Приобретение медикаментов для организации

Письмо Министерства финансов РФ
№03-03-06/1/412 от 20.08.2012

Налог на прибыль организации: учитываем расходы на аптечку

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики <…> по вопросу учета расходов на приобретение медицинских приборов и лекарственных средств для комплектации аптечек первой помощи сообщает следующее.

Согласно пункту 1 статьи 252 Налогового кодекса РФ (далее — Кодекс) в целях главы 25 Кодекса налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 Кодекса).

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в т. ч. таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).

Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Статьей 223 Трудового кодекса РФ предусмотрена обязанность работодателя по обеспечению работников санитарно-бытовым и лечебно-профилактическим обслуживанием. В частности, создание санитарных постов с аптечками, укомплектованными набором лекарственных средств и препаратов для оказания первой помощи.

С 1 января 2012 года приказом Минздравсоцразвития России от 05.03.2011 № 169н введены требования к комплектации изделиями медицинского назначения аптечек для оказания первой помощи работникам.

Изделия медицинского назначения, входящие в состав аптечки, не подлежат замене. Комплектация аптечек производится в соответствии с приложением к приказу Минздравсоцразвития России от 05.03.2011 № 169н.

В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 264 Кодекса в прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией, включаются затраты по обеспечению нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Учитывая изложенное, расходы организации по комплектации аптечек для оказания первой помощи могут быть включены в состав расходов, учитываемых при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, на основании статьи 264 Кодекса при условии соответствия их критериям, установленным статьи 252 Кодекса.

Одновременно сообщаем, что в соответствии с регламентом Министерства финансов РФ, утвержденным приказом Министерства финансов РФ от 23.03.2005 № 45н, в Министерстве финансов РФ, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения организаций по разъяснению (толкованию норм, терминов и понятий) законодательства Российской Федерации и практики его применения, по практике применения нормативных правовых актов Министерства, по проведению экспертизы договоров, учредительных и иных документов организаций, по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.

По вопросам комплектации аптечек медицинскими приборами и лекарственными средствами рекомендуем обращаться в Минздрав России.


Заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов РФ С.В. Разгулин

Комментарий эксперта

Учет расходов на приобретение медицинских приборов

Приказом Минздравсоцразвития России от 05.03.2011 № 169н был утвержден состав аптечки, которая предназначена для оказания первой помощи работникам, пострадавшим на производстве. В соответствии с данным приказом с 1 января 2012 года такие аптечки должны быть в каждой организации.

Если трудовая инспекция при проверке обнаружит отсутствие аптечки, то она может наложить на должностное лицо штраф в размере от 1000 до 5000 рублей, на организацию — от 30 000 до 50 000 рублей или приостановить деятельность на срок до 90 суток.

Для соблюдения требований законодательства лучше всего назначить ответственных лиц, на которых будет возложена обязанность по комплектации и пополнению аптечки.

В состав аптечки входят медицинские изделия и материалы, которые предназначены для оказания первой медицинской помощи (жгут, бинты, стерильные салфетки, кровеостанавливающие пакеты, лейкопластырь), а также устройство для искусственного дыхания, ножницы, булавки.

В аптечке должны находится краткие инструкции с пиктограммами (легко читаемыми картинками) по тому, как и чем оказывать первую помощь в разных случаях.

Изделия медицинского назначения, входящие в состав аптечки, не подлежат замене.

Трудовым законодательством на работодателя возлагается обязанность по обеспечению работников санитарно-бытовым и лечебно-профилактическим обслуживанием. Таким образом, обязанность по комплектации аптечек ложится на плечи работодателя. В связи с этим работодатель должен за счет средств фирмы приобрести все необходимые медицинские изделия и материалы.

Часто возникает вопрос, можно ли учесть затраты на комплектацию аптечки в составе расходов при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

В соответствии с налоговым законодательством расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. То есть данные расходы должны быть экономически оправданы и подтверждены документами, которые оформляются в соответствии с законодательством России или обычаями делового оборота. Также данные затраты могут быть подтверждены документами, которые косвенно указывают на произведенные расходы (таможенная декларация, приказ о командировке, проездной документ и т.д.).

В прочие расходы, которые связаны с производством или реализацией, включаются затраты по обеспечению нормальных условий труда и мер по технике безопасности.

Социальный налоговый вычет по расходам на лечение и приобретение медикаментов

Поэтому затраты по комплектации аптечек могут быть включены в состав расходов, учитываемых при исчислении базы по налогу на прибыль организаций.

Напомним, что работодатель также обязан организовывать и оплачивать проведение медицинских осмотров.

Суммы, уплаченные за медицинское обслуживание, которые остались в распоряжении работодателей после уплаты налога на прибыль, не облагаются НДФЛ. Однако необходимо соблюсти следующие условия:

  •  суммы для оплаты сформированы после уплаты налога на прибыль;
  •  наличие лицензии у медицинской организации;
  •  наличие документов, подтверждающих расходы.

При оплате медицинских услуг за счет нераспределенной прибыли прошлых лет, налог с которой был уплачен, суммы, уплаченные за медицинское обслуживание работников, не облагаются НДФЛ независимо от факта получения организацией убытков в текущем налоговом периоде.

Если организация расходы за лечение и медицинское обслуживание включает в состав расходов в целях обложения налогом на прибыль, оплата полученного медицинского лечения подлежит обложению НДФЛ в общеустановленном порядке.

Налоговый консультант И.Д. Шилов

Выпуск от 20 февраля 2015 года

Вопрос: Каков порядок списания затрат по покупке лекарственных средств в коммерческой организации?

ВОПРОС: Каков порядок списания затрат по покупке лекарственных средств в коммерческой организации?

ОТВЕТ: С учетом положений ст.231 Трудового кодекса РБ каждый производственный участок должен быть оборудован санитарными постами, обеспечен аптечками первой помощи с набором необходимых лекарств и средств.

Постановлением Минздрава РБ от 15.01.2007 № 4 (далее — постановление № 4) определен и утвержден Перечень вложений, входящих в аптечку первой медицинской помощи универсальную (приложение 1 к постановлению № 4). Вложения такой аптечки рассчитаны на 2-10 человек.

Кроме того, постановлением № 4 утверждены:

— Перечень вложений, входящих в аптечку первой медицинской помощи для оснащения транспортных средств (приложение 2);

— Перечень вложений, входящих в аптечку первой медицинской помощи для новорожденных (приложение 3);,

— Перечень вложений, входящих в аптечку первой медицинской помощи медицинского работника студенческого отряда (приложение 4).

В соответствии с требованиями законодательства и технических нормативных правовых актов РБ аптечки могут пополняться вложениями по Перечню дополнительных вложений, входящих в аптечки первой медицинской помощи согласно приложению 5 к постановлению № 4.

Пунктом 4-2.32 ст.3 Закона РБ от 22.12.1991 № 1330-XII «О налогах на доходы и прибыль» установлено, что к прочим затратам, учитываемым при налогообложении, относятся расходы организации на обеспечение здоровых и безопасных условий труда и охраны труда, установленных законодательством.

Следовательно, коммерческая организация имеет право производить списание лекарственных средств (медикаментов) на затраты, учитываемые при исчислении налога на прибыль в части лекарств, включенных в Перечень вложений, входящих в аптечку первой медицинской помощи.

Данное списание целесообразно проводить на основании акта списания.

30.09.2008 г.

Татьяна Терешко, аудитор

В соответствии с указанием МЧС России

«О хранении и списании

аптечек индивидуальных АИ -2»

от 19 июня 2001 года №33-2059-22,

препарат «Тарен», которым укомплектованы

АИ-2, подлежит обязательному списанию и

уничтожению в соответствии с

«Инструкцией

о порядке хранения, учета, списания

и уничтожения аптечек индивидуальных АИ -2»

Инструкция

о порядке хранения, учета, списания и уничтожения аптечек индивидуальных АИ — 2

1.Настоящая Инструкция обязательна для всех предприятий, организаций и учреждений, которые приобретают и создают у себя запасы аптечек индивидуальных АИ-2 для обеспечения ими рабочих и служащих.

2.Аптечки индивидуальные АИ-2 хранятся на объектах народного хозяйства, в местах, максимально приближенных к людям, для обеспечения которых они предназначены. Учитывая в аптечках наличие ядовитых веществ, хранение их организуется в отдельной комнате под замком и пломбой ответственного хранителя. На окнах должны быть железные решетки, а двери обиты железом. Помещение оборудуют световой и звуковой сигнализацией. Ответственным за хранение аптечек индивидуальных АИ-2 назначается заведующий складом или лицо, на это уполномоченное приказом по учреждению. Оптимальные условия хранения лекарственных препаратов АИ-2: сухое, теплое помещение; расстояние от источников тепла не менее одного метра; температура +(14 – 20)°С, влажность воздуха 60 — 70%.

3.Аптечки индивидуальные АИ-2 учитываются в организациях особо: в пронумерованной и прошнурованной книге, скрепленной печатью и подписью руководителя учреждения, по форме:

Форма ведения книги учета аптечек индивидуальных

Наличие на 01.01.

200__г.

Дата получения Приход Расход Остаток
Наименование документа и № Количество Списано (количество) Наименование документа,

№ и дата

По истечении четырехлетнего срока хранения аптечки индивидуальные АИ-2 должны быть заменены аптечками свежего выпуска. Из аптечек, подлежащих списанию, извлекаются лекарственные препараты и уничтожаются.

4.Уничтожение лекарственных препаратов, списание аптечек индивидуальных следует производить комиссией в составе:

  • лица, ответственного за хранение АИ-2;
  • начальника штаба ГО предприятия, учреждения;
  • медицинского работника медпункта (медчасти, поликлиники, аптеки);
  • работника бухгалтерии.

    Возмещение расходов на приобретение лекарственных препаратов

Обезвреживание и уничтожение раствора промедола в шприц-тюбике и тюбике противоядия ФОВ (гнездо № 2, пенал красного цвета) на основании пункта 2 приказа Министра здравоохранения СССР от 3 июля 1968 года № 523 производится только специально подготовленным к этой работе персоналом, под непосредственным руководством медицинского работника, с соблюдением всех мер личной и общественной безопасности.

Уничтожение раствора промедола из шприц-тюбиков и таблеток противоядия ФОВ разрешается проводить только в присутствии председателя местного органа санитарного надзора. Вопрос о присутствии представителя от милиции в каждом отдельном случае решается начальником соответствующего органа милиции.

Уничтожаемые медикаменты извлекаются из пеналов и шприц-тюбиков и нейтрализуются с соблюдением мер безопасности.

5.Способ обезвреживания и уничтожения выбирается в зависимости от количества уничтожаемых препаратов и возможностей предприятия, где производится уничтожение.

Уничтожение препаратов может быть произведено путем:

  • сжигания в специальных топках или кострах с использованием пропитанной керосином бумажной тары;
  • растворением в двух — трехкратном объеме воды с добавлением к образовавшейся смеси порошка хлорной извести или карболовой кислоты. Остатки золы или жидкая смесь, после обезвреживания препаратов, закапываются в специально отведенном месте.

6. Факт уничтожения лекарственных препаратов фиксируется актом, который подписывается всеми членами комиссии и руководителем организации. Акт составляется в трех экземплярах, один из которых остается основанием для списания аптечек индивидуальных, второй направляется в местный орган санитарного надзора, а третий в органы милиции. В акте указывается дата и способ уничтожения лекарственных препаратов, количество уничтожаемых аптечек АИ-2.

7.Освобожденные от лекарственных препаратов пеналы частично используются в качестве учебного имущества, остальные подлежат сдаче на переработку во вторичное сырье.

СВЕДЕНИЯ

о наличии аптечек индивидуальных АИ-2 и их списании в запасе организации на

« » __________200__г.

(шт.)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *