Признаки недействующего юридического лица

Содержание

Исключение из ЕГРЮЛ недействующих юридических лиц

 

  1. Признаки недействующего юридического лица

  2. Порядок признания организации недействующей

  3. Изменения с 01.07.2017

  4. Кто такие управляющие лица

  5. Какие действия признаются недобросовестными

  6. Неразумность действий (бездействия) директора

  7. Прекращение недействующего юридического лица (статья 642 ГК)

  8. Полезные ссылки по теме

 

Если юридическое лицо фактически прекратило свою деятельность, оно должно принять решение о добровольной ликвидации. Однако, часто встречаются случаи, когда фактически организация прекратила свою деятельность, документы отчетности никто не сдаёт, нет открытых счетов и никакие действия по ликвидации не принимаются (т.к. большинство из этих организаций представляют собой фирмы-однодневки и просто брошены). К 2014 году в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) накопилолсь очень много таких организаций и никто не знал — что с ними делать, т.к. законодательно этот вопрос не был урегулирован.

По этим причинам 01.09.2014 в Гражданский кодекс РФ введено понятие "недействующее юридическое лицо" (статья 642 Гражданского кодекса РФ) и введен порядок прекращения деятельности такой организации, который преставляет собой специальную административную процедуру прекращения недействующего юридического лица. Хотя это процедура не является ликвидацией, а представляет собой особый способ прекращения юридического лица, она (как и ликвидация) завершается исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ.

Т.о. с 01.09.2014 налоговые органы могут использовать упрощенный – административный порядок исключения юридических лиц из ЕГРЮЛ.

 

Признаки недействующего юридического лица

Юридическое лицо признается недействующим, т.е.

Об исключении недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ

фактически прекратившим свою деятельность (п. 1 ст. 642 ГК) при одновременном наличии следующих условий:

  • организация в течение последних 12 месяцев не представляла отчетность, предусмотренную российским законодательством о налогах и сборах;

  • организация не осуществляла операций ни по одному банковскому счету.

Такое юридическое лицо подлежит исключению из ЕГРЮЛ, что влечет правовые последствия, установленные применительно к ликвидируемым юридическим лицам. При этом исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не препятствует привлечению к ответственности лиц, уполномоченных выступать от имени юридического лица, членов коллегиальных органов и лиц, определяющих действия организации.

Пункт 2 статьи 642 ГК предусматривает, что исключение организации из ЕРГЮЛ влечет такие же правовые последствия, что и ее ликвидация, а это означает, что теперь организациям ничто не мешает учесть при расчете налога на прибыль долг контрагента, исключенного из ЕГРЮЛ, как безнадежный. И для этого не надо ждать истечения трехлетнего срока давности. Ведь в налоговом учете одно из оснований для списания дебиторской задолженности — это ликвидация должника (п. 2 ст. 266 НК). С данным выводом наконец-то согласился и Минфин (Письмо Минфина России от 24.07.2015 № 03-01-10/42792).

 

Порядок признания организации недействующей

Статьей 21.1 Закона от № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" установлен следующий порядок признания организации недействующей:

  • при наличии одновременно всех признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган может принять решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ;

  • решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в журнале "Вестник государственной регистрации" в течение трех дней с момента принятия такого решения;

  • одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления;

  • указанные мотивированные заявления могут быть направлены в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении;

  • если в течение указанного срока эти заявления направляются, то решение об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не принимается и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке, то есть по одной из процедур, установленных ГК;

  • если в течение указанного срока заявления не были направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из ЕГРЮЛ путем внесения в него соответствующей записи.

Конечно же, смущает присутствие в законе слова "может", т.е. у ФНС нет обязанности это сделать (и уж тем более, в какие-то определенные сроки — ведь закон останвляет за рамками правового регулирования вопросы о порядке и сроках выявления таких организаций), а есть лишь право. Поэтому даже при наличии такого административного рычага фактически можно ждать исключения своей фирмы из ЕГРЮЛ годами.

Для того чтобы проверить принято ли решение о предстоящем исключении конкретного юридического лица Вы можете воспользоваться интернет-сервисом сайта ФНС России "Риски бизнеса. Проверь себя и контрагента". В разделе сервиса "Проверьте, не рискует ли ваш бизнес?" через пункт меню "Сведения, опубликованные в журнале "Вестник государственной регистрации" о принятых регистрирующими органами решениях о предстоящем исключении недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ" можно определить наличие или отсутствие публикации о предстоящем исключении из реестра конкретной организации. При этом Вы увидите информацию о дате и номере журнала, в котором опубликовано решение, а также о наименовании и адресе регистрирующего органа, опубликовавшего решение.

Для защиты своего бизнеса, используя принцип должной осмотрительности и осторожности, в целях проверки сведений об осуществлении деятельности организации, с которой вы планируете заключить договор, настоятельно рекомендуем пользоваться сведениями, размещаемыми в "Вестнике государственной регистрации" и интернет-сервисами сайта ФНС России.

Изменения с 01.07.2017

До 01.07.2017 организации, задолжавшие нашей Родине и (или) своим контрагентам, нередко применяли альтернативные методы ликвидации.

01.07.2017 вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2016 № 488-ФЗ о субсидиарной ответственности по долгам организаций, согласно которому владельцам ООО больше не получится уклоняться от долгов поскольку этим законом кредиторам дается возможность добраться до выгодоприобретателей должника через все юридические конструкции между ним и оболочкой бизнеса даже после проведения процедур банкротства, ликвидации и исключения должника из ЕГРЮЛ. Такая возможность реализована путем дополнения статьи 3 Федерального закона № 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" пунктом 3.1, которым устанавливается, что если неисполнение обязательств перед должниками обусловлено недобросовестными или неразумными действиями управляющих ООО лиц (указанными в пунктах 1 — 3 статьи 531 ГК), то по заявлению кредитора на таких лиц может быть возложена субсидиарная ответственность.

Субсидиарная ответственность — это дополнительная ответственность, которая применяется только в установленных законом случаях.

Согласно пункту 4 Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 62 "О некоторых вопросах возмещения убытков лицами, входящими в состав органов юридического лица" добросовестность и разумность при исполнении возложенных на директора обязанностей заключаются в принятии им необходимых и достаточных мер для достижения целей деятельности, ради которых создано юридическое лицо, в том числе в надлежащем исполнении публично-правовых обязанностей, возлагаемых на юридическое лицо действующим законодательством. В связи с этим в случае привлечения юридического лица к публично-правовой ответственности (налоговой, административной и т.п.) по причине недобросовестного и (или) неразумного поведения директора понесенные в результате этого убытки юридического лица могут быть взысканы с директора.

Кто такие управляющие лица

Лицо, входящее в состав органов юридического лица (единоличный исполнительный орган — директор, генеральный директор и т.д., временный единоличный исполнительный орган, управляющая организация или управляющий хозяйственного общества, руководитель унитарного предприятия, председатель кооператива и т.п.; члены коллегиального органа юридического лица — члены совета директоров (наблюдательного совета) или коллегиального исполнительного органа (правления, дирекции) хозяйственного общества, члены правления кооператива и т.п.; далее — директор), обязано действовать в интересах юридического лица добросовестно и разумно (пункт 3 статьи 53 ГК). В случае нарушения этой обязанности директор по требованию юридического лица и (или) его учредителей (участников), которым законом предоставлено право на предъявление соответствующего требования, должен возместить убытки, причиненные юридическому лицу таким нарушением.

Какие действия признаются недобросовестными

Согласно пункту 2 Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 62 "О некоторых вопросах возмещения убытков лицами, входящими в состав органов юридического лица" недобросовестность действий (бездействия) директора считается доказанной, в частности, когда директор:

  • действовал при наличии конфликта между его личными интересами (интересами аффилированных лиц директора) и интересами юридического лица, в том числе при наличии фактической заинтересованности директора в совершении юридическим лицом сделки, за исключением случаев, когда информация о конфликте интересов была заблаговременно раскрыта и действия директора были одобрены в установленном законодательством порядке;

  • скрывал информацию о совершенной им сделке от участников юридического лица (в частности, если сведения о такой сделке в нарушение закона, устава или внутренних документов юридического лица не были включены в отчетность юридического лица) либо предоставлял участникам юридического лица недостоверную информацию в отношении соответствующей сделки;

  • совершил сделку без требующегося в силу законодательства или устава одобрения соответствующих органов юридического лица;

  • после прекращения своих полномочий удерживает и уклоняется от передачи юридическому лицу документов, касающихся обстоятельств, повлекших неблагоприятные последствия для юридического лица;

  • знал или должен был знать о том, что его действия (бездействие) на момент их совершения не отвечали интересам юридического лица, например, совершил сделку (голосовал за ее одобрение) на заведомо невыгодных для юридического лица условиях или с заведомо неспособным исполнить обязательство лицом ("фирмой-однодневкой" и т.п.).

Под сделкой на невыгодных условиях понимается сделка, цена и (или) иные условия которой существенно в худшую для юридического лица сторону отличаются от цены и (или) иных условий, на которых в сравнимых обстоятельствах совершаются аналогичные сделки (например, если предоставление, полученное по сделке юридическим лицом, в два или более раза ниже стоимости предоставления, совершенного юридическим лицом в пользу контрагента).

Невыгодность сделки определяется на момент ее совершения; если же невыгодность сделки обнаружилась впоследствии по причине нарушения возникших из нее обязательств, то директор отвечает за соответствующие убытки, если будет доказано, что сделка изначально заключалась с целью ее неисполнения либо ненадлежащего исполнения.

Директор освобождается от ответственности, если докажет, что заключенная им сделка хотя и была сама по себе невыгодной, но являлась частью взаимосвязанных сделок, объединенных общей хозяйственной целью, в результате которых предполагалось получение выгоды юридическим лицом. Он также освобождается от ответственности, если докажет, что невыгодная сделка заключена для предотвращения еще большего ущерба интересам юридического лица.

При определении интересов юридического лица следует, в частности, учитывать, что основной целью деятельности коммерческой организации является извлечение прибыли (пункт 1 статьи 50 ГК РФ); также необходимо принимать во внимание соответствующие положения учредительных документов и решений органов юридического лица (например, об определении приоритетных направлений его деятельности, об утверждении стратегий и бизнес-планов и т.п.). Директор не может быть признан действовавшим в интересах юридического лица, если он действовал в интересах одного или нескольких его участников, но в ущерб юридическому лицу.

Неразумность действий (бездействия) директора

Согласно пункту 3 Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 62 "О некоторых вопросах возмещения убытков лицами, входящими в состав органов юридического лица" неразумность действий (бездействия) директора считается доказанной, в частности, когда директор:

  • принял решение без учета известной ему информации, имеющей значение в данной ситуации;

  • до принятия решения не предпринял действий, направленных на получение необходимой и достаточной для его принятия информации, которые обычны для деловой практики при сходных обстоятельствах, в частности, если доказано, что при имеющихся обстоятельствах разумный директор отложил бы принятие решения до получения дополнительной информации;

  • совершил сделку без соблюдения обычно требующихся или принятых в данном юридическом лице внутренних процедур для совершения аналогичных сделок (например, согласования с юридическим отделом, бухгалтерией и т.п.).

Арбитражным судам следует давать оценку тому, насколько совершение того или иного действия входило или должно было, учитывая обычные условия делового оборота, входить в круг обязанностей директора, в том числе с учетом масштабов деятельности юридического лица, характера соответствующего действия и т.п.

 

Статья 642. Прекращение недействующего юридического лица

(по состоянию на 01.07.2018)

  1. Считается фактически прекратившим свою деятельность и подлежит исключению из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц, юридическое лицо, которое в течение двенадцати месяцев, предшествующих его исключению из указанного реестра, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету (недействующее юридическое лицо).

  2. Исключение недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц влечет правовые последствия, предусмотренные настоящим Кодексом и другими законами применительно к ликвидированным юридическим лицам.

  3. Исключение недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не препятствует привлечению к ответственности лиц, указанных в статье 531 настоящего Кодекса.

 

Статья написана и размещена 30 июня 2017 года. Дополнена —

ВНИМАНИЕ!

Копирование статьи без указания прямой ссылки запрещено. Внесение изменений в статью возможно только с разрешения автора.

Автор: юрист и налоговый консультант Александр Шмелев © 2001 — 2018

 

Полезные ссылки по теме "Исключение из ЕГРЮЛ недействующих юридических лиц":

  1. Выписка из ЕГРП

  2. Как зарегистрировать ИП (ПБЮЛ) и ООО в налоговой инспекции самому

  3. Подготовка и оформление необходимых документов для регистрации.

  4. Регистрация ООО (ЗАО, ОАО) или ИП в налоговой инспекции

  5. Когда не надо регистировать ИП?

  6. Регистрация ООО (ЗАО, ОАО) или ИП в ПФР, ФОМС, ФСС, Росстате)

  7. Изготовление печати.

  8. Открытие расчетного счета в банке.

  9. Регистрация изменений в уставе, учредительных документах, ЕГРЮЛ

  10. Смена директора и внесение изменений в ЕГРЮЛ о его паспортных данных

  11. Реорганизация юридического лица

  12. Способы ликвидации организации

Tags: исключение из ЕГРЮЛ, недействующих, юридических лиц

Ликвидация юридического лица

В ходе осуществления хозяйственной деятельности возникают такие ситуации когда возникает необходимость ликвидировать организацию. Ликвидация не такая простая задача, как может показаться с первого взгляда. В ходе ликвидации довольно много нюансов. Поэтому лучше воспользоваться помощью профессионалов в этой области. Имея значительный практический опыт, юристы нашей фирмы предлагают своим доверителям правовую помощь по подготовке документов для ликвидации.

Далее, мы предлагаем вашему вниманию подробный поэтапный процесс, который предстоит пройти при прохождении процедуры ликвидации фирмы, а также бесплатно скачать все формы документов, необходимых при ликвидации.

Первое, после принятия решения о ликвидации необходимо уведомить Федеральную налоговую службу, поскольку запись в Единый государственный реестр юридических лиц о создании, реорганизации и ликвидации организаций вносится именно инспекция. Федеральную налоговую службу необходимо уведомить в течение трех дней с момента принятия решения о ликвидации путем подачи заявления по форме №   Р15001«Уведомление о принятии решения о ликвидации юридического лица.

Участники юридического лица должны назначить ликвидационную комиссию(ликвидатора) и подать заявление по форме №   Р15002«Уведомление о формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначении ликвидатора».

С того момента, как назначен ликвидатор, к нему переходят все полномочия по управлению делами организации, в том числе выступление в суде от имени данного юридического лица.

Ликвидатор публикует сведения о ликвидации, где в объявлении указываются данные о закрытии и о времени, в течение которого кредиторы могут предъявить свои требования. При этом заявленный срок не может быть меньше двух месяцев с момента публикации

Затем необходимо провести инвентаризацию имущества и обязательств. Ликвидационная комиссия выявляет всех кредиторов, а затем письменно извещает их о ликвидации, при этом ликвидационная комиссия инициирует взыскание дебиторской задолженности.

По истечению срока, в течение которого кредиторы могли предъявить свои требования, составляется промежуточный ликвидационный баланс, в котором содержаться сведения о составе имущества фирмы, перечне предъявленных требований, а также о результатах их рассмотрения который утверждается учредителями.

Промежуточный ликвидационный баланс представляется в налоговую инспекцию вместе с формой №   Р15003«Уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица».

Учитывая, что на данном этапе организации необходимо рассчитаться с долгами. Однако вполне вероятно, что имущества не буде достаточно для погашения задолженности перед всеми кредиторами. В связи с этим Гражданским кодексом установлена очередность удовлетворения требований тех или иных заинтересованных лиц. К первой группе относятся граждане, перед которыми организация несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью. Долги второй очереди это зарплата и выходные пособия работникам, а также авторские вознаграждения. В третью очередь нужно погасить задолженность перед бюджетом и внебюджетными фондами. И, наконец, четвертая очередь это долги всем оставшимся кредиторам. Так, задолженности перед второй очередью можно удовлетворить только после того, как полностью погашены долги в пользу первой, и так далее.

Исключение это обязательства, обеспеченные залогом.

Исключение из ЕГРЮЛ недействующих юридических лиц

Они погашаются за счет средств, полученных от продажи предмета залога, преимущественно перед иными кредиторами. Если денег не хватает, подобные долги погашаются в составе требований кредиторов четвертой очереди.

Когда ликвидатор рассчитается со всей очередью кредиторов, составляется ликвидационный баланс, который, как и промежуточный, утверждается учредителям организации. Это последний баланс организации, за время ее существования, содержащий всю информацию об имуществе до расчетов с участниками.

В случае, если после расплаты с кредиторами остались активы, то они должны быть распределены между участниками организации. Если организация была создана в форме общества с ограниченной ответственностью, в первую очередь нужно разделить между участниками невыплаченную часть прибыли, а после, все оставшееся имущество, пропорционально вкладам в уставный капитал, где порядок распределения подробно описан в ст. 23 Закона«Об обществах с ограниченной ответственностью» После окончания распределения между участниками закрываются все счета в банках.

В завершении, в налоговую инспекцию предоставляются:

Заявление по форме №   Р16001«Заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией»;

Завершающий ликвидационный баланс;

Квитанция об уплате госпошлины, где пошлина должна быть заплачена от имени лица, указанного в форме Р16001 в качестве заявителя;

журнал с объявлениями о ликвидации.

По результатам, предоставления вышеперечисленных документов, Федеральная налоговая служба вносит запись в Единый государственный реестр юридических лиц о ликвидации организации, после чего ликвидация юридического лица считается завершенной.

Узнать более подробно о прохождении процедуры ликвидации и предоставляемых услугах, в том числе сроках, стоимости, Вы можете по телефонам:(8112) 600-605 или(921) 212-11-29. Стоимость услуги зависит от конкретных обстоятельств, но, во всяком случае, определяются индивидуально с учётом ваших пожеланий. Звоните, приезжайте, Ваше время стоит дороже.

Формы документов, используемых при государственной регистрации юридического лица

Заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией. Скачать бесплатно форму заявления P16001.

Уведомление о принятии решения о ликвидации юридического лица. Скачать бесплатно форму заявления Р15001.

Уведомление о формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначении ликвидатора.Скачать бесплатно форму заявления Р15002.

Уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица. Скачать бесплатноформу заявления Р15003.

Виды юридических лиц в РФ

Предыдущая123456789Следующая

Юридические лица различаются в зависимости от того, сохраняют ли их учредители (участники) какие-либо права в отношении имущества созданной организации. Учредителем называется тот субъект (физическое или юридическое лицо), который создает данную организацию и передает ей в собственность, хозяйственное ведение или оперативное управление часть своего имущества. Фактически учредителем является лицо или лица, подписавшие учредительные документы создаваемого юридического лица. По этому критерию юридические лица подразделяются на четыре вида:

1) организации, на имущество которых учредители (участники) не сохраняют никаких прав (все виды некоммерческих организаций, за исключением некоммерческих партнерств),

2) организации, в отношении имущества которых учредители (участники) сохраняют обязательственные права (товарищества и общества, кооперативы, некоммерческие партнерства),

3) организации, в отношении имущества которых учредители сохраняют право хозяйственного ведения (дочерние предприятия),

4) организации, в отношении имущества которых учредители сохраняют право собственности (государственные и муниципальные унитарные предприятия, федеральные казенные предприятия, учреждения).

В зависимости от способов создания и целей деятельности юридические лица подразделяются на публичные и частные.

К юридическим лицам публичного права принято относить те организации, которые создаются помимо воли частных лиц, путем издания правовых актов органами государственной власти и управления. Прежде всего, это казна РФ (в лице Министерства финансов РФ), а также государственные (муниципальные) предприятия и учреждения, которые обычно создаются в соответствии с указами Президента, постановлениями Правительства, распоряжениями комитетов по управлению государственным имуществом и фондов государственного имущества. Так, в п.1 ст.115 ГК прямо говорится, что федеральное казенное предприятие образуется только по решению Правительства РФ.

Юридические лица делятся на коммерческие и некоммерческие организации.

I. Коммерческие юридические лица.

Коммерческими называются такие юридические лица, целью которых является извлечение прибыли путем осуществления любой, не запрещенной законом деятельности. К коммерческим организациям относятся следующие:

1. Хозяйственные товарищества– договорные объединения нескольких лиц для совместного ведения предпринимательской деятельности под общим именем.

1.1. Полное товарищество — хозяйственное товарищество, участники которого солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам всем своим имуществом.

1.1.1. Товарищество на вере — хозяйственное товарищество, состоящее из двух категорий участников: полных товарищей (комплементариев), солидарно несущих субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом, и товарищей-вкладчиков (коммандитистов), не отвечающих по обязательствам предприятия.

В основе создания полных и коммандитных товариществ, обществ с ограниченной и дополнительной ответственностью, некоммерческих объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов) и некоммерческих партнерств лежит учредительный договор, посредством которого также могут создаваться негосударственные учреждения, фонды и автономные некоммерческие организации, если их учредителями являются двое или несколько физических (юридических) лиц.

Как с 28 июня налоговики начали исключать недействующие юрлица из ЕГРЮЛ

В соответствии с учредительным договором стороны (учредители) обязуются друг перед другом создать юридическое лицо, определяют порядок совместной деятельности по его созданию, условия передачи в его собственность (полное хозяйственное ведение или оперативное управление) своего имущества, порядок выхода из его состава и принятия в состав объединения новых участников и другие условия своего участия в деятельности данной организации. Если полученная юридическим лицом прибыль подлежит распределению между учредителями, они устанавливают порядок распределения этой прибыли. Одновременно с этим в договоре определяются условия и порядок распределения между учредителями убытков от деятельности организации (п. 2 ст. 52 ГК РФ). От договора о совместной деятельности учредительный договор отличается тем, что его действие не заканчивается после регистрации юридического лица, а продолжается на протяжении всего времени существования организации. Таким образом, учредительный договор, определяющий внутренние отношения между участниками объединения, действует параллельно с уставом, который в этом случае рассматривается как составная часть договора о создании юридического лица.

2. Хозяйственные общества — это организации, создаваемые одним или несколькими лицами путём объединения (обособления) их имущества для ведения предпринимательской деятельности.

2.1. Общество с ограниченной ответственностью – коммерческая организация, уставный капитал которой разделён на доли определённых размеров, образованная одним или несколькими лицами, не отвечающими по её обязательствам.

2.2. Общество с дополнительной ответственностью – коммерческая организация, уставный капитал которой разделён на доли заранее определённых размеров, образованная одним или нескольким лицами, солидарно несущими субсидиарную ответственность по её обязательствам в размере, кратном стоимости их вкладов в уставный капитал..

2.3. Акционерное общество — коммерческая организация, образованная одним или несколькими лицами, не отвечающими по её обязательствам, с уставным капиталом, разделённым на доли, права на которые удостоверяются ценными бумагами — акциями.

2.3.1. Закрытое АО — распределяет выпуски новых акций между конкретными заранее известными лицами. Число членов не свыше 50, акционеры имеют право преимущественной покупки отчуждаемых другими акционерами акций.

2.3.1.1. Народное предприятие — акционерное общество работников.

2.3.2. Открытое АО — вправе предлагать акции для приобретения неограниченному кругу лиц.

Учредители акционерных обществ, производственных и потребительских кооперативов, общественных организаций заключают между собой договор о совместной деятельности, цель которого состоит в осуществлении ими сообща единственной операции — создания и регистрации юридического лица. В договоре учредители определяют правовую форму будущей организации, определяют предмет и цели ее деятельности, устанавливают свои права и обязанности по созданию организации и формированию ее имущественной базы, распределяют между собой расходы, связанные с разработкой учредительных документов и регистрацией юридического лица.

Впрочем, такой порядок соблюдается далеко не всегда. На практике договор учредителей о совместной деятельности по созданию указанных видов организаций может заключаться и в устной форме. Чаще всего весь необходимый подготовительный процесс осуществляет инициативная группа из нескольких человек, а формально решение о создании юридического лица принимается общим собранием учредителей, которое также утверждает устав (заранее подготовленный проект) и выбирает руководящие органы будущего объединения.

И в том, и в другом случае после принятия устава и регистрации созданной организации договор о совместной деятельности утрачивает силу, а все взаимоотношения между учредителями (участниками) определяются в соответствии с уставом.

3. Производственный кооператив (артель) — это объединение лиц для совместного ведения предпринимательской деятельности на началах их личного трудового и иного участия, первоначальное имущество которого складывается из паевых взносов членов объединения.

4. Государственное (муниципальное) предприятие — юридическое лицо, учреждённое государством либо органом местного самоуправления в предпринимательских целях или в целях выпуска особо значимых товаров (производства работ или оказания услуг), имущество которого состоит в государственной (муниципальной) собственности.

4.1. Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения.

4.2. Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления (федеральное казенное предприятие).

Коммерческие организации могут создаваться только в формах, прямо предусмотренных Гражданским кодексом. Этот перечень является исчерпывающим (ст.50, 114 ГК, п.1 ст.6 Закона о введении в действие части первой ГК РФ).

Коммерческие организации наделены общей правоспособностью, т.е. могут заниматься любыми видами предпринимательской деятельности, не запрещенными законом. Однако учредители любой организации могут установить в ее учредительных документах ограничения на занятие отдельными видами деятельности либо указать исчерпывающий перечень этих видов. Кроме того, для осуществления некоторых видов деятельности, перечень которых может быть установлен только законом, требуется получение специального разрешения — лицензии (ст.49 ГК). Следовательно, коммерческая организация, в учредительных документах которой не содержится исчерпывающий перечень видов деятельности и нет никаких запретов, вправе требовать предоставления лицензии на занятие соответствующим видом деятельности, и ей не может быть отказано на том основании, что данный вид деятельности не упомянут в ее уставе.

II. Некоммерческие юридические лица.

Некоммерческими называются организации, которые не преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели и не распределяют полученную прибыль между участниками (ст.50 ГК). Некоммерческие организации могут создаваться в любых формах, предусмотренных законом. К некоммерческим организациям можно отнести такие:

1. Потребительские кооперативы[1] — объединение лиц на началах членства в целях удовлетворения собственных потребностей в товарах и услугах, первоначальное имущество, которого складывается из паевых взносов.

2. Товарищества собственников жилья — некоммерческое объединение лиц — собственников помещений для совместного управления и эксплуатации единого комплекса недвижимого имущества (кондоминиума).

3. Общественные объединения[2] — некоммерческое объединение лиц на основе общности их интересов для реализации общих целей.

3.1. Общественные организации[3] — объединения на основе членства.

В тех случаях, когда двое или несколько лиц объединяются между собой для достижения имущественными и личными усилиями известной цели, мы имеем дело с организацией или объединением лиц. Таковы все виды хозяйственных товариществ и обществ (кроме обществ, состоящих из одного лица); кооперативы; основанные на членстве общественные и религиозные организации, некоммерческие партнерства, объединения юридических лиц.

Отличительным признаком союза является наличие в нем некоего состава участников или членов.

Если объединение образуется посредством учредительного договора, то состав учредителей всегда совпадает с его участниками, поскольку в случае выхода или приема новых членов учредительный договор перезаключается (старый уничтожается и подписывается новый). Получается, что объединение создается как бы заново, в новом составе, хотя это не влечет за собой ни реорганизацию, ни ликвидацию юридического лица.

Если же организация создается посредством договора о совместной деятельности, то состав ее учредителей, как правило, не совпадает с числом будущих участников, которых обычно становится значительно больше (исключением из этого правила является акционерное общество закрытого типа, хотя и в нем с соблюдением требуемых процедур любой акционер может продать часть своих акций третьему лицу). Выход и прием новых членов никак не отражаются в учредительных документах организации, которая фактически только ведет учет наличного числа своих членов (например, реестр акционеров). Соответственно процедура выхода и приема довольно проста (продажа или покупка акций в открытом акционерном обществе, принятие решения большинством голосов присутствующих на общем собрании членов в кооперативе и т.п.).

3.2. Общественные движения[4] — массовые объединения, не имеющие членства.

3.3. Общественные фонды[5] — не имеющие членства объединения, цель которых заключается в формировании имущества и его использовании на общественно полезные цели.

3.4.Общественные учреждения[6] — не имеющие членства организации, цель которых — в оказании конкретного вида услуг в интересах участников.

Если же один или даже несколько учредителей обособляют часть своего имущества и целевым назначением передают его создаваемому субъекту для решения каких-либо задач, не связанных напрямую с личными интересами учредителей, выделивших это имущество, такие юридические лица называются учреждениями. К ним следует отнести государственные и муниципальные предприятия, дочерние предприятия; все виды собственно учреждений (которые могут быть как государственными, так и частными); не имеющие членства автономные некоммерческие организации и фонды. Особенность названных организаций состоит в том, что все они были кем-то созданы, учреждены, но в них нет ни участников, ни членов. По сути, они представляют собой "целевое" или "персонифицированное" имущество, посвященное общеполезной цели. В некоторых случаях даже изменение учредительных документов такой организации бывает весьма затруднительно. Например, если в уставе фонда не предусмотрены возможность и процедура его изменения, то устав может быть изменен только в судебном порядке по заявлению органов фонда или органа, уполномоченного осуществлять надзор за его деятельностью.

3.5. Органы общественной самодеятельности[7] — не имеющие членства объединения, цель которых заключается в совместном решении различных социальных проблем граждан по месту жительства, работы или учёбы.

4. Религиозная организация[8] — объединение граждан, имеющее основной целью совместное исповедание и распространение веры и обладающее соответствующими этим целям признаками (церемонии, обучение религии, религиозное воспитание).

5. Фонд[9] — некоммерческая организация, не имеющая членства, основанная для достижения общественно полезных целей путём использования имущества, переданного в её собственность учредителями.

6.

Учреждение[10] — организация, созданная собственником для осуществления функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично (обладают правом оперативного управления имуществом, собственник несёт субсидиарную ответственность).

Дочерние предприятия, фонды и учреждения чаще всего создаются путем одностороннего волеизъявления (односторонней сделки) отдельного учредителя — юридического или физического лица. Учредитель принимает решение о создании организации, утверждает ее устав и подает в соответствующий государственный орган заявление с просьбой зарегистрировать ее в установленном порядке. Аналогичная процедура совершается, если создается общество с ограниченной ответственностью или акционерное общество, состоящее только из одного лица, предусмотренное ст. 88 ГК РФ и законодательством многих европейских стран.

7. Государственная корпорация — некоммерческая организация, учреждённая РФ путём издания специального закона для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций.

8. Некоммерческое партнерство[11] — некоммерческая организация, члены которой сохраняют права на её имущество, созданная для оказания содействия своим членам в ведении общеполезной деятельности.

9. Автономная некоммерческая организация[12] — учреждённая на основе добровольных имущественных взносов некоммерческая организация, имеющая целью предоставление услуг всем заинтересованным лицам.

10. Объединение (ассоциация или союз) юридических лиц[13] — некоммерческая организация, образованная несколькими юридическими лицами для ведения деятельности в их интересах.

Деятельность благотворительных организаций, которые чаще всего создаются в форме общественных организаций или фондов, регулируется также Законом от 11 августа 1995 г. "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях".

 

 

Предыдущая123456789Следующая

Date: 2015-05-05; view: 280; Нарушение авторских прав

Понравилась страница? Лайкни для друзей:

Как исключают из ЕГРЮЛ недействующие фирмы

Индивидуальный предприниматель может довольно просто прекратить свою коммерческую деятельность. Согласно ст. 22.3 Закона №129-ФЗ от 08.08.2001 г. «О государ­ственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», достаточно будет предоставить в налоговую инспекцию заявление, платежный документ об уплате госпошлины и документы, подтверждающие сдачу в ПФР индивидуальных сведений.

Подав эти документы, физлицо потеряет статус предпринимателя. Однако налоговики имеют право провести выездную проверку деятельности, уже не ведущейся. Почему? Давайте разберемся.

 

Дело в том, что индивидуальный предприниматель даже утратив предпринимательский статус, не освобождается от уплаты налогов, которые он должен был заплатить за время своей деятельности. В статье 44 НК РФ указано, что обязанность уплаты налогов прекращается только после перечисления в бюджет всех причитающихся сумм или в связи со смертью. Хотя и тут есть исключения – если ИП остался должен по земельному, транспортному налогам или НДФЛ, то наследники должны заплатить эти долги за него.

Кроме того, ИП обязан отчитаться за тот период, когда он вел деятельность, предоставить в налоговую декларации (письмо Минфина России № 03-11-11/83 от 06.04.2011 г.).

А хранить документацию по предпринимательской деятельности бизнесмен обязан в течение четырех лет. Таким образом, проверка ИП после закрытия все равно состоится.

Решение о проверке принимается по месту жительства физлица на основании п.2 ст. 89 НК РФ. В письме Минфина России №03-02-08/109 от 24.12.2012 г. отмечено, что доступ налоговиков в жилье физлица против его воли не допускается. Так что, если бывший предприниматель не может предоставить проверяющим помещение, то мероприятие может быть проведено в помещении налоговой инспекции.

Запрошенные инспекцией документы, в виде заверенных копий, должны быть предоставлены в течение 10 дней. Если этого не сделать, то придется платить штраф – 200 рублей за каждый документ, который не был представлен. Но даже если бывший предприниматель не представил документы в налоговую, прийти к нему домой без его согласия проверяющие не могут. Зато даже без его согласия они могут:

  • — сделать запрос необходимых для проверки документов;
  • — вызвать для дачи показаний любого человека, который может что-то знать о деятельности ИП;
  • — провести осмотр любого нежилого помещения, принадлежащего бывшему коммерсанту;
  • — привлекать экспертов;
  • — проводить выемку документов и любых предметов, которые находятся в нежилых помещениях ИП;
  • — потребовать документы, касающиеся деятельности ИП у других лиц.

Во всех других аспектах проверка ИП после закрытия проводится по установленным правилам.

По Федеральному закону №127-ФЗ от 26.10.2002 г. «О несостоятельности (банкротстве)» бывший предприниматель может избежать уплаты налогов и штрафов, только если его признают банкротом. Сначала он должен будет погасить задолженность за счет своего имущества, а затем, если стоимости имущества не хватило, он освобождается от обязательств, связанных с его деятельностью.

Стоимость услуг

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *