Подотчет на карту

Оформляем подотчетные деньги правильно

Выдать подотчетные деньги сотруднику организации можно тремя способами:

  • из кассы наличными деньгами;
  • через дебетовую карту, выданную ТОУФК для наличных расчетов;
  • через личную банковскую карту сотрудника.

Причем важно соблюдать целевое назначение подотчетных денежных средств: затраты на хозяйственные нужды учреждения, командировочные или представительские расходы.

Выдать подотчет на карту или наличными можно только сотруднику организации, с которым заключен трудовой и гражданско-правовой договор. Сроки, максимальная сумма и отчетный период должны быть установлены отдельным приказом руководителя.

Порядок оформления подотчета на карту сотрудника с расчетного счета:

  1. Сотрудник готовит письменное заявление, в котором указывает сумму, целевое назначение, обоснование и срок подотчета. Готовое обращение передаем руководителю.
  2. Работодатель принимает решение по предоставленному заявлению. Решение оформляется отдельным распоряжением (приказом) либо визируется заявление.
  3. Бухгалтер на основании приказа или завизированного заявления готовит платежное поручение на выдачу в подотчет на карту работника и направляет его в банк.

За полученные деньги работник должен отчитаться в установленный срок, предоставив ответственному бухгалтеру заполненный авансовый отчет и подтверждающие документы.

Заполняем платежное поручение на подотчет

Пошаговая инструкция заполнения платежного поручения наглядно представлена в статье «Образец заполнения платежного поручения в 2018 году».

Рассмотрим, как заполнить платежку в подотчет на конкретном примере.

Секретарь ГБОУ ДОД ДЮСШОР «АЛЛЮР» Печатина И.А. написала заявление на выдачу подотчетных денег на приобретение канцелярских товаров (5000,0 рублей) и оплату интернет-услуг (1500,0 рублей). На основании приказа руководителя бухгалтер составил платежные поручения.

Обратите внимание, что при формировании платежки в учреждении бюджетной сферы порядок заполнения поля 24 «Назначение платежа» несколько отличается от общепринятых правил. То есть бюджетники обязаны в поле указывать расходный код бюджетной классификации.

Образец заполнения №1 — деньги на канцелярские товары

Проводка: Дебет 0 208 34 560 Кредит 0 201 11 610.

Скачать

Образец заполнения № 2 — деньги на оплату интернет-услуг

Проводка: Дебет 0 208 21 560 Кредит 0 201 11 610.

Скачать

Чем грозят ошибки в платежках на подотчет

Перечисляя подотчетные суммы на карту сотрудника, назначение платежа заполняйте правильно, иначе у госучреждения возникнут проблемы:

  1. Ошибка в платежном поручении — достаточное основание для банковской или финансовой организации, чтобы отменить платеж. Несвоевременное перечисление подотчетных сумм может стать причиной срыва служебной командировки или иных нарушений.
  2. Неверно составленная платежка — это основание для налоговиков, чтобы выписать штраф. Почему? Некоторые сотрудники ФНС квалифицируют подотчет, перечисленный на карту, как заработную плату и требуют выплаченные деньги подвергать налогообложению (НДФЛ и страховые взносы).

Министерство финансов России с претензиями налоговиков кардинально не согласно, свою позицию чиновники представили в письме от 08.04.2010 № 03-04-06/3-65. Однако, убедить налогового инспектора в правильности учета проще с правильно оформленными документами.

.

Перечисление подотчетных сумм на пластиковые карты

Если еще два-три года назад операции по выдаче заработной платы работнику через банковскую карту встречались нечасто, то теперь ими никого не удивишь. Более того, многие работодатели и работники считают такую форму выплаты зарплаты наиболее удобной. Вместе с тем на сегодняшний день все более распространенными становятся операции по выдаче с использованием банковских карт подотчетных сумм на командировочные, хозяйственные и иные расходы. При этом учреждения перечисляют денежные средства или на те же "зарплатные" карты, или на отдельно открытые. О том, правомерно ли использовать для выдачи зарплаты и подотчетных сумм одну карту, как осуществлять обеспечение наличными деньгами с использованием карт учреждений, лицевые счета которых открыты в органах ОФК, а также каков порядок отражения в бухгалтерском учете операций по перечислению подотчетных сумм на карту и их расходованию, читайте в данной статье.

Возможность перечисления подотчетных сумм на пластиковые карты

Сначала поговорим о возможности перечисления подотчетных сумм на пластиковые карты, поскольку позиция специалистов по этому поводу определенное время была неоднозначной.

Так, в Письме от 18.12.2006 N 36-3/2408 Банк России приходит к выводу о неправомерности выдачи организациями денежных средств под отчет своим сотрудникам путем перечисления на банковские счета, открытые ими для совершения операций с банковскими картами. Свою позицию он обосновал следующим: нормативными актами Банка России не предусмотрена выдача денежных средств организацией под отчет своим сотрудникам путем безналичного перечисления средств на их банковские счета для совершения операций, связанных с хозяйственной деятельностью организации. Согласно п. п. 10, 11 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного Решением Совета директоров ЦБ РФ от 22.09.1993 N 40, выдача организациями наличных денег под отчет своим работникам для совершения указанных расходов производится наличными деньгами.

В более позднем Письме ЦБ РФ от 24.12.2008 N 14-27/513 разъяснено, что в соответствии с п. 2.3 Положения N 266-П <1> клиент — физическое лицо может использовать банковскую карту в целях:

  • получения наличных денежных средств в валюте РФ или иностранной валюте на территории РФ;
  • получения наличных денежных средств в иностранной валюте за пределами территории РФ;
  • оплаты товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) в валюте РФ на территории РФ, а также в иностранной валюте — за пределами территории РФ;
  • совершения иных операций в валюте РФ, в отношении которых законодательством РФ не установлен запрет (ограничение) на их совершение;
  • совершения иных операций в иностранной валюте с соблюдением требований валютного законодательства РФ.

<1> Положение ЦБ РФ от 24.12.2004 N 266-П "Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт".

В связи с этим ограничения по перечню операций, совершаемых физическими лицами с использованием банковских карт, связаны с наличием ограничений, предусмотренных законодательством РФ. При этом Банк России уточняет, что согласно ст. 168 ТК РФ порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом.

Таким образом, по мнению Банка России, вопрос о допустимости возмещения расходов, связанных со служебными командировками, путем их перечисления на банковские счета работников — физических лиц, открытые для совершения операций с использованием банковских карт, находится в плоскости применения трудового законодательства. То есть если в коллективном договоре, локальном акте по учреждению закреплена возможность выплаты на банковские карты сотрудников подотчетных сумм, в частности на командировки, то совершение таких операций допустимо.

Возникает вопрос: можно ли подотчетные суммы перечислить на зарплатную карту работника? На этот счет есть судебное решение, на основании которого можно дать положительный ответ на поставленный вопрос. Речь идет о Постановлении ФАС СЗО от 11.02.2008 по делу N А52-174/2007.

Как следует из материалов дела, в ходе выездной проверки налоговые органы приняли решение о доначислении НДФЛ на суммы, перечисляемые работодателем на "зарплатную" банковскую карту работника и не включенные в налогооблагаемую базу, квалифицировав их как заработную плату.

Материалами дела данного судебного разбирательства подтверждается, что приказом директора учреждения от 14.02.2003 N 10 "О выдаче денежных средств под отчет" разрешалось в связи с производственной необходимостью выдавать работникам денежные средства для хозяйственных нужд в подотчет из кассы, с расчетного счета на банковскую карточку подотчетного лица либо наличными денежными средствами.

Учреждением в обоснование того, что эти средства не являлись зарплатой, были представлены платежные поручения на перечисление денежных средств на счет работника, в которых отсутствует указание на перечисление этих средств в качестве заработной платы, а также авансовые отчеты, товарные накладные на приобретение материалов и товаров, контрольно-кассовые чеки, квитанции к приходным ордерам, выданные продавцом, банковское письмо.

Операции по выданным под отчет суммам за проверяемый период были полностью отражены в журналах-ордерах, что также установлено судом и не оспаривается ответчиком.

Суды, исследовав и оценив в соответствии со ст. 71 АПК РФ представленные в материалах дела документы, пришли к выводу об отсутствии у налогового органа достаточных оснований для признания сумм, выданных работнику, его заработной платой. Следовательно, решение налогового органа о доначислении НДФЛ неправомерно.

На основании вышеизложенного учреждение вправе перечислить на "зарплатную" карту работника подотчетные суммы, если такая форма выплаты закреплена в коллективном договоре, ином локальном нормативном акте учреждения и если указанное условие предусмотрено договором между банком и юридическим (физическим) лицом.

Обеспечение наличными деньгами с использованием карт получателей средств бюджетов, неучастников бюджетного процесса и уполномоченных подразделений

Разделом V Правил обеспечения наличными деньгами организаций, лицевые счета которым открыты в территориальных ОФК, утвержденных Приказом Минфина России от 31.12.2010 N 199н (далее — Правила N 199н), установлены особенности осуществления операций по обеспечению наличными деньгами получателей средств бюджета, неучастников бюджетного процесса (далее — учреждения) и уполномоченных подразделений с использованием карт.

Напомним, что получателями бюджетных средств являются казенные и бюджетные учреждения, в отношении которых не принято решение о предоставлении субсидий из соответствующего бюджета (п.

1 ст. 152, ст. 6 БК РФ). К неучастникам бюджетного процесса относятся бюджетные учреждения — получатели субсидий, а также автономные учреждения, поскольку в соответствии с Бюджетным кодексом они не признаются получателями бюджетных средств. Однако все названные учреждения вправе открывать счета в территориальных ОФК.

Выдача карт учреждению. Предоставление территориальным ОФК карт в необходимом количестве (на каждое учреждение) персонифицировано на каждого уполномоченного на получение карты работника учреждения (уполномоченного подразделения). Проведение и учет операций на счете N 40116 с использованием карт осуществляются кредитными организациями в соответствии с законодательством РФ. Учреждение осуществляет операции по получению (внесению) наличных денег с использованием карт в соответствии с договором банковского счета (далее — договор) и требованиями Положения N 266-П через банкомат или пункт выдачи наличных денежных средств кредитной организации, выдавшей карты. Операции по получению наличных денег с использованием карт осуществляются в пределах остатка денежных средств на карте в соответствии с условиями договора (п. 36 Правил N 199н).

Согласно п. 37 Правил N 199н для получения карт учреждение представляет в ОФК Заявление на получение карт по форме согласно Приложению 6 к Правилам N 199н (код формы по КФД 0531842) (далее — заявление) на себя, а также отдельно на каждое созданное им уполномоченное подразделение. На заявлении ОФК делают отметку о согласии на получение карт, после чего оно направляется в кредитную организацию по месту открытия соответствующего счета N 40116. На основании данного заявления кредитная организация обеспечивает изготовление карт в соответствии с условиями договора.

В день доставки в соответствующее подразделение кредитной организации изготовленных карт и конвертов, содержащих ПИН-коды к ним, кредитная организация по условиям договора уведомляет ОФК о готовности выдать карты. Работник ОФК, уполномоченный на их получение, получает в кредитной организации изготовленные карты (п. 38 Правил N 199н).

ОФК выдает карты работнику учреждения (уполномоченного подразделения), уполномоченному на их получение.

Вместе с картой работнику выдается конверт с ПИН-кодом под расписку в журнале регистрации карт (п. 39 Правил N 199н).

Возврат карт в кредитную организацию. Учреждение обязано возвращать ОФК карты для последующего их возврата в кредитную организацию по заявлению в произвольной форме, в котором указываются причина возврата, номера карт, подлежащих возврату. Карты возвращаются в случае:

  • закрытия лицевых счетов, открытых учреждению в ОФК;
  • изменения наименования учреждения. Но при изменении наименования учреждения, не связанном с его реорганизацией, замены карты не требуется;
  • повреждения карты;
  • истечения срока действия карты;
  • утраты ПИН-кода;
  • смены уполномоченного работника учреждения;
  • закрытия или изменения номера счета, открытого ОФК в банке;
  • по требованию ОФК;
  • в случаях, предусмотренных договором.

Обратите внимание! В случае утери ПИН-кода и (или) карты учреждение обязано незамедлительно сообщить в кредитную организацию об этом факте и необходимости блокировки операций по данной карте, а также не позднее первого рабочего дня, следующего за днем выявления утраты карты, сообщить об этом в ОФК (п. 40 Правил N 199н).

Зачисление денег на карту. Не позднее дня, следующего за днем подтверждения учреждением банка проведения операции по списанию средств с соответствующих счетов ОФК на соответствующий счет N 40116 для обеспечения наличными деньгами учреждений с использованием карт, ОФК формирует и направляет в электронном виде в кредитную организацию по месту открытия соответствующего счета N 40116 Расшифровку суммы средств, перечисленных на счет ОФК N 40116 по картам (по форме согласно Приложению 8 к Правилам N 199н (код формы по КФД 0531845)), в соответствии с условиями договора (п. 41 Правил N 199н).

Работник учреждения, уполномоченный на получение карт, может самостоятельно внести наличные денежные средства с использованием карты через банкомат или пункт выдачи наличных денежных средств кредитной организации, выдавшей карты, в соответствии с условиями договора без взимания комиссии. В этом случае не позднее следующего рабочего дня после внесения средств учреждение представляет в ОФК Расшифровку сумм неиспользованных (внесенных через банкомат или пункт выдачи наличных денежных средств) средств по форме согласно Приложению 9 к Правилам N 199н (код формы по КФД 0531846) (далее — Расшифровка), подписанную руководителем и главным бухгалтером (уполномоченными руководителем лицами) (п. п. 42, 43 Правил N 199н).

Завершение операций по картам, неиспользованные остатки. При завершении ОФК операций в текущем финансовом году Расшифровка представляется учреждением не позднее чем за два рабочих дня до окончания текущего финансового года. При этом в поле "Вид операции" указывается "неиспользованные". При внесении наличных средств в последний рабочий день финансового года Расшифровка представляется в первой половине дня.

Согласно п. 45 Правил N 199н в случае полного или частичного неиспользования учреждением, уполномоченным подразделением перечисленных на карты средств в течение 20 календарных дней со дня перечисления, не считая дня перечисления, оно обязано представить в ОФК Расшифровку для возврата невостребованной суммы со счета N 40116 на соответствующие счета ОФК (в соответствии с ранее представленной учреждением Заявкой (ф. 0531844)). На основании полученной Расшифровки ОФК оформляет платежное поручение на перечисление невостребованной суммы (суммы внесенных наличных денежных средств) с соответствующего счета N 40116 на соответствующий счет ОФК и передает платежное поручение в кредитную организацию.

Это поручение является основанием для отражения операций по списанию средств с соответствующего счета N 40116, а также операции по зачислению средств на соответствующий счет ОФК. На основании информации, указанной в расшифровках, ОФК формирует по каждой карте справку и отражает на соответствующем лицевом счете учреждения операции по восстановлению кассовых выплат (поступлению средств). Справка составляется в трех экземплярах:

  • первый помещается в документы операционного дня ОФК к соответствующему счету N 40116;
  • второй — в документы операционного дня ОФК к выписке из соответствующего лицевого счета;
  • третий — к выписке из соответствующего лицевого счета, представляемой ОФК учреждению.

Отражение в бухгалтерском учете операций по перечислению подотчетных сумм на банковскую карту

В соответствии с п. 84 Инструкции N 162н <2>, п. 105 Инструкции 174н <3> и п. 108 Инструкции 183н <4> перечисление подотчетных сумм на банковскую карту отражается в бухгалтерском учете следующими бухгалтерскими записями:

У получателей бюджетных
средств
У бюджетных учреждений —
получателей субсидий
У автономных учреждений
Дебет Кредит Дебет Кредит Дебет Кредит
0 208 xx 560
<*>
0 304 05 xxx
<**>
0 201 11 610
0 201 21 610
0 208 xx 560
<*>
0 201 11 610
0 201 27 610
0 208 xx 000
<*>
0 201 11 000
0 201 27 000

<*> По соответствующим счетам аналитического учета.
<**> По соответствующим кодам КОСГУ.
<2> Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н.
<3> Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н.
<4> Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н.

Пример 1. Казенное учреждение зачислило бюджетные средства (5000 руб.) с лицевого счета, открытого в ОФК, на банковскую карту командированного сотрудника для оплаты проживания в гостинице. Приехав на место командировки, сотрудник снял через терминал наличные денежные средства и оплатил услуги по проживанию. Фактическая стоимость услуг гостиницы составила 4750 руб. Остаток неизрасходованных средств (250 руб.) работник вернул на карточку путем внесения наличных денежных средств также через терминал.

Операции в бюджетном учете будут отражены следующим образом:

Содержание операции Дебет Кредит Сумма,
руб.
Зачислены на карту денежные средства
с лицевого счета, открытого в ОФК
1 208 26 560 1 304 05 226 5000
Отражены расходы на оплату услуг по
проживанию на основании авансового
отчета и приложенных к нему счета за
проживание, кассового чека, а также
терминального чека о снятии денежных
средств с карточки
1 401 20 226 1 208 26 660 4750
Отражено восстановление кассовых
выплат на основании Расшифровки
(ф. 0531846) (неиспользованных сумм,
внесенных через банкомат)
1 304 05 226 1 208 26 560 250

Пример 2. Со счета, открытого автономным учреждением в кредитной организации, списаны внебюджетные средства (3000 руб.) для зачисления на банковскую карту работника в целях обеспечения его денежными средствами для оплаты канцелярских товаров. Работник оплатил банковской картой канцелярские товары на сумму 2500 руб. Неизрасходованная сумма осталась на карте.

Данные операции будут отражены в бухгалтерском учете следующим образом:

Содержание операции Дебет Кредит Сумма,
руб.
Зачислены на карту денежные
средства с расчетного счета,
открытого в банке
2 208 26 000 2 201 21 000 3000
Отражены расходы на приобретение
канцелярских товаров на основании
авансового отчета и приложенных к
нему кассового чека и чека о снятии
денежных средств с карточки
2 105 36 000 2 208 26 000 2500

Л.Ларцева

Эксперт журнала

"Бюджетные учреждения образования:

бухгалтерский учет и налогообложение"

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *