Платежный агент

Быстрая навигация:Каталог статейИные вопросы О платежных агентах замолвите слово… (Гордеева С.Н.)

О платежных агентах замолвите слово… (Гордеева С.Н.)

Дата размещения статьи: 15.08.2012

В редакцию журнала приходят письма от читателей с просьбами дать комментарий на тот или иной спорный вопрос. Сегодня в центре внимания ответы на наиболее часто задаваемые вопросы о платежных агентах, в роли которых могут выступать операторы связи, принимающие платежи от населения различными способами: начиная от розничных точек продаж, использования терминалов и заканчивая переводом средств со счета абонента на счета организаций, за услуги которых принимается платеж. В статье приводятся ответы уполномоченных органов (Минфина, Банка России) и судей.

Вопрос: Вправе ли компания, являясь оператором по приему платежей, заключать договоры с физическими лицами на прием денежных средств в счет уплаты налогов, сборов, соответствующих пеней и штрафов?

Действующее законодательство предусматривает уплату налогов и сборов в наличной или безналичной форме (п. 4 ст. 58 НК РФ). Как правило, кредитные организации исполняют поручения налогоплательщиков (плательщиков сборов, налоговых агентов) на перечисление денежных средств в счет уплаты налогов, сборов, соответствующих пеней и штрафов в бюджетную систему РФ (ст. 60 НК РФ). При этом плата за обслуживание по указанным операциям не взимается.
Физические лица — налогоплательщики (плательщики сборов, налоговые агенты) могут уплачивать налоги, сборы, соответствующие пени и штрафы через кассу местной администрации, организацию федеральной почтовой связи при отсутствии банка. Налоговым кодексом не предусмотрена уплата налогов, сборов, соответствующих пеней и штрафов через платежных агентов (операторов по приему платежей), действующих согласно Федеральному закону от 03.06.2009 N 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами».
Исходя из этой позиции, изложенной в Письме Минфина России от 05.04.2012 N 03-02-07/1-84, оператор по приему платежей не имеет права не только взимать с клиентов плату за прием обязательных налоговых платежей в бюджеты различных уровней, но и осуществлять такие платежи от имени физических лиц — налогоплательщиков.

Вопрос: В чем разница между деятельностью оператора по приему платежей (платежного агента) и деятельностью банковского платежного агента (субагента)?

Деятельность названных лиц регулируется различными нормативными актами.

Оператор по приему платежей (платежный агент) руководствуется нормами Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами». Для банковского платежного агента приоритет имеют положения Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ «О национальной платежной системе». Если лицо совмещает деятельность платежного агента и банковского платежного агента (субагента), то ему нужно открыть отдельные специальные банковские счета по этим видам деятельности.

Перевод средств между счетами оператора по приему платежей (платежного агента) и банковского платежного агента (субагента) не соответствует законодательству о национальной платежной системе. Объясняется это тем, что на данные счета денежные средства зачисляются с иных специальных банковских счетов, не имеющих отношения к совмещению функций оператора по приему платежей (платежного агента) и банковского платежного агента.

К сведению. Кредитные организации не вправе выступать операторами по приему платежей или платежными субагентами, а также заключать договоры по приему платежей физических лиц с поставщиками или операторами по приему платежей. Они являются операторами по переводу денежных средств и оказывают данные услуги в соответствии с Федеральным закон N 161-ФЗ и нормативными актами Банка России.

Вопрос: Обязана ли кредитная организация сообщать об операциях по специальному банковскому счету платежного агента, совершаемых в нарушение требований Федерального закона N 103-ФЗ?

В названном Законе установлен исчерпывающий перечень операций, которые могут осуществляться по специальному банковскому счету платежного агента:
— зачисление принятых от физических лиц наличных денежных средств, а также списанных с другого банковского счета платежного агента денег;
— списание денежных средств на специальный банковский счет платежного агента или поставщика, а также денежных средств на банковские счета.
Проведение других операций по специальному банковскому счету платежного агента (оператора по приему платежей) не допускается. Нарушение этого запрета может стать основанием для признания кредитной организацией таких операций вызывающими подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Об этом банк вправе сообщить в финразведку, руководствуясь положениями Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Заметим, под действие этого Закона подпадают сами операторы по приему платежей. Они обязаны организовать внутренний контроль согласно установленным в подзаконных актах требованиям, так как отсутствие такого контроля и представление в финразведку недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, является основанием для привлечения к ответственности (ч.

2 ст. 15.27 КоАП РФ, Решение Нижегородского областного суда от 14.03.2012 N 7-157/12).

К сведению. Решения налоговиков о приостановлении операций по счетам могут быть применены ко всем банковским счетам нерадивого налогоплательщика, включая специальный банковский счет платежного агента (оператора по приему платежей).

Вопрос: Может ли платежный субагент перевести деньги непосредственно на счет поставщика, минуя специальный банковский счет оператора по приему платежей?

Федеральным законом N 103-ФЗ предусмотрено право оператора по приему платежей привлекать платежного субагента для приема платежей, если такое право установлено заключенным им с поставщиком договором. Также определена обязанность платежного субагента для приема платежей заключить с оператором по приему платежей договор, по условиям которого платежный субагент обязан осуществлять последующие расчеты с оператором по приему платежей. Таким образом, принятые платежным субагентом от плательщиков денежные средства должны быть перечислены с его специального банковского счета на специальный банковский счет оператора по приему платежей, с которым у данного платежного субагента заключен договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.

* * *

В завершение нужно отметить, что Банк России рекомендует «подшефным» кредитным организациям доводить до платежных агентов информацию о требованиях к порядку приема платежей физических лиц, а также о положениях «противолегализационного» законодательства. Банкам предписывается проводить мероприятия по выявлению случаев несоблюдения клиентами, осуществляющими деятельность по приему платежей, требований Федерального закона N 103-ФЗ.
Для достижения указанной цели банкам рекомендовано включать в договоры, заключаемые с платежными агентами, положения, предусматривающие обязанность последних предоставлять по запросам кредитных организаций документы и информацию. Плюс к этому банки будут требовать письменные пояснения, подтверждающие соответствие осуществляемых операций требованиям законодательства, регулирующего порядок приема платежей физических лиц.

Как видим, платежным агентам (операторам по приему платежей) придется не только хорошо изучить, но и соблюдать все установленные требования, чтобы работать в рамках закона.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
27 марта 2018 г.
Проект федерального закона № 424632-7 "О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации"

Цель законопроекта — закрепление в гражданском законодательстве некоторых положений, отталкиваясь от которых, российский законодатель мог бы осуществлять регулирование рынка существующих в информационно-телекоммуникационной сети новых объектов экономических отношений (в обиходе — «токены», «криптовалюта» и пр.), обеспечивать условия для совершения и исполнения сделок в цифровой среде, в том числе сделок, позволяющих предоставлять массивы сведений (информацию).

20 марта 2013 г.
Проект федерального закона № 419090-7 "Об альтернативных способах привлечения инвестирования (краудфандинге)"

Законопроектом регулируются отношения по привлечению инвестиций коммерческими организациями или индивидуальными предпринимателями с использованием информационных технологий, а также определяются правовые основы деятельности операторов инвестиционных платформ по организации розничного финансирования (краудфандинга). Деятельность по организации розничного финансирования (краудфандинга) заключается в оказании услуг по предоставлению участникам инвестиционной платформы доступа к ее информационным ресурсам. 

12 марта 2013 г.
Проект Федерального закона № 410960-7 "О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ"

Законопроект направлен на усиление ответственности за нарушения в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд. Анализ правоприменения свидетельствует о наличии определенных пробелов в законодательном регулировании ответственности за злоупотребления в сфере госзакупок со стороны лиц, представляющих интересы государственных или муниципальных заказчиков, а также лиц, исполняющих государственные или муниципальные контракты.

7 марта 2018 г.
Проект Федерального закона № 408171-7 ""Об особенностях участия социально ориентированных некоммерческих организаций в приватизации арендуемого государственного или муниципального недвижимого имущества и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ"

Целью данного законопроекта является предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям преференций при отчуждении из государственной собственности субъектов Российской Федерации или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого этими организациями.

1 марта 2018 г.
Проект Федерального закона № 403657-7 "О внесении изменений в статью 18.1 Федерального закона "О защите конкуренции"

Цель данного законопроекта — уточнение оснований для обжалования в антимонопольный орган нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, в том числе при проведении торгов.

Вносимые изменения позволят антимонопольному органу оперативно восстанавливать нарушенные права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, во внесудебном порядке.

В центре внимания:

Администрация муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области (место нахождения: 188643, Ленинградская обл., г. Всеволожск, Колтушское шоссе, 138, ОГРН 1064703000911, ИНН 4703083640; далее — администрация) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (место нахождения: 191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, 3, ОГРН 1089847323026, ИНН 7840396953; далее — управление, УФАС) от 19.01.2017 по делу N 64-03-221-РЗ/17 и вынесенного на основании этого решения предписания УФАС от 19.01.2017 по тому же делу.

Дата размещения статьи: 13.03.2018

подробнее>>

Развитие и правовое регулирование системы страхования вкладов на примере России и Чехии (Горош Ю.В., Швейгл Й.)

Дата размещения статьи: 15.01.2018

подробнее>>

Доплаты к стоимости построенной квартиры: споры сторон (Симич И.)

Дата размещения статьи: 15.11.2017

подробнее>>

Опасности, которые таит цифровизация (Москалева О.)

Дата размещения статьи: 15.11.2017

подробнее>>

Проблемы судебного доказывания таможенной стоимости товаров (Микулин А.)

Дата размещения статьи: 15.11.2017

подробнее>>

Бесплатная консультация юриста по телефонам:

  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 777-08-62 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

TerminalTech.ru / информация / О Субагентах.
Вики: Субагент
 — лицо, которому прямой агент перепоручил полностью или частично свои функции по определенному поручению, полученному им от своего принципала.

Платежный субагент
— это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заключившие с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц. Платежные агенты принимают наличные деньги у населения в пользу любых провайдеров, поставщиков услуг или гос учреждений и т.д. через терминалы приема платежей, Pos терминалы или другие специализированные средства и программы и далее перечисляют поставщику, удерживая или не удерживая некую комиссию.

Платежные субагенты бывают 4х типов: Прямые, "технические", присоединенные дистрибютором к системе по 4х стороннему договору и банковские.

1) Прямые
Субагент, заключивший прямой 3х сторонний договор с платежной системой и операторами приема платежей.

2) Технические
Субагент, не имеет никаких договоров или любых других юридических документов с платежной системой. Технический субагент является неким подразделением головного агента, последний в свою очередь выполняюет все обязательства взятые на себя за технического субагента перед платежной системой.

3) Присоединенные дистрибютором к платежной системе
Субагент, заключивший 4х сторонний договор между дистрибютором, платежной системой и операторами приема платежей.

Является отдельным — самостоятельным подразделением дистрибютора, последний в свою очередь получает некую комиссию (процент от оборота) за его привлечение и подключение к системе.

4) Банковский платежный агент/субагент
Юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, которые привлекаются банковским платежным агентом, являющимся юридическим лицом (кроме Индивидуальных Предпринимателей) в целях осуществления деятельности, предусмотренной  Федеральным законом № 161-ФЗ от 27 июня 2011 года «О национальной платежной системе»;

У каждой схемы работы есть свои плюсы и минусы. Об этом коротко будет в следующей статье.

Выдержка из ПОЛОЖЕНИЯ

о порядке и условиях взаимодействия ОАО «НДБ»

и его Банковских платежных агентов (субагентов)
ПАМЯТКА

для Банковского платежного агента

ОАО «НДБ» (далее – Банк либо оператор по переводу денежных средств) в соответствии с Федеральным законом № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» (далее – Закон о НПС), а также в соответствии с нормативно-правовыми актами Банка России настоящим письмом доводит до Вашего сведения информацию о правилах работы, которыми должны руководствоваться Банковские платежные агенты (далее – БПА) при осуществлении своей деятельности.

Общие положения о деятельности банковских платежных агентов

ОАО «НДБ», являясь в соответствии с Законом о НПС оператором по переводу денежных средств, вправе привлекать банковского платежного агента:

  1. для принятия от физического лица наличных денежных средств и (или) выдачи физическому лицу наличных денежных средств, в том числе с применением платежных терминалов и банкоматов;
  2. для предоставления клиентам электронных средств платежа и обеспечения возможности использования указанных электронных средств платежа в соответствии с условиями, установленными оператором по переводу денежных средств;
  3. для проведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма идентификации или упрощенной идентификации клиента — физического лица в целях осуществления перевода денежных средств без открытия банковского счета, в том числе электронных денежных средств, а также предоставления указанному клиенту — физическому лицу электронного средства платежа.

При осуществлении указанной деятельности банковский платежный агент обязан:

  1. Осуществлять вышеуказанную деятельность от имени Банка;
  2. Проводить в соответствии с требованиями законодательства РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма идентификацию клиента – физического лица, его представителя, выгодоприобретателя, бенефициарных владельцев в целях осуществления перевода денежных средств без открытия банковского счета, а также при предоставлении указанному клиенту — физическому лицу электронного средства платежа;
  3. Использовать специальный банковский счет для зачисления в полном объеме полученных от физических лиц наличных денежных средств;
  4. Подтверждать принятие (выдачу) наличных денежных средств путем выдачи кассового чека;
  5. Предоставлять физическим лицам информацию в соответствии с п.15 статьи 14 Законом о НПС;
  6. Применять платежные терминалы и банкоматы в соответствии с требованиями законодательства РФ о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов.

Касательно соблюдения Закона о противодействии легализации

Банковский платежный агент в соответствии с требованиями Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», при приеме от физических лиц наличных денежных средств или при предоставлении физическим лицам электронного средства платежа, проводит идентификацию клиента — физического лица, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца.

Идентификация – совокупность мероприятий по установлению определенных сведений о клиентах, их представителе, выгодоприобретателях, бенефициарных владельцах по подтверждению достоверности этих сведений с использованием оригиналов документов и (или) надлежащим образом, заверенным копиям.

Сведения необходимые для идентификации физического лица:

1. Фамилия, имя и (если иное не вытекает из закона или национального обычая) отчество.

2.

Дата и место рождения.

3. Гражданство.

4. Реквизиты документа, удостоверяющего личность: серия и номер документа, дата выдачи документа, наименование органа, выдавшего документ, и код подразделения (если имеется).

4.1. Для граждан Российской Федерации:

  • паспорт гражданина Российской Федерации;
  • свидетельство органов ЗАГС, органа исполнительной власти или органа местного самоуправления о рождении гражданина — для гражданина Российской Федерации, не достигшего 14 лет;
  • общегражданский заграничный паспорт;
  • паспорт моряка;
  • удостоверение личности военнослужащего или военный билет;
  • временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации, выдаваемое органом внутренних дел до оформления паспорта;
  • иные документы, признаваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации документами, удостоверяющими личность.

4.2. Для иностранных граждан:

4.3. Для лиц без гражданства, если они постоянно проживают на территории Российской Федерации:

  • вид на жительство в Российской Федерации

4.4. Для иных лиц без гражданства:

  • документ, выданный иностранным государством и признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства;
  • разрешение на временное проживание;
  • вид на жительство;
  • иные документы, предусмотренные федеральными законами или признаваемые в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документов, удостоверяющих личность лица без гражданства.

4.5. Для беженцев:

  • свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании лица беженцем, выданное дипломатическим или консульским учреждением Российской Федерации либо постом иммиграционного контроля или территориальным органом федеральной исполнительной власти по миграционной службе;
  • удостоверение беженца.

5. Данные миграционной карты: номер карты, дата начала срока пребывания и дата окончания срока пребывания; и данные документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации: серия (если имеется) и номер документа, дата начала срока действия права пребывания (проживания), дата окончания срока действия права пребывания (проживания).

В соответствии с законодательством Российской Федерации документами, подтверждающими право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, являются:

  • вид на жительство;
  • разрешение на временное проживание;
  • виза;
  • иной документ, подтверждающий в соответствии с законодательством Российской Федерации право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации.

6. Адрес места жительства (регистрации) или места пребывания.

7. Идентификационный номер налогоплательщика (если имеется).

8. Номера контактных телефонов и факсов (если имеются).

Все документы, позволяющие идентифицировать клиента, а также установить и идентифицировать представителя клиента, выгодоприобретателя и (или) бенефициарного владельца, представляются БПА Службе финансового мониторинга в срок, не превышающий двух рабочих дней. Документы должны быть действительны на дату их предъявления.

Если сумма денежных средств не превышает 15000 рублей либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 15000 рублей, Идентификация клиента — физического лица, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца, а также упрощенная идентификация клиента — физического лица не проводится:

  1. при приеме Банковским платежным агентом наличных денежных средств физического лица с целью перевода денежных средств без открытия банковского счета (в том числе электронных денежных средств) в пользу:
  • юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в целях оплаты реализуемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг, использования результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации,
  • органов государственной власти и органов местного самоуправления, учреждений, находящихся в их ведении, получающих денежные средства плательщика в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации.
  1. при предоставлении клиентом — физическим лицом Банковскому платежному агенту денежных средств в целях увеличения остатка электронных денежных средств.

Банковский платежный агент обязан проводить Идентификацию, а также упрощенную идентификацию клиента — физического лица независимо от суммы принятых наличных денежных средств в случаях если:

  • получателем переводимых денежных средств является физическое лицо,
  • получателем переводимых денежных средств является некоммерческая организация (кроме религиозных и благотворительных организаций, зарегистрированных в установленном порядке, товариществ собственников недвижимости (жилья), жилищных, жилищно-строительных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов, региональных операторов, созданных в организационно-правовой форме фонда в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации),
  • получателем переводимых денежных средств является организация, созданная за пределами территории Российской Федерации,
  • у работников БПА возникают подозрения, что указанная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма,
  • наличные денежные средства приняты для перевода денежных средств без открытия банковского счета (в том числе электронных денежных средств) в целях оплаты товаров (работ, услуг), включенных в перечень товаров (работ, услуг), определенный Правительством Российской Федерации, в оплату которых платежный агент не вправе принимать платежи физических лиц.

Касательно использования специального банковского счета:

При использовании специального банковского счета банковский платежный агент обязан учитывать, что по указанному счету можно осуществлять следующие операции:

  1. Зачисление принятых от физических лиц наличных денежных средств.
  2. Зачисление денежных средств, списанных с другого специального банковского счета банковского платежного агента (субагента).
  3. Списание денежных средств на банковские счета.

Осуществление иных операций по специальному банковскому счету не допускается.

Режим специального банковского счета, которым является счет № 40821, регулируется Федеральным законом от 27 июня 2011г. № 161-ФЗ «О национальной платежной системе».

Контроль за соблюдением банковскими платежными агентами и субагентами обязанностей по сдаче Банку полученных от физических лиц наличных денежных средств для зачисления на свой специальный банковский счет, а также по использованию указанного счета, осуществляется налоговыми органами РФ.

Касательно информации, которая должна быть указана на чеке, выдаваемом физическому лицу:

Контрольно-кассовая техника, применяемого банковскими платежными агентами, должна обеспечивать выдачу кассового чека, содержащего следующие обязательные реквизиты:

  1. Наименование документа — кассовый чек.

  2. Общая сумма принятых (выданных) денежных средств.
  3. Наименование операции банковского платежного агента.
  4. Размер вознаграждения, уплачиваемого физическим лицом в виде общей суммы, включающей в том числе вознаграждение банковского платежного агента в случае его взимания;
  5. Дата, время приема (выдачи) денежных средств;
  6. Номер кассового чека и контрольно-кассовой техники;
  7. Адрес места приема (выдачи) денежных средств;
  8. Наименование и место нахождения оператора по переводу денежных средств и банковского платежного агента, а также их идентификационные номера налогоплательщика;
  9. Номера телефонов оператора по переводу денежных средств, банковского платежного агента.

Все реквизиты, напечатанные на кассовом чеке, должны быть четкими и легко читаемыми в течение не менее шести месяцев. Применяемые банковским платежным агентом платежные терминалы или банкоматы должны обеспечивать печать на кассовом чеке своего номера и вышеуказанных реквизитов в некорректируемом виде, обеспечивающем идентичность информации, зарегистрированной на кассовом чеке, контрольной ленте и в фискальной памяти контрольно-кассовой техники.

Касательно требований к контрольно-кассовой технике, используемой БПА

Контрольно-кассовая техника, применяемая БПА, должна:

  1. быть зарегистрирована в налоговых органах по месту учета БПА в качестве налогоплательщика;
  2. быть исправна, опломбирована в установленном порядке;
  3. иметь фискальную память и эксплуатироваться в фискальном режиме.

Контрольно-кассовая техника в составе платежного терминала и банкомата помимо требований, установленных предыдущим абзацем, должна:

  1. быть установлена в составе каждого платежного терминала и банкомата внутри их корпусов, содержащих устройство для приема и (или) выдачи средств наличного платежа;
  2. быть зарегистрирована в налоговом органе по месту учета налогоплательщика с указанием адреса места ее установки в составе платежного терминала или банкомата;
  3. передавать в фискальном режиме в платежный терминал или банкомат фискальные данные, регистрируемые на кассовом чеке, электронном носителе контрольной ленты и в накопителе фискальной памяти.

В случае изменения адреса места установки платежного терминала или банкомата, банковский платежный агент обязан в день осуществления такого изменения направить соответствующее уведомление в налоговый орган с указанием нового адреса места установки контрольно-кассовой техники, входящей в состав платежного терминала или банкомата.

Касательно информации, которая должна быть доведена банковским платежным агентом до физического лица:

При привлечении банковского платежного агента в каждом месте осуществления операций банковского платежного агента до начала осуществления каждой операции физическим лицам должна предоставляться следующая информация:

  1. Адрес места осуществления операций банковского платежного агента;
  2. Наименование и место нахождения оператора по переводу денежных средств и банковского платежного агента, а также их идентификационные номера налогоплательщика;
  3. Номер лицензии оператора по переводу денежных средств на осуществление банковских операций;
  4. Реквизиты договора между оператором по переводу денежных средств и банковским платежным агентом;
  5. Размер вознаграждения, уплачиваемого физическим лицом в виде общей суммы, включающей в том числе вознаграждение банковского платежного агента в случае его взимания;
  6. Способы подачи претензий и порядок их рассмотрения;
  7. Номера телефонов оператора по переводу денежных средств, банковского платежного агента.

При использовании банковским платежным агентом платежного терминала или банкомата вышеуказанная информация должна предоставляться физическим лицам в автоматическом режиме.

Деятельность платежных агентов. Новые требования

Платежные терминалы стали неотъемлемой частью современной жизни. Они позволяют быстро оплатить мобильную связь, коммунальные услуги и совершить многие другие платежи. Отношения, возникающие при осуществлении деятельности по приему агентом платежей от граждан, урегулирована. Соответствующий Федеральный закон от 3 июня 2009 г. N 103-ФЗ (далее — Закон) вступил в силу 1 января 2010 г. (ст. 9 Закона), кроме отдельных его положений.

Закон вводит определенные термины, устанавливает требования и ограничения.

Закон регулирует деятельность по приему платежей, то есть распространяется на агентов (посредников). Его требования не касаются взаимоотношений продавца и покупателя при реализации товаров. Покупатель должен исполнить свое обязательство по сделке купли-продажи и передать продавцу деньги. При этом он пользуется услугами агента. Получение агентом денег и передача их продавцу подпадают под нормы Закона, но оно не связано с первоначальной сделкой, по которой перечисляются деньги. Возможные споры по сделке между продавцом и покупателем (неполная или несвоевременная оплата и пр.) будут разрешаться на основе Гражданского кодекса.

Закон не затрагивает расчеты фирм и коммерсантов, не связанные с деятельностью платежных агентов. Он не применяется к безналичным расчетам, а также к перечислению сумм в пользу иностранных юрлиц (п. 2 ст. 1 Закона). Предприниматель не сможет перечислять через платежных агентов (платежные терминалы) суммы, связанные с бизнесом, например оплату поставщикам или арендную плату. Закон предоставляет возможность обычным гражданам расплатиться через терминалы за полученные товары и услуги. Но если бизнесмен выступает как физлицо и производит какой-либо платеж, не связанный с предпринимательской деятельностью, сумма вполне может быть перечислена через платежный терминал.

"Платежная" сфера

В свете Закона предприниматель может выступать в роли поставщика или платежного субагента (таблица 1).

Таблица 1. Стороны, участвующие в деятельности по приему платежей от физических лиц, осуществляемой платежными агентами

N
п/п
Объект Описание
1 Поставщик — Юридическое лицо (кроме кредитной
организации) или индивидуальный
предприниматель, которые получают денежные
средства физических лиц (плательщиков)
за реализуемые товары (выполняемые работы,
оказываемые услуги);
— Юридическое лицо или индивидуальный
предприниматель, который принимает плату
за жилое помещение и коммунальные услуги
в соответствии с Жилищным кодексом;
— Органы государственной власти и местного
самоуправления, бюджетные учреждения,
находящиеся в их ведении, получающие
денежные средства плательщика в рамках
выполнения ими функций, установленных
законодательством
2 Плательщик Физлицо, которое передает платежному
агенту денежные средства для исполнения
своих обязательств перед поставщиком
3 Платежный агент Юридическое лицо или индивидуальный
предприниматель, осуществляющие
деятельность по приему платежей физлиц.
Платежным агентом является оператор
по приему платежей либо платежный субагент
Оператор по приему
платежей
Юридическое лицо, заключившее
с поставщиком договор об осуществлении
деятельности по приему платежей физлиц
с последующим расчетом с поставщиком
Платежный субагент Юридическое лицо или индивидуальный
предприниматель, заключившие с оператором
по приему платежей договор
об осуществлении деятельности по приему
платежей физлиц

Любой бизнесмен вправе заключить договор с оператором по приему платежей и тем самым упростить процедуру оплаты клиентами предлагаемых им товаров (работ, услуг).

Операторами по приему платежей, которые напрямую работают с поставщиками, могут быть только организации (п. 4 ст. 2 Закона). Оператор и поставщик заключают специальный договор, требования к которому прописаны в ст. 4 Закона. При этом договор обязательно должен предусматривать обеспечительные меры исполнения обязательства. По выбору сторон это могут быть неустойка, залог, поручительство, банковская гарантия, страхование риска гражданской ответственности за неисполнение обязанности по осуществлению расчетов (п. 4 ст. 4 Закона).

Субагентами могут выступать как фирмы, так и предприниматели. Они заключают договор не с поставщиком, а с оператором. В зависимости от условий договора субагент может действовать от своего имени, от имени оператора или от имени поставщика, а также за счет оператора или поставщика по аналогии с посредническими договорами в гражданском законодательстве (поручение, комиссия, агентирование). Соответственно, от этого будет зависеть организация расчетов. Суммы могут зачисляться сразу на счета поставщика или оператора, либо поступать сначала к субагенту, а он будет передавать их оператору или поставщику. При этом должны соблюдаться требования о предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя (п. 9 ст. 4 Закона). В рамках одного договора, заключенного с оператором, передать наличными можно не более 100 тыс. руб. (Указание ЦБ РФ от 20 июня 2007 г. N 1843-У), суммы сверх лимита должны передаваться по безналу.

Регистрация агентов

Компания, желающая стать оператором по приему платежей, обязана встать на учет в порядке, установленном Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ. Причем, сделать это нужно до начала деятельности по приему платежей от граждан (п. 5 ст. 4 Закона). Учетом операторов будет заниматься Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг). А вот на субагентов требование о регистрации не распространяется. Дело в том, что субагентам запрещено принимать крупные платежи, требующие идентификации плательщиков, а именно суммы свыше 15 тыс. руб. (п. 2 ст. 3 Федерального закона от 3 июня 2009 г. N 121-ФЗ).

Такая возможность есть у операторов-фирм. Но при этом они должны запрашивать у плательщика следующие сведения: Ф.И.О., гражданство, реквизиты документа, удостоверяющего личность, адрес места жительства (регистрации) или места пребывания, ИНН (при наличии). От иностранцев потребуются также данные миграционной карты или документа, подтверждающего право на пребывание в стране. Эти сведения оператор передает в Росфинмониторинг (ст. 7 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ). Причем Закон вводит запрет: крупные платежи оператор не сможет принимать через терминалы, получать суммы могут сотрудники оператора (п. 7 ст. 6 Закона).

Требования к терминалам

Принимая платежи, агент (оператор или субагент) обязан использовать контрольно-кассовую технику с фискальной памятью и контрольной лентой, а также соблюдать требования Федерального закона о ККМ от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ (п. 12 ст. 4 Закона).

Это значит, что платежные терминалы в обязательном порядке должны оборудоваться кассовым аппаратом, а бизнесмен должен соблюсти все требования, предъявляемые к ККМ. Кроме обычных сведений, кассовый чек, выдаваемый при приеме платежей, должен содержать дополнительные реквизиты, перечисленные в ст. 5 Закона (таблица 2).

Таблица 2. Требования к кассовому чеку, выдаваемому платежным агентом плательщику

N п/п Требование
1. Обязательные реквизиты кассовых чеков (п. 4 Положения,
утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 июля 1993 г.
N 745):
— наименование организации, индивидуального предпринимателя;
— ИНН;
— заводской номер контрольно-кассовой машины;
— порядковый номер чека;
— дата и время покупки (оказания услуги);
— стоимость покупки (услуги);
— признак фискального режима
2. Дополнительные требования к кассовым чекам, выдаваемым платежными
агентами (ст. 5 Закона):
— наименование документа — "кассовый чек";
— наименование оплаченного товара (работ, услуг);
— общая сумма принятых денежных средств;
— размер вознаграждения, уплачиваемого плательщиком (в случае
взимания);
— дата, время приема денежных средств, номер кассового чека и
контрольно-кассовой техники;
— адрес места приема денежных средств;
— наименование и местонахождение платежного агента, принявшего
денежные средства, и его ИНН;
— номера контактных телефонов поставщика и оператора по приему
платежей, а также платежного субагента в случае приема платежа
платежным субагентом
3. Кассовый чек, выдаваемый платежным агентом плательщику и
подтверждающий осуществление соответствующего платежа, может
содержать также иные реквизиты в случаях, когда это предусмотрено
договором об осуществлении деятельности по приему платежей

Агент вправе использовать платежный терминал — устройство для приема денег, которое работает в автоматическом режиме без участия уполномоченного лица платежного агента. Применение иных устройств, не являющихся терминалами, для приема платежей физических лиц без участия уполномоченного лица платежного агента не допускается (п. 6 ст. 6 Закона).

Юридическая консультация. Терминал — это не касса

Татьяна Елькина, эксперт журнала

Инспекторы нередко пытались привлечь коммерсантов к ответственности за прием наличных через терминалы без применения ККТ, либо несоответствие терминалов требованиям, предъявляемым к кассовым аппаратам. Например, поводом для санкций становились:

  • отсутствие в терминалах фискальной памяти,
  • невключение их в госреестр кассовых машин,
  • отсутствие на выдаваемых терминалами чеках обязательной информации (ст. 14.5 КоАП РФ).

В большинстве случаев начисленные штрафы удавалось оспорить в суде.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ при осуществлении наличных расчетов наряду с ККМ, оснащенными фискальной памятью, допускается применение электронно-вычислительных машин, в том числе персональных, а также программно-технических комплексов (п. 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 31 июля 2003 г. N 16). Иными словами, ККМ — это не единственный вид контрольно-кассовой техники, а лишь один из возможных видов. Но законодатели не прописали требования к такой технике (в частности, к терминалам), отсутствует специальный реестр электронно-вычислительных машин, отсутствуют требования оснащения применяемой ККТ (программно-технические комплексы, терминалы самообслуживания) устройствами фискальной памяти. Такие требования появились только с января 2010 г. Кроме того, в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 января 2008 г. N 11301/07 прямо указано, что если ИП вместо контрольно-кассовых машин использует иную ККТ, коммерсант не может быть оштрафован за неприменение контрольно-кассовых машин по ст. 14.5 Кодекса об административных правонарушениях. Этой статьей устанавливаются штрафы за неприменение ККМ, а терминалы — это разновидность кассовой техники, не являющейся ККМ. Но со следующего года избежать ответственности вряд ли удастся, ведь теперь будут прописаны требования и санкции специально для владельцев платежных терминалов.

Требования к терминалам содержатся в ст. 6 Закона (таблица 3). В Законе прямо указано, что терминалы должны содержать в своем составе контрольно-кассовую технику и выдавать плательщикам чеки, подтверждающие оплату. Как и любой кассовый аппарат, техника, входящая в состав терминала, должна быть зарегистрирована в инспекции. В случае изменения адреса места установки платежного терминала, агент обязан в день перестановки направить в инспекцию уведомление с указанием нового адреса места установки контрольно-кассовой техники, входящей в состав платежного терминала (п. 5 ст. 6 Закона).

Таблица 3. Требования к автоматическим устройствам для приема платежей физлиц (платежные терминалы)

N п/п Требование
1 Платежный терминал должен содержать в своем составе контрольно-
кассовую технику, соответствующую требованиям законодательства
2 Терминал в автоматическом режиме должен обеспечивать:
— предоставление плательщикам информации, предусмотренной ст.

4
Закона;
— прием от плательщиков информации о наименовании поставщика,
наименовании товара (работы, услуги), размере вносимых денежных
средств, а также иной информации, если это предусмотрено договором
об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц;
— прием денежных средств;
— печать кассовых чеков и их выдачу плательщикам после приема
денежных средств

3 На кассовом чеке должен печататься номер терминала и реквизиты,
предусмотренные ст. 5 Закона (таблица 2), в некорректируемом
виде, обеспечивающем идентичность информации, зарегистрированной
на кассовом чеке, контрольной ленте и в фискальной памяти ККМ
4 Терминалы могут обеспечивать в автоматическом режиме
предоставление другой информации и выполнение других функций,
если иное не установлено законодательством

Польза указанного Закона очевидна. С его помощью огромное количество потребителей сможет воспользоваться услугами платежных агентов при оплате жилого помещения, коммунальных услуг, а также приобретенных товаров, работ и услуг. При этом Закон предоставляет возможность развития рынка платежных агентов, что позволит потребителю существенно упростить процесс оплаты, имея право выбора платежного агента.

В то же время, даже до вступления Закона в силу очевидны его недостатки. Так, например, территориальные отделения Федеральной службы по финансовому мониторингу, как правило расположены в региональных центрах, что создает трудности, связанные с постановкой на учет операторов по приему платежей, проживающих или расположенных в отдалении от этих центров. Кроме того, ограничение в использовании платежных терминалов суммой платежа не более 15 тыс. руб. во многих случаях не позволит гражданам реализовать свое право на оплату крупных и дорогостоящих товаров, работ и услуг, с чем чаще всего и возникают проблемы.

Как мы сказали, Закон (кроме отдельных его положений) вступил в силу 1 января 2010 г.

Чтобы число терминалов резко не сократилось, а у населения оставалась возможность пользоваться оплатой через терминалы, законодатели продлили сроки. Прием платежей без применения ККТ должен быть прекращен не 1 января, а 1 апреля 2010 г. Контрольно-кассовая техника, не соответствующая требованиям закона, может применяться при приеме платежей (в том числе в платежных терминалах) до 1 января 2014 г. при условии ее включения в госреестр и регистрации в инспекции до 1 января 2011 г. (Федеральный закон от 28 ноября 2009 г. N 289-ФЗ).

Юридическая консультация. Мера ответственности

Валерий Романов, эксперт журнала

С этого года будут внесены изменения в ст. 14.5 Кодекса об административных правонарушениях.

С января норма будет предусматривать санкции за неприменение контрольно-кассовой техники, а не контрольно-кассовых машин, как указано в статье сейчас. Наказание для коммерсанта составит от 1,5 до 2,5 тыс. руб. Правда, платежные терминалы не вошли в состав ККТ, они попали в перечень исключений (п. 1 ст. 4 Федерального закона от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ). Но появилось требование оснащать терминалы кассовыми аппаратами, и если ККМ в составе терминала не окажется, то контролеры оштрафуют бизнесмена за неприменение ККМ.

П.Гулидов

Юрист частной практики,

основатель "Юридического кабинета

Павла Гулидова"

Вовлечение в процесс расчетов финансовых посредников — платежных агентов позволяет поставщикам делегировать им право на сбор денег со своих клиентов за вознаграждение. К деятельности платежных агентов предъявляется ряд требований, среди которых — наличие спецсчета в банке. Однако следует иметь в виду, что далеко не каждый сборщик платежей является платежным агентом.

Сборщики платежей

С принятием Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» было положено начало деятельности финансовых посредников, которые на основании поручения, данного им поставщиками товаров, работ и услуг, в соответствии с заключенным между ними договором стали оказывать услуги, связанные со сбором платежей от физических лиц (клиентов поставщика) и с перечислением их за вычетом своего вознаграждения.
В сферу деятельности платежных агентов и привлекаемых ими платежных субагентов входит размещение в торговых центрах, магазинах и иных местах массового скопления людей платежных терминалов, при помощи которых можно отправить платежи за телефон и Интернет, уплачивать пошлины и штрафы, вносить коммунальные и иные необходимые платежи.

Помимо поставщика услуг платежные агенты также взимают вознаграждение непосредственно с плательщиков при переводе денежных средств.
Размер такого вознаграждения платежный агент обязан доводить до сведения потребителей, размещая его непосредственно на платежных терминалах или в установленных в них программных комплексах, а также в иных доступных местах, обеспечивая тем самым сообщение потребителю информации в соответствии со ст. 10 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей». Размер вознаграждения платежного агента, взимаемого с потребителей, при этом не может быть предметом договора между платежным агентом и поставщиком услуг, поскольку их соглашение регулирует отношения только между ними и в силу п. 3 ст. 308 ГК РФ не создает обязанностей для потребителей, которые в нем не участвуют (Постановление ФАС УО от 14.02.2014 N Ф09-14673/13).
Также платежных агентов задействуют управляющие многоквартирными домами компании для выполнения операций, связанных с выставлением платежных документов жителям жилых домов, со сбором с них платежей за обслуживание дома и с перечислением их в пользу управляющей компании.
В качестве платежных агентов могут выступать также ресурсоснабжающие организации, которые привлекает управляющая компания для оказания тех или иных услуг по обслуживанию многоквартирного жилого дома, поскольку запрета на совмещение таких функций (поставка коммунального ресурса и оказание услуг по приему денег от жителей дома) Закон N 103-ФЗ не содержит (Постановление ФАС ДО от 07.02.2014 N Ф03-6576/2013). Помимо этого, услуги платежных агентов используются и в других сферах хозяйственной деятельности, где в связи с объемом поступающих платежей требуется финансовый посредник.
Расходную часть бюджета платежных агентов формируют затраты по обслуживанию платежных терминалов, плата за их размещение, вносимая собственнику торгового центра или иного объекта, где он монтирован, расходы по обслуживанию специального банковского счета, который обязаны использовать все платежные агенты в своей деятельности, и иные необходимые затраты.
Закон N 103-ФЗ не обязывает поставщиков услуг заключать в обязательном порядке договоры с платежными агентами, поскольку они вправе по своему усмотрению принимать плату от своих клиентов любыми удобными способами, реализуя тем самым свободу выбора способа оплаты своих услуг (ст.

421 ГК РФ). Соответственно, в тех случаях, когда договор с платежным агентом на прием платежей от своих клиентов поставщик не заключал, он не обязан открывать в кредитной организации специальный банковский счет для зачисления на него денежных средств. Он вправе принимать оплату на свой обычный расчетный счет, через кассу или любым иным доступным для него способом (Апелляционное определение Алтайского краевого суда от 03.12.2014 по делу N 33-9995/2014).
Взаимодействие поставщика услуг и платежного агента выстраивается на основании заключенного между ними агентского договора, в котором стороны оговаривают предмет поручения — обязательство платежного агента собирать платежи с клиентов поставщика услуг (принципала) и перечислять их в его пользу, размер вознаграждения платежного агента, срок и порядок его выплаты, срок действия договора, ответственность за нарушение обязательств и иные условия по усмотрению сторон.
Поставщик услуг должен при этом иметь в виду, что в зависимости от того, каким будет условие о сроке действия агентского договора, будет ясно, сможет ли он от него отказаться. Статья 1010 ГК РФ устанавливает, что агентский договор прекращается вследствие отказа одной стороны от его исполнения в случае, если договор заключен без определения срока окончания его действия. Из смысла указанной нормы права следует, что заявить об одностороннем отказе от агентского договора можно только в случае, если договор заключен без указания на срок его действия.
В связи с этим, если агентский договор предусматривает конкретный срок его действия, поставщик услуг не сможет в одностороннем порядке отказаться от него в любой момент, и платежный агент будет вправе собирать деньги с его клиентов и удерживать свое вознаграждение (Постановление АС ЦО от 07.11.2014 по делу N А68-8428/2013).

Требования к платежным агентам

Используемые платежными агентами платежные терминалы должны быть оборудованы контрольно-кассовой техникой, которую необходимо зарегистрировать в налоговом органе по месту постановки на учет платежного агента. Она должна быть исправна, опломбирована, иметь фискальную память с накопителями, контрольную ленту и часы реального времени, обеспечивать некорректируемую регистрацию и энергонезависимое долговременное хранение информации о платежах на контрольной ленте и в накопителях фискальной памяти, а также представлять информацию для печати, иметь паспорт установленного образца и соответствовать иным требованиям, предусмотренным в ст. 4 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) с использованием платежных карт».
При этом выдаваемые платежным терминалом чеки должны иметь обязательные реквизиты, предусмотренные ч. 2 ст. 5 Закона N 103-ФЗ, в частности наименование документа «кассовый чек», наименование оплаченного товара, общую сумму принятых денег, размер вознаграждения платежного агента, дату и время приема денег, номер кассового чека и контрольно-кассовой техники, адрес места приема денег и др. В противном случае платежный агент может быть привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ (Постановления ВС РФ от 20.01.2015 по делу N 303-АД14-4174, ФАС ЗСО от 04.04.2011 по делу N А03-11941/2010).
При обращении к услугам платежного агента гарантией защиты прав поставщика является использование специальных банковских счетов (счет N 40821 «Специальный банковский счет платежного агента, банковского платежного агента (субагента), поставщика»), которые имеют особый правовой режим (ст. 4 Закона N 103-ФЗ, п. 4.44 Положения о правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории РФ, утв. ЦБ РФ 16.07.2012 N 385-П, п. п. 2.8, 4.14 и 11.1 Инструкции ЦБ РФ от 30.05.2014 N 153-И «Об открытии и закрытии банковских счетов по вкладам (депозитам), депозитных счетов»).
По специальному банковскому счету платежного агента могут выполняться следующие операции: 1) зачисление принятых от физических лиц наличных денежных средств; 2) зачисление денежных средств, списанных с другого специального банковского счета платежного агента; 3) списание денежных средств на специальный банковский счет платежного агента или поставщика; 4) списание денежных средств на банковские счета.
По специальному банковскому счету поставщика услуг могут осуществляться следующие операции: 1) зачисление денежных средств, списанных со специального банковского счета платежного агента; 2) списание денежных средств на банковские счета. Осуществление по специальным банковским счетам платежного агента и поставщика услуг каких-либо иных операций не допускается.
Поскольку аккумулируемые на специальном банковском счете платежного агента денежные средства подлежат перечислению в пользу поставщика услуг, они не являются собственностью самого платежного агента, и на них поэтому не может быть обращено взыскание по его обязательствам. До распределения денежных сумм на специальном счете и их перечисления в пользу поставщиков услуг на денежный остаток не может быть обращено взыскание по обязательствам самого платежного агента, даже несмотря на то что в составе общей денежной суммы имеется причитающееся ему с поставщиков услуг вознаграждение.
В связи с этим обращение взыскания на денежные средства платежного агента, находящиеся на специальном банковском счете, возможно только в том случае, если можно определить, в каком точно размере они принадлежат платежному агенту как должнику (Постановление ФАС ДО от 07.07.2014 N Ф03-2464/2014).
Если банк в нарушение данного требования все-таки списал со специального счета платежного агента находящиеся на нем денежные средства, то они могут быть с него взысканы как убытки по правилам, предусмотренным в ст. ст. 15 и 393 ГК РФ, поскольку допущенное им нарушение затрагивает интересы потребителей, с которых взимаются платежи для их последующего перечисления в пользу поставщика услуг, и может иметь социально значимые негативные последствия, такие как неперечисление денег ресурсоснабжающим организациям, отсутствие у последних достаточных денежных средств для проведения капитального ремонта, ликвидации аварий, катастроф и т.п.
Защита интересов взыскателя, который имеет подтвержденные вступившим в законную силу судебным решением требования к платежному агенту как к должнику, не может осуществляться за счет необоснованного ущемления прав и законных интересов добросовестных потребителей (Постановление АС УО от 22.12.2014 N Ф09-8256/14).
Помимо использования спецсчета платежные агенты также должны встать на учет в Росфинмониторинге в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18.01.2003 N 28.

Когда статус платежного агента не требуется

Поскольку деятельность платежных агентов напрямую сопряжена с приемом денежных средств от физических лиц через платежные терминалы, на специальный банковский счет и иным способом, требования Закона N 103-ФЗ в силу его ст.

1 не распространяются на деятельность по проведению расчетов:
— осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) непосредственно с физическими лицами, за исключением расчетов, связанных с взиманием платежным агентом с плательщика вознаграждения, предусмотренного Законом N 103-ФЗ;
— между юридическими лицами и (или) ИП при осуществлении ими предпринимательской деятельности и (или) лицами, занимающимися частной практикой, и не ИП, которая не связана с выполнением функций платежных агентов;
— в пользу иностранных юридических лиц;
— осуществляемых в безналичном порядке;
— осуществляемых в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.
Если все из перечисленных случаев не вызывают никаких затруднений при их применении на практике, то достаточно спорной является такая ситуация, как осуществление расчетов между юридическими лицами и (или) ИП при осуществлении ими предпринимательской деятельности и (или) лицами, занимающимися частной практикой и не являющимися ИП, которая не связана с выполнением функций платежных агентов.
Если денежные средства собираются по цепочке и попадают к поставщику через посредников от конечного потребителя, который в оплату товаров, работ или услуг вносит наличные денежные средства, возникает вопрос: является ли задействованный в цепочке предприниматель, собирающий платежи, платежным агентом?
Уполномоченные государственные органы на этот счет отмечают, что статус платежного агента предприниматель получает только в случае осуществления им деятельности по приему платежей (письмо ФНС России от 19.04.2012 N АС-4-2/6601@), притом что такая деятельность для него является исключительной, и помимо нее он никаких хозяйственных операций не осуществляет (письмо Росфинмониторинга от 20.10.2010 N 07-02-34/3744).
Данная позиция также подтверждается сложившейся в настоящее время судебной практикой, где отмечается, что действие Закона N 103-ФЗ распространяется только на отношения, связанные с оказанием единственной услуги — прием платежей. Деятельность платежного агента состоит исключительно в приеме денег, и никаких иных самостоятельных услуг он не оказывает (Постановление ВС РФ от 29.05.2015 N 306-АД14-76). Выступая в качестве платежного агента, он не принимает никакого участия в оказании каких-либо услуг (Постановление ВС РФ от 10.06.2015 N 304-АД14-3005).
Если предприниматель не собирает платежей с конечных потребителей, а самостоятельно реализует услуги за плату (продажа авиабилетов, билетов на театральные и иные культурно-развлекательные мероприятия), то считается, что он не принимает платежи в пользу поставщика, а осуществляет посредническую деятельность по реализации услуг (Постановления Седьмого ААС от 17.02.2014 по делу N А02-1823/2013, 13 ААС от 16.10.2013 по делу N А56-26450/2013), тем более если наряду с ней он осуществляет иные виды хозяйственных операций, например продажу автовокзалом билетов на рейсы и предоставление комплекса услуг, составляющих инфраструктуру автовокзала (Постановление 3 ААС от 10.12.2012 по делу N А33-12927/2012).

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *