Положение о внутреннем контроле

Положение "О внутреннем контроле предприятия"

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение определяет цели и задачи, принципы, а также функции структурных подразделений и лиц, ответственных за ВК.

1.2.

Система внутреннего контроля — совокупность системы органов управления и направлений ВК, обеспечивающая соблюдение порядка осуществления деятельности и достижения целей, установленных в разд. 2 настоящего Положения.

2. Система ВК создается в следующих целях:

2.1. Достоверность, полнота, объективность и своевременность составления и представления бухгалтерской, статистической и иной отчетности.

2.2. Соблюдение сотрудниками законодательства, нормативных правовых актов, стандартов саморегулируемых организаций, учредительных документов и иных локальных актов предприятия, в том числе исключение вовлечения сотрудников предприятия в противоправную деятельность.

2.3. Эффективность деятельности, включая экономичное использование ресурсов и обеспечение сохранности активов.

3. Система ВК предприятия строится на следующих принципах:

3.1. Разделение между сотрудниками обязанностей по созданию, приобретению, использованию, хранению, реализации и учету материальных ценностей.

3.2. Надлежащее одобрение и утверждение всех финансово-хозяйственных операций уполномоченными лицами в пределах соответствующих полномочий.

3.3. Обеспечение организационной обособленности службы ВК.

3.4. Ответственность всех субъектов ВК за надлежащий уровень контроля.

3.5. Своевременность передачи информации о выявленных нарушениях.

4. Органы управления, ответственные за ВК

4.1. В функции директора входят:

4.1.1. Распределение обязанностей между подразделениями и сотрудниками, отвечающими за конкретные направления (формы, способы осуществления) ВК.

4.1.2. Определение структуры и состава СВК.

4.1.3. Принятие мер, обеспечивающих оперативное выполнение рекомендаций и замечаний СВК и аудиторской организации, проводящей аудит.

4.1.4. Утверждение плана проверок, подготовленного СВК.

4.1.5.

Выдача СВК отдельных заданий по проведению проверок финансово-хозяйственной деятельности с установлением сроков их выполнения.

4.2. Ответственность за осуществление регулярного контроля над исполнением процедур ВК лежит на службе ВК, которая осуществляет свои функции в соответствии с Положением о СВК.

4.3. Сотрудники подразделений любого уровня в пределах своей компетенции принимают непосредственное участие в разработке процедур по осуществлению ВК. О значительных вопросах или возникших нехарактерно высоких рисках сотрудники докладывают вышестоящему руководству и СВК.

5. Процедуры ВК включают:

5.1. Выявление и оценку потенциальных и существующих рисков, которые могут негативно повлиять на деятельность предприятия.

5.2. Определение критериев оценки эффективности работы структурных подразделений, их руководителей и сотрудников.

5.3. Установление надежных средств коммуникации и связи для обеспечения эффективного взаимодействия структурных подразделений и сотрудников предприятия.

5.4. Доведение до всех сотрудников их обязанностей в сфере ВК.

5.5. Использование адекватных способов учета событий и операций.

5.6. Проверку сохранности имущества и документации.

5.7. Организацию системы сбора, обработки и передачи информации, в том числе формирования отчетов и сообщений, содержащих операционную, финансовую и другую информацию о деятельности предприятия.

5.8. Надлежащее документирование процедур ВК.

5.9. Разграничение доступа руководителей и иных сотрудников к определенным ресурсам и информации, установление ответственности за несанкционированный доступ.

5.10. Определение критериев и оценки качества системы ВК.

6. Заключительные положения

6.1. Настоящее Положение утверждается директором предприятия; все изменения и дополнения, вносимые в Положение, утверждаются приказом.

6.2. В случае изменения действующего законодательства РФ, внесения изменений в Устав предприятия до приведения Положения в соответствие с такими изменениями Положение применяется в части, не противоречащей действующему законодательству и Уставу предприятия.

Источник: "Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2012, N 21

О чем эта книга?

     Практическое  пособие   «Внутренний   контроль»   включает  две  части: часть первую «Место и роль внутреннего контроля при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности  предприятий оборонно-промышленного комплекса» и вторую часть «Методология процесса внутреннего  контроля  и методы формирования системы внутреннего  контроля».

       Часть первая является общей и призвана показать причинно-следственные связи существующих в организациях бизнес-процессов и сути внутреннего  контроля. Основная задача первой части практического пособия — дать на основании примеров из практики понятное определение  места и роли внутреннего  контроля  при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности, то есть ответить на вопросы, что такое внутренний контроль, в чем отличие внутреннего  контроля от внутреннего  или внешнего  аудита и для чего вообще нужен внутренний контроль.

     Между тем, существование энтропии процесса внутреннего контроля была, есть и будет существовать по причине прямой  взаимосвязи с субъектами  данного  процесса  — работниками организаций.

Я считаю, что невозможно разработать  и применить единый  для  всех  условий  идеальный  алгоритм  исполнения процесса внутреннего контроля. Сколько людей — столько  и мнений, но главное — это личное,  субъективное восприятие необходимости выполнения составных  частей  процесса, которое  основано на человеческом факторе. Человеческий фактор  — явление, которое объективно существует и, несомненно, влияет  на любой  алгоритм действий  в силу наличия  возможности принятия человеком  ошибочных или алогичных  решений в конкретных ситуациях. Однако считаю возможным рассматривать методологию  процесса  внутреннего контроля как  способ  определения его основных  универсальных  принципов. Кроме  этого,  в литературе  уже давно  и  в большом количестве  изложены тезисы  системы  внутреннего контроля, включая разделение сопутствующих функций: внутреннего аудита, внутреннего контроля, риск-менеджмента (управление рисками), странного и чуждого слова «комплаенс»  (англ. compliance  буквально означает  «действие  в соответствии с запросом  или  указанием») и прочих. Повторять их не имеет смысла. Впрочем,  по моему мнению, не все существующие  определения функций, их задачи и способы реализации применимы к существующей  на практике ситуации как в части организации управления, так и в части обеспечения существования системы  внутреннего контроля. Я уверен, что ваше личное  понимание методологии процесса  внутреннего контроля поможет наиболее  эффективно определить  методы организации системы внутреннего контроля.

       Своей задачей во второй части книги я вижу предоставление вам пояснений  основанных на  практике   применения способов  решения  возникающих сложностей  при  организации системы  внутреннего контроля, а также взаимосвязи отдельных  процессов, которые на практике  приводят  к невозможности обеспечения достоверности данных бухгалтерского (финансового) и управленческого учета и отчетности.

      Как  уже отмечалось,  система  внутреннего  контроля  — это  совокупность  процессов  внутреннего  контроля, направленных на достижение целей эффективного и результативного  использования ресурсов организации, сохранности активов,  соблюдения  требований законодательства и представления достоверной  отчетности. Следовательно, процесс внутреннего контроля  прежде всего ориентирован на обеспечение  достоверности данных управленческого и бухгалтерского (финансового) учета и отчетности для принятия обоснованных управленческих решений  (распределить  прибыль,  заключить сделку и т. п.). При  этом достоверность  данных  учета и отчетности  необходима всем работникам (подробнее  рассматривалось в первой части книги). Почему же не происходит самоорганизация процесса внутреннего контроля  и требуется не только внедрение системы внутреннего контроля, но и постоянное обеспечение  системы внутреннего  контроля в рабочем состоянии? Можно предположить, что на это могут влиять два фактора:

         1. Наличие  конфликта интересов у работников организаций.

         2. Отсутствие исчерпывающего распределения обязанностей.

     Можно уверенно утверждать, что указанные  факторы на практике действительно  являются основной  причиной отсутствия процесса внутреннего  контроля. Однако  так же можно  рассмотреть  гипотезу общей причины:  отсутствие негативных последствий  в результате неисполнения отдельным работником организации своих должностных обязанностей. Иными  словами,  безответственность или отсутствие принципа неотвратимости наказания.

     Если вы после прочтения словосочетания «отсутствие принципа неотвратимости наказания» пришли к выводу, что процесс внутреннего контроля  — это способ привлечения к ответственности работников для достижения достоверности данных о текущих результатах финансово-хозяйственной  деятельности   и,  следовательно,  заодно это средство обеспечения самоорганизации процесса внутреннего контроля, то смею вас заверить,  что это не так. Сам по себе факт неотвратимости  наказания за допущенные нарушения никоим  образом не  может  сформировать  систему  внутреннего   контроля   (совокупность процессов  внутреннего  контроля), а именно  она и только она обеспечивает достижение целей эффективного и результативного использования ресурсов организации, сохранности активов,  соблюдения требований  законодательства и представления достоверной  отчетности. Почему так происходит? Предлагаю совместно найти ответ на данный вопрос.

       Под термином «самоорганизация» общепринято понимают  целенаправленный процесс,  в ходе которого  создается,  воспроизводится или совершенствуется организация сложной динамической системы. При этом под термином  «динамическая система» подразумевается система, которая под действием внешних и внутренних сил изменяет во времени свое состояние. Другими словами, существует некая совокупность  процессов, которая  под воздействием  внешних  и внутренних сил самостоятельно изменяет  либо внутреннюю  организацию процессов, либо их количество. Важнейшим свойством динамических систем считается их устойчивость, то есть сохранение системой базовой структуры и основных выполняемых функций в течение определенного времени и при относительно небольших и разнообразных внешних воздействиях и внутренних возмущениях. Следовательно, самоорганизация динамической системы стремится к сохранению своих свойств. Таким образом,  самоорганизация совокупности процессов внутри организации будет реагировать на внедряемый процесс внутреннего контроля как на внутреннее или внешнее возмущение одним способом — кратковременным изменением организации процессов с последующим  их восстановлением. То есть для самоорганизации процесса внутреннего контроля данный процесс изначально должен  быть составляющей динамической системы. В ином  случае любые попытки внедрения процесса внутреннего контроля будут восприниматься динамической системой  как фактор  внешнего  или внутреннего  возмущения и вызывать противодействие.

     На  практике  это  выглядит  следующим  образом:  при  введении в действие  нормативных актов,  которые  существенно  меняют  условия бизнес-процессов в организации, осуществление  финансово-хозяйственной деятельности  продолжается  без исполнения упомянутых нормативных актов. При этом в случае внешнего  воздействия (проверки исполнения нормативных актов, требования о представлении форм отчетности об исполнении положений нормативных актов и т.

п.) изменение внутренних  процессов  осуществления финансово-хозяйственной деятельности  не происходит. Напротив, в организациях  формируются новые  процессы  и функции для обеспечения устойчивости  системы в целом, например  создаются необходимые структурные подразделения (функций) для предоставления запрашиваемой  информации, но не влияющие  на процесс формирования информации и тем более на организацию других внутренних процессов.

         Исходя из изложенного, можно сделать два вывода.

       1. Отсутствие   процесса   внутреннего   контроля   как   базисного процесса для остальных функций динамической системы бизнес-процессов будет всегда приводить  к антагонизму  внедрения системы внутреннего  контроля.

       2. Любая   существующая    динамическая   система    бизнес-процессов  без наличия  в ней процесса  внутреннего  контроля не может самостоятельно сформировать систему внутреннего контроля.

       Очевидно,  что отсутствие в динамической системе бизнес-процессов процесса внутреннего контроля не обеспечивает достижения целей эффективного и результативного  использования ресурсов организации, сохранности активов, соблюдения  требований  законодательства и представления достоверной  отчетности. При этом, как было отмечено выше, внедрение процесса внутреннего контроля требует либо значительного воздействия  на существующую динамическую систему бизнес-процессов, которое, скорее всего, приведет к ее разрушению, либо интеграции внутреннего  контроля  в существующие процессы. Рассматривать ситуацию с разрушением действующей динамической  системы   бизнес-процессов  считаю   нецелесообразным, так как наличие  эффективности данного действия не означает достижения желаемого результата. Кроме  этого, практика  применения подобных мер демонстрирует  в историческом контексте  и вовсе негативные  последствия, например,  изменение производственного уклада хозяйствующих  субъектов в результате революции  приводит к разрушению  экономического базиса,  а изменение превалирующей экономической теории — к разорению  граждан и организаций.

    Следовательно, можно  сделать разумное  утверждение  о необходимости осуществления интеграции процесса внутреннего контроля в существующие динамические системы бизнес-процессов, что является наиболее оптимальным решением задачи по организации системы внутреннего  контроля. О том как это возможно сделать исходя из практического опыта и изложено в предлагаемой книге.

Положение о внутреннем контроле

Положение о внутреннем контроле за финансово-хозяйственной деятельностью Открытого акционерного общества «X»

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение определяет цели и задачи системы внутреннего контроля, принципы ее функционирования, а также органы Общества и лиц, ответственных за внутренний контроль.

1.2. Все изменения и дополнения в настоящее Положение вносятся по решению Совета директоров Общества.

2. Структура

2.1. Внутренний контроль — это непрерывно действующий процесс, встроенный в деятельность Общества и направленный на повышение эффективности процессов управления рисками, контроля и корпоративного управления наиболее оптимальным образом и с целью получения обоснованного и достаточного относительно достижения целей Общества подтверждения в следующих сферах:

  • эффективность и производительность деятельности, включая степень эффективности функционирования, получения прибыли и защиту активов;
  • надежность и достоверность финансовой отчетности;
  • соответствие применимому законодательству и нормам права, которые регулируют деятельность,

2.2. Система внутреннего контроля — это совокупность организационной структуры, контролирующих мер, процедур и методов внутреннего контроля, регламентированных внутренними документами, организованных и: осуществляемых в Обществе Советом директоров, руководством и другими сотрудниками на всех уровнях и по всем функциям.

2.3. Процедуры внутреннего контроля — это совокупность мер, осуществляемых Ревизионной комиссией Общества, Комитетом по аудиту Совета директоров Общества, Советов директоров Общества, Единоличным исполнительным органом Общества (Генеральным директором), а также иными подразделениями Общества, уполномоченными осуществлять внутренний контроль (далее—подразделения Общества), и направленных на выявление нарушений законодательства и внутренних документов Общества при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности, на оценку эффективности достижения Обществом поставленных целей, а также взаимодействия субъектов внутреннего контроля между собой в процессе реализации процедур внутреннего контроля.

2.4. Основной целью внутреннего контроля является получение уверенности в том, что Общество достигает поставленных целей деятельности наиболее эффективным способом.

2.5. Внутренний контроль призван обеспечить:

  • сохранность активов, экономичное и эффективное использование ресурсов Общества;
  • соблюдение требований действующего законодательства, внутренней политике, стандартов и процедур Общества;
  • выполнение бизнес-планов Общества;
  • полноту и достоверность бухгалтерской и финансовой отчетности, управленческой информации Общества;
  • выявление и анализ рисков в момент их возникновения в деятельности Общества;
  • планирование и управление рисками в деятельности Общества.

3. Принципы функционирования системы внутреннего контроля

3.1. Система внутреннего контроля в Обществе строится на следующих принципах:

  • постоянное функционирование системы внутреннего контроля;
  • подотчетность всех участников системы внутреннего контроля — качество выполненных контрольных функций каждым лицом контролируется другими участниками системы внутреннего контроля;
  • разделение обязанностей между работниками Общества;
  • надлежащее одобрение и утверждение всех финансово- хозяйственных операций уполномоченными лицами в пределах соответствующих полномочий;
  • обеспечение организационной обособленности подразделения Общества, осуществляющего ежедневный внутренний контроль и его функциональная подотчетность Совету директоров через Комитет по аудиту;
  • ответственность всех субъектов внутреннего контроля за надлежащее выполнение контрольных функций;
  • взаимодействие всех подразделений и служб Общества, осуществляющих контроль за финансово-хозяйственной деятельностью;
  • своевременность передачи сообщений о выявленных нарушениях и отклонениях в максимально короткие сроки.

4. Компоненты системы внутреннего контроля

4.1. Система внутреннего контроля включает следующие взаимосвязанные компоненты:

  • контрольная среда, включающая компетентность сотрудников компании, политику руководства, способ распределения руководством полномочий и ответственности, структуру организации и повышение квалификации сотрудников, а также руководство и управление со стороны Совета директоров;
  • оценка рисков — представляющая собой идентификацию и анализ соответствующих рисков при достижении определенных задач, связанных между собой на различных уровнях;
  • деятельность по контролю, обобщающая политику и процедуры, которые помогают гарантировать, что директивы руководства исполняются, и включающая ряд действий, таких как: выдача одобрений, подтверждений, проведение проверок, контроль текущей деятельности, гарантия безопасности активов и разделение полномочий;
  • деятельность по информационному обеспечению и обмену информацией, направленная на своевременное и эффективное выявление данных, их регистрацию и обмен ими, в целях формирования у всех субъектов внутреннего контроля понимания принятых в Обществе политики и процедур внутреннего контроля и обеспечения их исполнения;
  • мониторинг — процесс, включающий в себя функции управления и надзора, во время которого оценивается качество работы системы внутреннего контроля.

5. Органы и лица, ответственные за внутренний контроль

5.1. Внутренний контроль осуществляется Советом директоров Общества, Ревизионной комиссией, Комитетом по аудиту, Отделом внутреннего аудита, Единоличным исполнительным органом (Генеральным директором), а также другими сотрудниками Общества на всех уровнях, и при этом каждый несет ту или иную ответственность за внутренний контроль.

5.2. Функции, права и обязанности, ответственность участников внутреннего контроля за финансово-хозяйственной деятельностью предусмотрены организационно-распорядительными документами Общества. Данные документы, равно как и иные документы, затрагивающие вопросы внутреннего контроля, не могут противоречить настоящему Положению.

5.3. В целях обеспечения системного характера контроля за финансово-хозяйственной деятельностью Общества проведение процедур внутреннего контроля осуществляется уполномоченным подразделением Общества — Отделом внутреннего аудита, ответственным за внутренний контроль, во взаимодействии с другими органами и подразделениями Общества,

5.4. В функции Совета директоров входит:

  • определение направления и одобрения определенных операций и стратегий системы внутреннего контроля;
  • ежегодное сообщение на Годовом общем собрании акционеров Общества о результатах проведения анализа и оценки надежности и эффективности системы внутреннего контроля, основанного на данных регулярных отчетов Единоличного исполнительного органа, внутреннего и внешнего аудиторов, Ревизионной комиссии, информации из других источников и собственных наблюдениях по всем аспектам внутреннего контроля, включая: финансовый контроль, операционный контроль, контроль над соблюдением законодательства, контроль внутренних политик и процедур;
  • определение структуры и состава подразделения Общества, ответственного за внутренний контроль;
  • совершенствование процедур внутреннего контроля.

5.5. Ответственность за организацию контроля над достоверностью и полнотой финансовой отчетности, надежностью и эффективностью системы внутреннего контроля Общества лежит на Комитете по аудиту Совета директоров. Роль, цели, задачи, полномочия Комитета по аудиту отражены в Положении о Совете директоров Общества.

5.6. Ответственность за ее функционирование в соответствии с утвержденной Советом директоров политикой в области внутреннего контроля Общества возлагается на Единоличный исполнительный орган (Генерального директора), Единоличный исполнительный орган Общества внедряет процедуры системы внутреннего контроля и обеспечивает ее эффективное функционирование, своевременно информируя Совет директоров обо всех значительных рисках Общества, недостатках системы внутреннего контроля, о планах и мероприятиях по их устранению.

5.7.

Сотрудники (включая руководителей) подразделений любого уровня в пределах своей компетенции принимают непосредственное участие в детальной разработке стратегий и процедур по осуществлению контроля. В их обязанности входит справляться с нестандартными ситуациями и проблемами по мере их возникновения. О значительных вопросах или возникших по конкретной сделке рисках сотрудники докладывают вышестоящему руководству Общества.

5.8. Ответственность за осуществление регулярного контроля над исполнением процедур внутреннего контроля, а именно за соответствием финансово-хозяйственных операций Общества законодательству Российской Федерации и Уставу Общества, а также над полно той и достоверностью бухгалтерской и финансовой отчетности лежит на Отделе внутреннего аудита, роль, цели и задачи которого отражены в Положении об отделе внутреннего аудита,

5.9. Отдел внутреннего аудита Общества отчитывается перед Комитетом по аудиту Совета директоров о результатах внутреннего аудита. Отдел внутреннего аудита сообщает о выявленных нарушениях процедур внутреннего контроля за финансово-хозяйственной деятельностью Комитету по аудиту.

5.10. Отдел внутреннего аудита Общества функционально подчиняется Комитету по аудиту Совета директоров, а административно Единоличному исполнительному органу (Генеральному директору),

6. Процедуры и методы внутреннего контроля

6.1. Процедуры внутреннего контроля Общества включают:

  • определение взаимосвязанных и непротиворечащих целей и задач на различных уровнях управления Обществом;
  • выявление и анализ потенциальных и существующих оперативных, финансовых, стратегических и других рисков, которые могут помешать достижению целей деятельности Общества;
  • оценка существенных компонентов внутреннего контроля;
  • определение критериев и оценки эффективности системы внутреннего контроля за финансово-хозяйственной деятельностью;
  • определение критериев и оценки эффективности работы структурных подразделений, должностных лиц и иных сотрудников Общества;
  • рассмотрение финансовой и другой информации в сравнении с сопоставимой информацией за предыдущие периоды или с ожидаемыми результатами деятельности;
  • использование адекватных способов умета событий и операций;
  • проверку сохранности активов;
  • надлежащее документирование процедур внутреннего контроля;
  • регулярные оценки качества системы внутреннего контроля;
  • доведение до всех сотрудников Общества их обязанностей в сфере внутреннего контроля;
  • распределение ключевых обязанностей между сотрудниками Общества обязанностей по одобрению и утверждению, учету операций, выдаче, хранению и получению ресурсов, анализу и проверке операций;
  • осуществление операций только теми лицами, которые наделены соответствующими полномочиями;
  • иные процедуры, необходимые для достижения целей внутреннего контроля.

6.2. При проведении процедур внутреннего контроля применяются методы инспектирования, наблюдения, подтверждения, пересчета, а также иные методы, необходимые для осуществления процедур внутреннего контроля.

7. Заключительные положения

7.1. Настоящее положение о внутреннем контроле (далее — Положение) Открытого акционерного общества **Х» (далее — «Общество») разработано на основании действующего законодательства Российской Федерации, Устава ОАО «X» {далее — Общество), Положения о Совете директоров ОАО **Х», Положения об отделе внутреннего аудита ОАО «X».

7.2. В Положение могут вноситься дополнения и изменения по согласованию с Советом директором, утверждаемые приказом (распоряжением) руководителя.

7.3. Срок действия настоящего Положения неограничен.

Положение «О внутреннем контроле предприятия»

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение определяет цели и задачи, принципы, а также функции структурных подразделений и лиц, ответственных за ВК.

1.2. Система внутреннего контроля — совокупность системы органов управления и направлений ВК, обеспечивающая соблюдение порядка осуществления деятельности и достижения целей, установленных в разд. 2 настоящего Положения.

2. Система ВК создается в следующих целях:

2.1. Достоверность, полнота, объективность и своевременность составления и представления бухгалтерской, статистической и иной отчетности.

2.2. Соблюдение сотрудниками законодательства, нормативных правовых актов, стандартов саморегулируемых организаций, учредительных документов и иных локальных актов предприятия, в том числе исключение вовлечения сотрудников предприятия в противоправную деятельность.

2.3. Эффективность деятельности, включая экономичное использование ресурсов и обеспечение сохранности активов.

3. Система ВК предприятия строится на следующих принципах:

3.1. Разделение между сотрудниками обязанностей по созданию, приобретению, использованию, хранению, реализации и учету материальных ценностей.

3.2. Надлежащее одобрение и утверждение всех финансово-хозяйственных операций уполномоченными лицами в пределах соответствующих полномочий.

3.3. Обеспечение организационной обособленности службы ВК.

3.4. Ответственность всех субъектов ВК за надлежащий уровень контроля.

3.5. Своевременность передачи информации о выявленных нарушениях.

4. Органы управления, ответственные за ВК

4.1. В функции директора входят:

4.1.1. Распределение обязанностей между подразделениями и сотрудниками, отвечающими за конкретные направления (формы, способы осуществления) ВК.

4.1.2. Определение структуры и состава СВК.

4.1.3. Принятие мер, обеспечивающих оперативное выполнение рекомендаций и замечаний СВК и аудиторской организации, проводящей аудит.

4.1.4. Утверждение плана проверок, подготовленного СВК.

4.1.5. Выдача СВК отдельных заданий по проведению проверок финансово-хозяйственной деятельности с установлением сроков их выполнения.

4.2. Ответственность за осуществление регулярного контроля над исполнением процедур ВК лежит на службе ВК, которая осуществляет свои функции в соответствии с Положением о СВК.

4.3. Сотрудники подразделений любого уровня в пределах своей компетенции принимают непосредственное участие в разработке процедур по осуществлению ВК. О значительных вопросах или возникших нехарактерно высоких рисках сотрудники докладывают вышестоящему руководству и СВК.

5. Процедуры ВК включают:

5.1. Выявление и оценку потенциальных и существующих рисков, которые могут негативно повлиять на деятельность предприятия.

5.2. Определение критериев оценки эффективности работы структурных подразделений, их руководителей и сотрудников.

5.3. Установление надежных средств коммуникации и связи для обеспечения эффективного взаимодействия структурных подразделений и сотрудников предприятия.

5.4. Доведение до всех сотрудников их обязанностей в сфере ВК.

5.5. Использование адекватных способов учета событий и операций.

5.6. Проверку сохранности имущества и документации.

5.7.

Организацию системы сбора, обработки и передачи информации, в том числе формирования отчетов и сообщений, содержащих операционную, финансовую и другую информацию о деятельности предприятия.

5.8. Надлежащее документирование процедур ВК.

5.9. Разграничение доступа руководителей и иных сотрудников к определенным ресурсам и информации, установление ответственности за несанкционированный доступ.

5.10. Определение критериев и оценки качества системы ВК.

6. Заключительные положения

6.1. Настоящее Положение утверждается директором предприятия; все изменения и дополнения, вносимые в Положение, утверждаются приказом.

6.2. В случае изменения действующего законодательства РФ, внесения изменений в Устав предприятия до приведения Положения в соответствие с такими изменениями Положение применяется в части, не противоречащей действующему законодательству и Уставу предприятия.

Источник — "Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2012, № 21

        Положение о внутреннем финансовом контроле в

МБОУ ООШ № 110  г.

Челябинска

1. Общие положения

1.1. Настоящее положение о внутреннем финансовом контроле разработано в соответствии с законодательством РФ и Уставом МБОУ ООШ № 110, устанавливает единые цели, правила и принципы проведения внутреннего финансового контроля.
1.2. Внутренний финансовый контроль направлен на создание системы соблюдения законодательства РФ в сфере финансовой деятельности, внутренних процедур составления и исполнения бюджета (плана), повышение качества составления и достоверности бухгалтерской отчетности и ведения бухгалтерского учета, а также на повышение результативности использования средств бюджета.
1.3. Основной целью внутреннего финансового контроля является подтверждение достоверности бухгалтерского учета и отчетности учреждения, соблюдение действующего законодательства РФ, регулирующего порядок осуществления финансово-хозяйственной деятельности. Система внутреннего контроля призвана обеспечить:
— точность и полноту документации бухгалтерского учета;
— своевременность подготовки достоверной бухгалтерской отчетности;
— предотвращение ошибок и искажений;
— исполнение приказов и распоряжений руководителя учреждения;
— выполнение планов финансово-хозяйственной деятельности учреждения;
— сохранность имущества учреждения.
1.4. Основными задачами внутреннего контроля являются:
— установление соответствия проводимых финансовых операций в части финансово-хозяйственной деятельности и их отражение в бухгалтерском учете и отчетности требованиям нормативных правовых актов;
— установление соответствия осуществляемых операций регламентам, полномочиям сотрудников;
— соблюдение установленных технологических процессов и операций при осуществлении функциональной деятельности;

1.5. Внутренний контроль в учреждении основываются на следующих принципах:
— принцип законности — неуклонное и точное соблюдение всеми субъектами внутреннего контроля норм и правил, установленных нормативными законодательством РФ;
— принцип независимости — субъекты внутреннего контроля при выполнении своих функциональных обязанностей независимы от объектов внутреннего контроля;
— принцип объективности — внутренний контроль осуществляется с использованием фактических документальных данных в порядке, установленном законодательством РФ, путем применения методов, обеспечивающих получение полной и достоверной информации;
— принцип ответственности — каждый субъект внутреннего контроля за ненадлежащее выполнение контрольных функций несет ответственность в соответствии с законодательством РФ;
— принцип системности — проведение контрольных мероприятий всех сторон деятельности объекта внутреннего контроля и его взаимосвязей в структуре управления.

2. Организация внутреннего финансового контроля

2.1. Внутренний финансовый контроль в учреждении осуществляется в следующих формах:
предварительный контроль. Он осуществляется до начала совершения хозяйственной операции. Позволяет определить, насколько целесообразной и правомерной будет та или иная операция. Предварительный контроль осуществляет руководитель учреждения, его заместители, главный бухгалтер и юрист;
— текущий контроль. Это проведение повседневного анализа соблюдения процедур исполнения бюджета (плана), ведения бухгалтерского учета, осуществление мониторингов расходования целевых средств по назначению, оценка эффективности и результативности их расходования. Ведение текущего контроля осуществляется на постоянной основе специалистами бухгалтерии Управления;
последующий контроль. Он проводится по итогам совершения хозяйственных операций. Осуществляется путем анализа и проверки бухгалтерской документации и отчетности, проведения инвентаризаций и иных необходимых процедур

      Система контроля состояния бухгалтерского учета включает в себя надзор и проверку:
— соблюдения требований законодательства РФ, регулирующего порядок осуществления финансово-хозяйственной деятельности;
— точности и полноты составления документов и регистров бухгалтерского учета;
— предотвращения возможных ошибок и искажений в учете и отчетности;
— исполнения приказов и распоряжений руководства;
— контроля за сохранностью финансовых и нефинансовых активов учреждения.
2.2. Последующий контроль осуществляется путем проведения как плановых, так и внеплановых проверок. Плановые проверки проводятся с определенной периодичностью, утверждаемой приказом руководителя учреждения, а также перед составлением бухгалтерской отчетности.
Основными объектами плановой проверки являются:
— соблюдение законодательства РФ, регулирующего порядок ведения бухгалтерского учета и норм учетной политики;
— правильность и своевременность отражения всех хозяйственных операций в бухгалтерском учете;
— полнота и правильность документального оформления операций;
— своевременность и полнота проведения инвентаризаций;
— достоверность отчетности.
В ходе проведения внеплановой проверки осуществляется контроль по вопросам, в отношении которых есть информация о возможных нарушениях.
2.3. Лица, ответственные за проведение проверки, осуществляют анализ выявленных нарушений, определяют их причины и разрабатывают предложения для принятия мер по их устранению и недопущению в дальнейшем.
По результатам проведения предварительного и текущего контроля проводятся мероприятия по устранению недостатков и нарушений, если таковые были выявлены.
2.4. Результаты проведения последующего контроля оформляются в виде акта, подписанного всеми членами комиссии, который направляется  руководителю Управления. Акт проверки должен включать в себя следующие сведения:
— программа проверки (утверждается руководителем учреждения);
— характер и состояние систем бухгалтерского учета и отчетности,
— виды, методы и приемы, применяемые в процессе проведения контрольных мероприятий;
— анализ соблюдения законодательства РФ, регламентирующего порядок осуществления финансово-хозяйственной деятельности;
— выводы о результатах проведения контроля;
— описание принятых мер и перечень мероприятий по устранению недостатков и нарушений, выявленных в ходе последующего контроля, рекомендации по недопущению возможных ошибок.
Работники Управления, допустившие недостатки, искажения и нарушения, в письменной форме представляют руководителю Управления объяснения по вопросам, относящимся к результатам проведения контроля.
25. По результатам проведения проверки главным бухгалтером  (или лицом уполномоченным руководителем) разрабатывается план мероприятий по устранению выявленных недостатков и нарушений с указанием сроков и ответственных лиц.
По истечении установленного срока главный бухгалтер незамедлительно информирует руководителя учреждения о выполнении мероприятий или их неисполнении с указанием причин.

3. Субъекты внутреннего контроля

3.1. В систему субъектов внутреннего контроля входят:
— Директор  МБОУ ООШ № 110
— комиссия по инвентаризации имущества и обязательств;

— комиссия по поступлению и списанию объектов нефинансовых активов;
-работники учреждения на всех уровнях.

3.2.

Разграничение полномочий и ответственности органов, задействованных в функционировании системы внутреннего контроля, определяется внутренними документами учреждения  и должностными инструкциями работников.

4. Ответственность

4.1. Субъекты внутреннего контроля в рамках их компетенции и в соответствии со своими функциональными обязанностями несут ответственность за разработку, документирование, внедрение, мониторинг и развитие внутреннего контроля во вверенных им сферах деятельности.
4.2.

Ответственность за организацию и функционирование системы внутреннего контроля возлагается на главного бухгалтера.
4.3. Лица, допустившие недостатки, искажения и нарушения, несут дисциплинарную ответственность в соответствии с требованиями ТК РФ.

6. Заключительные положения

6.1. Все изменения и дополнения к настоящему положению утверждаются Директором МБОУ ООШ № 110

6.2. Если в результате изменения действующего законодательства РФ отдельные статьи настоящего положения вступят с ним в противоречие, они утрачивают силу, преимущественную силу имеют положения действующего законодательства РФ.

 

Главный бухгалтер                                                                          Т.А.

Азанова

Национальный фонд подготовки кадров. Проекты в сфере информатизации образования.
Курс подготовлен по технологии «Веб-Конструктор для образования».