70 км, на пригородные зоны – 120 км, на загородную зону (дорога с усовершенствованным покрытием) – 420 км. Срок службы автомобиля – 10 лет, пробег 340 тыс. км.

    Базовая норма расхода топлива автомобиль КАМАЗ-53212А в снаряженном состоянии – 26,3 л\100 км.

    Масса порожнего прицепа – 3,7 тонны.

    Принятые коэффициенты:

    движение в городской черте – (+15%); движение в загородной зоне – (- 15%); надбавка на возраст автомобиля – (+ 10%).

    Расчет расхода топлива.

    Qн = 0,01 х (Hsan х S + Hw х W) х (1 + 0,01 х D),

    где Hw = 1,3 л/100 ткм (дизтопливо).

    1. Определяем норму расхода топлива на пробег автопоезда в составе тягача и прицепа без груза:

    Hsan = Hs + Hg х Gnр, л/100 км = 26,3 + 1,3 х 3,7 = 31,1 л\100 км.

    2. Определяем объем транспортной работы W = Gгр х Sгр = 20 тонн х 300 км = 6000 ткм.

    3. Расход дизтоплива составит: 0,01 х (31,1 х 610 + 1,3 х 6000) х (1 + 0,01 х ((15% город х 70\610 + (-15% загородная зона х 420\610 + 10% возраст)) =

    = 0,01 х (18971 + 7800) х (1 + 0,01 х ((1,72 + (- 10,32) + 10)) = 0,01 х 26771 х (1 + 0,01 х 1,4) =

    = 271,5 л.

    Полный перечень грузовых бортовых автомобилей отечественного производства и стран СНГс базовыми нормами  расхода топлива – в разделе 9.1. методических рекомендаций «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте» № АМ-23-р от 14 марта 2008 г.

    Перечень зарубежных грузовых бортовых автомобилей с базовыми нормами расхода топлива – в разделе 9.2. этих же методических рекомендаций.

    Учет расходов на ГСМ. По нормам или по факту?

    “Бухгалтерия и кадры“, 2008, N 6

    УЧЕТ РАСХОДОВ НА ГСМ. ПО НОРМАМ ИЛИ ПО ФАКТУ?

    14 марта 2008 г.

    Минтранс России утвердил новые нормы расхода ГСМ. Давайте разберемся, кто, как и для чего должен использовать эти нормы.

    Методические рекомендации “Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте“ утверждены Распоряжением Минтранса России от 14 марта 2008 г. N АМ-23-р. Этот документ пришел на смену прежним нормам, срок действия которых истек еще 1 января этого года.

    Напомним, они были приведены в Руководящем документе Р3112194-0366-03, утвержденном тем же Министерством 29 апреля 2003 г.

    Для кого предназначены нормы

    В методичке, так же как и в старом Руководящем документе, указано, что нормы “предназначены для автотранспортных предприятий, организаций, занятых в системе управления и контроля, предпринимателей и др., независимо от форм собственности, эксплуатирующих автомобильную технику и специальный подвижной состав на шасси автомобилей на территории Российской Федерации“.

    Иначе говоря, Минтранс России разработал Методические рекомендации по нормам специально для автотранспортных организаций.

    Для остальных же применение этих норм необязательно.

    Однако и обычные компании-автовладельцы могут при необходимости использовать в своей деятельности Методические рекомендации Минтранса России. Важно только разобраться, для чего и как!

    В каких целях нужно применять нормы

    В п. 3 самой методички говорится, что горючие нормы предназначены в том числе и “для расчетов по налогообложению предприятий“. Заметим, аналогичная норма была и в тексте Руководящего документа. Означает ли это, что расходы на покупку горюче-смазочных материалов можно включать в налоговую себестоимость только в пределах норм?

    Нормирование вне закона

    В зависимости от того, для каких целей организация использует автомобиль, затраты на приобретение ГСМ она может учитывать в составе:

    — материальных расходов (пп. 5 п. 1 ст. 254 НК РФ);

    — прочих расходов, связанных с производством и реализацией, как затраты на содержание служебного транспорта (пп.

    11 п. 1 ст. 264 НК РФ).

    Однако ни в том, ни в другом случае о каких-либо законодательно утвержденных нормах расхода горючки ничего не сказано.

    Минфин настаивает на учете норм

    Поскольку гл. 25 Налогового кодекса не выдвигает требования о нормировании затрат на ГСМ, получается, что компании могут списывать бензин и смазочные материалы исходя из фактического расхода или же по своим нормам. Однако чиновники думают иначе. Минфин настаивает на том, что именно нормы Минтранса России нужно учитывать в целях налогообложения прибыли. И только если по каким-то маркам автомобилей нормы не утверждены, их можно установить самим — исходя из технической документации или информации, представленной фирмой-изготовителем. Такое мнение было высказано в Письме Минфина России от 4 мая 2005 г. N 03-03-01-04/1/223. Позднее финансисты подтвердили свою точку зрения в Письме от 4 сентября 2007 г. N 03-03-06/1/640. Правда, эти разъяснения были выпущены, когда еще действовал Руководящий документ. Однако, скорее всего, мнение чиновников останется прежним и теперь, когда с выходом Методических рекомендаций появились новые нормы расхода ГСМ.

    Инспекторы на местах зачастую снимают с расходов часть затрат на ГСМ просто из-за того, что они превысили нормы. Однако с такой позицией налоговиков можно поспорить. И главный аргумент, как мы уже указали, — это то, что Налоговый кодекс не содержит ограничений по поводу принятия в целях налогообложения прибыли расходов на ГСМ. Суды в этом случае встают на сторону налогоплательщиков. Приведем, к примеру, Постановление ФАС Московского округа от 28 сентября 2007 г. N КА-А41/9866-07.

    Разрабатываем нормы сами

    Справедливости ради отметим, что даже Минфин России в письмах не говорит напрямую о том, что расходы на ГСМ можно включать в налоговую себестоимость лишь в пределах норм, утвержденных Минтрансом России. Он указывает, что эти горючие нормы нужно учитывать “при определении обоснованности… произведенных затрат на приобретение топлива для служебного автомобиля“. А это, согласитесь, немного разные вещи.

    Требование ст. 252 НК РФ об экономической обоснованности затрат, конечно, нужно соблюдать. С этим никто не спорит. Логика есть и в том, чтобы за ориентир брать нормы, разработанные Минтрансом России. Эти цифры ведь взяты не с потолка. Да и помимо базовых норм в документе есть целый ряд поправочных коэффициентов, учитывающих различные обстоятельства, так или иначе влияющие на прожорливость машины. Но что делать, если автомобиль в силу объективной действительности в нормативы никак не укладывается? Почему фактические затраты должны считаться экономически необоснованными? На наш взгляд, нет никаких оснований не учитывать расходы на приобретение топлива и смазочных материалов в полном объеме. А для того, чтобы подтвердить обоснованность фактически произведенных затрат, организации нужно разработать и утвердить приказом руководителя свои внутренние нормативы. За основу можно взять показатели из технической документации на автомобиль, данные специально произведенных контрольных замеров расхода топлива.

    Не стоит забывать и о корректирующих коэффициентах. Определяя их значения, компании могут ориентироваться на показатели, которые предусмотрены в Методических рекомендациях.

    Как применять нормы Минтранса

    Сразу скажем, что приведенный в Методических рекомендациях подсчет нормативного расхода топлива, в общем-то, ничем не отличается от того, что применялся ранее.

    По-прежнему в основе расчета лежат предусмотренные для конкретной модели, марки, модификации автомобиля базовые нормы (кстати, в новом документе их число увеличилось) и коэффициенты, на которые нужно увеличивать или уменьшать базовые нормы в зависимости от условий работы автотранспорта. Как и раньше, базовые нормы сгруппированы по видам транспортных средств и стране происхождения. Что же касается поправочных коэффициентов, их можно найти в п. п. 5 и 6 Методических рекомендаций. Основные из них мы привели в таблице (см. с. 46).

    —————————————————————————¬
    ¦ Основные поправочные коэффициенты ¦
    +———————————————T—————————-+
    ¦ Причина корректировки базовой нормы расхода¦ Поправочный коэффициент ¦
    ¦ топлива ¦ ¦
    +———————————————+—————————-+
    ¦Повышение базовых норм ¦
    +———————————————T—————————-+
    ¦Работа в зимнее время года ¦от 5 до 20% (конкретные ¦
    ¦ ¦значения в зависимости от ¦
    ¦ ¦климатических районов ¦
    ¦ ¦страны, и сроки действия ¦
    ¦ ¦сезонных надбавок приведены ¦
    ¦ ¦в Приложении N 2 к ¦
    ¦ ¦Методическим рекомендациям) ¦
    +———————————————+—————————-+
    ¦Работа автотранспорта на дорогах общего ¦ ¦
    ¦пользования (I, II и III категорий) в горной¦ ¦
    ¦местности, включая города, поселки и ¦ ¦
    ¦пригородные зоны, при высоте над уровнем ¦ ¦
    ¦моря: ¦ ¦
    ¦- от 300 до 800 м (нижнегорье) ¦ до 5% ¦
    ¦- от 801 до 2000 м (среднегорье) ¦ до 10% ¦
    ¦- от 2001 до 3000 м (высокогорье) ¦ до 15% ¦
    ¦- свыше 3000 м (высокогорье) ¦ до 20% ¦
    +———————————————+—————————-+
    ¦Работа автотранспорта на дорогах общего ¦ ¦
    ¦пользования со сложным планом (вне пределов ¦ ¦
    ¦городов и пригородных зон), где в среднем ¦ ¦
    ¦на 1 км пути имеется более пяти закруглений ¦ ¦
    ¦(поворотов) радиусом менее 40 м (или из ¦ ¦
    ¦расчета на 100 км пути — около 500): ¦ ¦
    ¦- для дорог I, II и III категорий ¦ до 10% ¦
    ¦- для дорог IV и V категорий ¦ до 30% ¦
    +———————————————+—————————-+
    ¦Работа в городах с населением: ¦ ¦
    ¦- свыше 3 млн человек ¦ до 25% ¦
    ¦- от 1 до 3 млн человек ¦ до 20% ¦
    ¦- от 250 тыс. до 1 млн человек ¦ до 15% ¦
    ¦- от 100 до 250 тыс.

    человек ¦ до 10% ¦
    ¦- до 100 тыс. человек (в городах, поселках ¦ до 5% ¦
    ¦городского типа и других крупных населенных ¦ ¦
    ¦пунктах при наличии регулируемых ¦ ¦
    ¦перекрестков, светофоров или других знаков ¦ ¦
    ¦дорожного движения) ¦ ¦
    +———————————————+—————————-+
    ¦Работа, требующая частых остановок, ¦ до 10% ¦
    ¦связанных с погрузкой и выгрузкой, посадкой ¦ ¦
    ¦и высадкой пассажиров. При наличии в ¦ ¦
    ¦среднем более чем одной остановки на 1 км ¦ ¦
    ¦пробега (остановки у светофоров, ¦ ¦
    ¦перекрестков и переездов не учитываются) ¦ ¦
    +———————————————+—————————-+
    ¦Движение с пониженными скоростями, в ¦ ¦
    ¦частности при перевозке нестандартных, ¦ ¦
    ¦опасных грузов и грузов в стекле, а также ¦ ¦
    ¦движение в колоннах и при сопровождении: ¦ ¦
    ¦- со скоростью до 20 — 40 км/ч ¦ до 15% ¦
    ¦- со скоростью ниже 20 км/ч ¦ до 35% ¦
    +———————————————+—————————-+
    ¦При обкатке новых автомобилей и вышедших ¦ до 10% ¦
    ¦из капитального ремонта ¦ ¦
    +———————————————+—————————-+
    ¦Срок нахождения в эксплуатации: ¦ ¦
    ¦- более 5 лет с общим пробегом более 100 ¦ до 5% ¦
    ¦тыс. км ¦ ¦
    ¦- более 8 лет с общим пробегом более 150 ¦ до 10% ¦
    ¦тыс. км ¦ ¦
    +———————————————+—————————-+
    ¦Работа грузовых автомобилей, фургонов ¦ до 10% ¦
    ¦и т.п. без учета массы перевозимого груза, ¦ ¦
    ¦а также работа в качестве технологического ¦ ¦
    ¦транспорта, включая работу внутри ¦ ¦
    ¦предприятий ¦ ¦
    +———————————————+—————————-+
    ¦Работа специальных автомобилей (например, ¦ до 20% ¦
    ¦ремонтных, автопогрузчиков), при ¦ ¦
    ¦маневрировании на пониженных скоростях, ¦ ¦
    ¦частых остановках, движении задним ходом ¦ ¦
    +———————————————+—————————-+
    ¦Работа в карьерах, движение по полю, при ¦ ¦
    ¦вывозке леса и т.п. на горизонтальных ¦ ¦
    ¦участках дорог IV и V категорий: ¦ ¦
    ¦- для автомобилей в снаряженном состоянии ¦ до 20% ¦
    ¦без груза ¦ ¦
    ¦- для автомобилей с полной или частичной ¦ до 40% ¦
    ¦загрузкой в зависимости от полной массы ¦ ¦
    ¦автомобиля ¦ ¦
    +———————————————+—————————-+
    ¦Работа в чрезвычайных климатических и ¦ ¦
    ¦тяжелых дорожных условиях: ¦ ¦
    ¦- для дорог I, II и III категорий ¦ до 35% ¦
    ¦- для дорог IV и V категорий ¦ до 50% ¦
    +———————————————+—————————-+
    ¦Учебная езда: ¦ ¦
    ¦- на дорогах общего пользования ¦ до 20% ¦
    ¦- на специально отведенных учебных ¦ до 40% ¦
    ¦площадках, при маневрировании на пониженных ¦ ¦
    ¦скоростях, при частых остановках и движении ¦ ¦
    ¦задним ходом ¦ ¦
    +———————————————+—————————-+
    ¦Использование кондиционера или установки ¦ ¦
    ¦“климат-контроль“: ¦ ¦
    ¦- при движении автомобиля ¦ до 7% ¦
    ¦- на стоянке (независимо от времени года) ¦ до 10% ¦
    ¦за один час простоя с работающим двигателем ¦ ¦
    +———————————————+—————————-+
    ¦Простой под погрузкой и разгрузкой в ¦ до 10% ¦
    ¦пунктах, где запрещается выключать ¦ ¦
    ¦двигатель (нефтебазы, банки и т.д.), а также¦ ¦
    ¦при простоях с грузом, не допускающим ¦ ¦
    ¦охлаждения кузова за один час простоя с ¦ ¦
    ¦работающим двигателем ¦ ¦
    +———————————————+—————————-+
    ¦При необходимости пуска и прогрева ¦ до 10% ¦
    ¦автомобилей и автобусов при среднесуточной ¦ ¦
    ¦температуре ниже +5°С за один час простоя ¦ ¦
    ¦с работающим двигателем ¦ ¦
    +———————————————+—————————-+
    ¦Понижение базовых норм ¦
    +———————————————T—————————-+
    ¦Работа на дорогах общего пользования I, II ¦ до 15% ¦
    ¦и III категорий за пределами пригородной ¦ ¦
    ¦зоны на равнинной слабохолмистой местности ¦ ¦
    ¦(высота над уровнем моря — до 300 м) ¦ ¦
    L———————————————+——————————

    В отношении каждого вида транспортных средств предусмотрена своя формула расчета нормативного значения расхода топлива. Для легковых автомобилей применяют такую:

    ————¬ ——————¬ ————¬ ———————¬
    ¦Нормативный¦ ¦ 0,01 x Базовая ¦ ¦ Пробег ¦ ¦1 + 0,01 x суммарный¦
    ¦ расход ¦ = ¦ норма расхода ¦ x ¦автомобиля¦ x ¦ поправочный ¦
    ¦топлива (л)¦ ¦ топлива ¦ ¦ (км) ¦ ¦ коэффициент (%) ¦
    ¦ ¦ ¦ (л/100 км) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
    L———— L—————— L———— L———————

    Заметим, когда одновременно необходимо применять нескольких корректировок, поправочный коэффициент определяют как сумму или разность этих надбавок.

    Пример. В июне пробег служебного автомобиля Ford Focus 2.0 2002 г. выпуска с механической коробкой передач составил, по данным путевого листа, 1500 км. Автомобиль используют в городе с численностью 2,5 млн человек. В машине установлен кондиционер. Базовая норма расхода бензина для данного автомобиля составляет 8,5 л/100 км.

    Рассчитаем поправочный коэффициент. Так как автомобиль эксплуатируют более пяти лет, к базовой норме расхода положена надбавка до 5 процентов. Для автомобилей, работающих в городах с населением от 1 до 3 млн человек, предусмотрен повышающий коэффициент до 20 процентов. А при использовании кондиционера надбавка составляет до 7 процентов. Предположим, что организация применяет предельные значения повышающих коэффициентов. Тогда суммарный поправочный коэффициент составит 32% (5 + 20 + 7). Нормативный расход топлива с учетом надбавки равен:

    0,01 x 8,5 л x 1500 км x (1 + 0,01 x 32) = 168,3 л.

    Н.Зотова
    Аудитор

    Подписано в печать
    03.06.2008

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *