Отчетность в экологию

Представление отчетности об образовании отходов, если все работают на дому

Специально для сайта www.audit4dk.ru

16 февраля 2015

Вопрос:

Организация малого бизнеса оказывает услуги по разработке программного обеспечения. В начале 2014 года организация арендовала офис, далее все сотрудники работают на дому. Отходов нет, и паспорта отходов не составляются.

Надо ли сдавать отчетность в департамент федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному Федеральному округу?

Ответ:

Даже при отсутствии отходов организация малого бизнеса должна представлять отчетность в порядке, утвержденном приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16.02.2010 № 30. При этом в отчетности надо указать, что отходы отсутствуют.

В противном случае существует вероятность, что организацию оштрафуют по статьям 8.2 или 8.5 Кодекса об административных правонарушений РФ за неподачу отчетности по отходам.

 

Обоснование.

Организация относится к категории субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". Для таких юридических лиц порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а также представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в соответствии с п. 4 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", определен приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16.02.2010 № 30 (далее – Порядок).

Согласно Порядку, субъекты малого и среднего предпринимательства представляют отчетность об образовании, использовании, размещении отходов в уведомительном порядке в территориальные органы Росприроднадзора по месту осуществления своей деятельности, в результате которой у них образуются отходы. Такие субъекты отдельные лимиты не утверждают, так как лимитами для них считается то количество отходов, которое они фактически направили на размещение в соответствии с отчетностью (согласно п. 3 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденного Приказом Минприроды РФ от 25.02.2010 № 50). Поэтому для этих организаций не может быть установлена и ответственность за несоблюдение лимитов отходов.

Отчетность за год представляется до 15 января года, следующего за отчетным периодом. Датой представления отчетности определяется по отметке территориального органа Росприроднадзора о ее получении с указанием даты или дата почтового отправления, при этом согласовывать Отчетность с территориальными органами Росприроднадзора не требуется (то есть необходим сам факт ее представления) (письмо Росприроднадзора от 07.12.2011 № ОД-06-01-32/15903).

Согласно п. 6 Порядка, отчетность нужно представлять на бумажном носителе в двух экземплярах вместе с электронной версией Отчетности на магнитном носителе. Один из экземпляров должен храниться у отчитывающегося субъекта малого и среднего предпринимательства. На официальном сайте Росприроднадзора размещено для свободного бесплатного доступа программное обеспечение для оформления отчетности в электронной форме.

Как разъясняется в Письме Росприроднадзора от 01.07.2013 № ВК-06-01-36/9256, в случае, если субъекты малого и среднего предпринимательства не представили отчетность об отходах в срок, к ним может применяться административная ответственность, предусмотренная ст. 8.2 Кодекса об административных правонарушениях РФ (далее — КоАП РФ).

Статья 8.2 КоАП устанавливает административную ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.

За такое правонарушение для должностных лиц установлен штраф в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей, а для юридических лиц – штраф от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Одновременно в ряде судебных решений, в том числе в постановлениях Тринадцатого арбитражного апелляционного суда (апелляционная инстанция по г. Санкт-Петербург), судами поддержана позиция о том, что непредставление сведений об отходах производства и потребления в установленный срок, невыполнение требований по разработке нормативов образования отходов и лимитов на их обращение не образуют состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ (Постановление ФАС МО от 04.03.2004 № КА-А40/1006-04, Постановление ФАС ЦО от 8.02.2007 по делу № А68-2372/06-156/15, Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2011 по делу № А56-41603/2011).

В ряде судебных решений суды демонстрируют иной подход к последствиям непредставления отчетности об образовании отходов: за непредставление отчетности организация может быть привлечена к административной ответственности по статье 8.5 КоАП (Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2014 N 07АП-10457/14 по делу № А45-13139/2014, Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2013 по делу N А56-77721/2012).

Эта статья предполагает ответственность за сокрытие или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, лицами, которые обязаны сообщать такую информацию. За такое правонарушение установлен административный штраф на должностных лиц — от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Однако есть и судебные решения, которые содержат прямо противоположную точку зрения: например, в Постановлении Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2014 по делу N А56-80547/2013 указано, что непредставление отчетности об отходах необходимо квалифицировать по статье 8.5 КоАП РФ, а не по статье 8.2 КоАП РФ.

Как видно из вышеприведенной судебной практики, в настоящее время не сложился единый подход к определению ответственности за отсутствие отчетности об образовании, использовании, размещении отходов в территориальные органы Росприроднадзора.

Но во избежание привлечения организации к ответственности по статьям 8.2 или 8.5 КоАП РФ отчетность все же рекомендуется представить.

Следует отметить, что исходя из запроса, у организации фактически отсутствуют отходы, которые образуются в процессе ее деятельности. Поэтому можно в таком случае подать отчетность с указанием нулевых значений баланса масс отходов. Так как отходов образовано не было, и они не передавались сторонним лицам, не размещались и т.д., то в отчетности не будут отражаться сведения о лицах, которым в отчетном периоде были переданы отходы, к отчетности не будут приложены копии договоров с данными лицами (в связи с их отсутствием).

В случае возникновения у контролирующих органов претензий к представленной «нулевой» отчетности организация может дать пояснения о своей деятельности, в частности:

— работники работают на дому и у них образуются только отходы бытового характера;

— техника, принадлежащая организации, была перепродана вместе с коробками и упаковочными материалами иным организациям, в процессе деятельности из строя не выходила и не утилизировалась;

— в период аренды офиса бытовые отходы не возникали;

— в связи с особенностями вида деятельности организации (код 72.20 «Разработка программного обеспечения и консультирование в этой области» согласно заявленному ОКВЭД (утв. Постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 № 454-ст.)) у организации не происходит возникновения отходов производственного характера.

В ряде судебных решений поддержана позиция о том, что если в процессе деятельности отходы не образуются, то нет оснований для привлечения к ответственности в сфере обращения с отходами.

Так, в постановлении Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.08.2011 по делу № А56-11250/2011 (Определением ВАС РФ от 16.12.2011 № ВАС-16269/11 отказано в передаче данного постановления в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора, постановление оставлено в силе) суд счел недоказанным факт накопления обществом отходов производства I — IV класса опасности (подлежащих паспортизации), в частности, контролирующий орган не предоставил доказательства наличия отходов; в момент проверки контейнер для отходов был пуст. Также суд счел недоказанным вывод контролирующего органа о том, что общество в процессе своей деятельности (сдачи в аренду помещений) осуществляет деятельность по обращению с отходами в смысле, придаваемом этой деятельности Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ, и отказал в привлечении к ответственности.

В Постановлении ФАС Дальневосточного округа от 28.12.2010 № Ф03-9253/2010 по делу № А73-4673/2010 также указано, что нет оснований для привлечения к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ, если из постановления о привлечении к административной ответственности не усматривается, что учреждение осуществляет деятельность, связанную с обращением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ.

Как показывает анализ судебной практики, для органов Росприроднадзора основным способом выявления нарушений в сфере представления отчетности по отходам является выездная проверка помещений и территорий, которые занимают организации и индивидуальные предприниматели.

Контролирующий орган обычно проводит осмотр установленного оборудования и техники, которые могут создавать отходы, мест сбора мусора. Например, в Постановлении Верховного Суда РФ от 06.06.2014 № 3-АД14-2 указано, что фактором образования отходов является использование для освещения помещения люминесцентных ртутьсодержащих ламп (трубок) с ограниченным сроком эксплуатации в потолочных светильниках.. Проверяющие органы также анализируют отходы, фактически находящиеся на территории экономических субъектов, и проверяют на соответствие заявленным классам опасности.

Например, как следует из Постановления Верховного Суда РФ от 06.06.2014 № 3-АД14-2, контролирующий орган выявил опасные отходы путем проверки урн и емкостей для отходов, связанных с содержанием персонала, управленческой деятельностью и содержанием помещения, и отразил результаты осмотра в Акте осмотра территории, приложив фототаблицу. В материалах, содержащихся в Постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 24.10.2014 по делу № А56-56152/2013, в подтверждение своей позиции органы Росприроднадзора также представили Акты осмотра территории, составленные по результатам проверки с приложением фотоматериалов.

Поэтому следует отметить, что отсутствие арендованных помещений у организации в настоящее время снижает вероятность выявления у нее нарушений в сфере представления отчетности, так как осмотр мест возникновения отходов будет невозможен.

Однако так как организация фактически продолжает свою деятельность (хотя бы и без нахождения в арендованном помещении), нельзя исключить предъявления органами Росприроднадзора требований о паспортизации отходов и представлении отчетности по отходам в дальнейшем. Соответственно, в случае неподачи отчетности вероятно возникновение споров с контролирующими органами и привлечение организации к административной ответственности за непредставление отчетности.

Хотите быть в курсе актуальных изменений — подпишитесь на рассылку

Главная /

К предприятиям малого и среднего  предпринимательства относятся предприятия отвечающие критериям установленным статьей 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»

В 2016 произошли изменения в критериях  отнесения предприятий к субъектам малого и среднего предпринимательства. ИП также должны соответствовать этим критериям.

Состав учредителей — суммарная доля участия

  • государства,
  • иностранных юридических лиц и граждан,
  • общественных и религиозных организаций,
  • благотворительных и иных фондов

 в уставном капитале  юридических лиц не должна превышать 25%.

 В 2016 году предприятие считается малым при условии, что доля участия в ее уставном капитале других организаций максимум 49 процентов. Такой лимит действует с 30.06.2015 года (Федеральный закон от 29 июня 2015 г. № 156-ФЗ). Прежний лимит составлял 25 процентов.

Объем выручки— В 2016 году новый лимит выручки согласно постановления Правительства от 13 июля 2015 г. № 702.

  • для микропредприятий составляет 120 млн руб. (вместо прежних 60 млн руб)
  • для малых компаний — 800млн.руб. (вместо 400 млн. руб, которые действовали ранее)
  • для средних предприятий – 2 млрд рублей;( вместо 1 млрд руб)

Численность сотрудников ( в т.ч.  числе работающих по договорам гражданско-правового характера).

В 2016 году лимит среднесписочной численности сотрудников за прошлый календарный год остался прежним.

  • для микропредприятий  не более 15 человек
  • для малого предприятия – 16 — 100 человек
  • для среднего предприятия — 101-250 человек

Период. В 2016 году действует новый срок, в течение которого компания, превысившая лимиты по выручке и численности работников, все равно считается малым или микропредприятием. Раньше этот срок составлял 2 года, следующих один за другим. Теперь критерии малого предприятия предусматривают 3-х летний срок (ч. 4 ст. 4 Закона № 209-ФЗ).

В связи с изменениями в законодательных актах  с 2016 года часть предприятий,   ранее относящихся к малому и среднему предпринимательству(МСП), потеряет такой статус и должно будет руководствоваться общими требования применяемыми к хозяйствующим субъектам.

Согласно ФЗ N 219-ФЗ от 21.07.2014 с 1 января 2016 года вступили в силу некоторые положения.  Предприятия (объекты) делятся на категории. Постановление Правительства РФ № 1029 от 29.08.15 определены критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I,II,III и IV категорий.

Для объектов I категории предусмотрено  комплексного экологического разрешения (выбросы, отходы, сбросы).

Для объектов II категории- декларации о воздействии на окружающую среду. Эти предприятия производят расчет нормативов выбросов и сбросов, лимитов на размещение отходов, которые будут являться приложением к подаваемой декларации. Так же по желанию могут получить комплексное экологическое разрешение

Для объектов III категории- нормативы допустимых выбросов (сбросов) устанавливаются только для радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности). Отчетность по выбросам, сбросам отходам подается в уведомительном порядке.

Для объектов IV категории нормативы допустимых выбросов (сбросов) не рассчитываются, лимиты на размещение отходов не разрабатываются, отчетность о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух, а также об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов не предоставляется, плановые проверки на данных объектах не проводятся

Экологические документы малого и среднего бизнеса

 ООО «ВЗВ» разрабатывает экологическую документацию для предприятий МСП  на основании действующего законодательства.

Отчет МСП –разрабатывается   в соответствии с приказом Приказа МПР № 30 от 16.02.10. сроки сдачи отчета для г Москвы до 15 января, для МО – до 20 февраля

Экологические платежи –  В 2016 году плата за НВОС  вносится до 20 числа следующего за отчетным периодом месяца как квартальные авансовые платежи (кроме четвертого квартала), в размере одной четвертой части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, уплаченной за предыдущий год (Федеральный закон от 29.12.2015 г. № 404-ФЗ).

По результатам 2016 года вносится плата за 4 квартал 2016 года до 01.03.2017г, предоставляется декларацияо плате за негативное воздействие на окружающую среду  до 10.03.2017 и так  далее по годам. При неуплате в срок кроме штрафов взимаются пени.

Паспорта опасных отходов I-IV  классов- разрабатывается  в соответствии  постановлением Правительства РФ № 712 от 16 августа 2013 г. «О порядке проведения паспортизации отходов I-IV классов опасности»

Проект НДС (проект  нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей) — разрабатываются , если с территории предприятия осуществляется сброс поверхностных или других вод в открытый водоём ( ФЗ № 74-ФЗ от 03.06.2006г.

Водный кодекс РФ ст 9) 

В этом случае- необходимо оформить Решение о предоставлении водного объекта в пользование и иметь всю документацию положенную водопользователю.

Проект НДС для абонентов (Нормативов допустимых сбросов  загрязняющих веществ для абонентов централизованных систем водоотведения) -разрабатывается, если подпадаете под ПП РФ от 18.03.2013 №230, пунктом 1 определены абоненты, которым необходимо разрабатывать проект НДС для ЦСВ это —

юридические лица, которые заключили или обязаны заключить договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения, осуществляющие деятельность, связанную с производством, переработкой продукции, и которым принадлежат на праве собственности или на ином законном основании канализационные выпуски в централизованную систему водоотведения. При этом среднесуточный объем отводимых сточных вод с указанных объектов составляет более 200 м3/сут суммарно по всем выпускам в одну централизованную систему водоотведения.

Проект ПДВ ( проект нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух») — разрабатывается,  если предприятие имеет стационарные источники выбросов, закрытые автостоянки.

ППК ( порядок производственного контроля в области обращения с отходами) — разрабатывается  в соответствии  Приказом МПР РФ № 721 от01.09.2011. « Об утверждении порядка учета в области обращения с отходами». Входит в состав ПЭК.

Журнал движения отходов- ведется постоянно в соответствии  сПриказом МПР РФ № 721 от 01.09.2011. « Об утверждении порядка учета в области обращения с отходами».

Проект СЗЗ (Проект санитарно- защитной зоны ) разрабатывается. Необходимость СЗЗ определяется  СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 (с изменениями на 25 апреля 2014 года),  

3.17. При размещении объектов малого бизнеса, относящихся к V классу опасности, в условиях сложившейся градостроительной ситуации (при невозможности соблюдения размеров ориентировочной санитарно-защитной зоны) необходимо обоснование размещения таких объектов с ориентировочными расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные излучения).

При подтверждении расчетами на границе жилой застройки соблюдения установленных гигиенических нормативов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и уровней физического воздействия на атмосферный воздух населенных мест проект обоснования санитарно-защитной зоны не разрабатывается, натурные исследования и измерения атмосферного воздуха не проводятся.

Для действующих объектов малого бизнеса V класса опасности в качестве обоснования их размещения используются данные исследований атмосферного воздуха и измерений физических воздействий на атмосферный воздух, полученные в рамках проведения надзорных мероприятий.

Для размещения микропредприятий малого бизнеса с количеством работающих не более 15 человек необходимо уведомление от юридического лица или индивидуального предпринимателя о соблюдении действующих санитарно-гигиенических требований и нормативов на границе жилой застройки.

Подтверждением соблюдения гигиенических нормативов на границе жилой застройки являются результаты натурных исследований атмосферного воздуха и измерений уровней физических воздействий на атмосферный воздух в рамках проведения надзорных мероприятий.

Основание

Ответственность

Наше предложение

Наша компания составит отчет о выполнении норматива утилизации, рассчитает сумму экосбора (согласно перечню утилизируемых товаров), подготовит и составит декларацию о выпущенных товарах, сократит издержки соблюдения нормативов переработки отходов.

Перезвоните мне

Что такое экосбор?

Экологический сбор и плата за негативное воздействие на окружающую среду – два абсолютно разных, но при этом обязательных платежей. Сами платежи, как и отчет о нормативах утилизации направляются в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.

Если производитель выпускает товары, которые находятся в перечне подлежащих утилизации, он обязан платить экологический сбор. То есть, если предприятие не в состоянии утилизировать продукцию самостоятельно, оно уплачивает экологический сбор, чтобы государство направило деньги на переработку отходов и применению иных мер по сохранению окружающей среды.

Отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов: что это такое?

Постановлением Правительства РФ от 08.12.2015 № 1342 утвержден порядок предоставления и оформления отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов. Он был разработан в рамках реализации п. 16 статьи 24 ФЗ «Об отходах производства и потребления».

То есть, все предприниматели, предприятия которых производят продукцию, в дальнейшем требующую утилизации (упаковки, в том числе), оплачивают экосбор и сдают отчет о выполнении нормативов утилизации отходов.

В отчете излагаются сведения о самой организации, а также отходах, образовавшиеся в результате утраты продукцией потребительских свойств. Необходимо правильно заполнить форму, так как при нахождении неточностей, Росприроднадзор откажет в приеме документа.

Кто должен предоставлять отчет о выполнении нормативов утилизации?

Опираясь на ФЗ РФ№ 89 «Об отходах производства и потребления», всеми юридическими лицами, производимые товары которых в дальнейшем нуждаются в переработке, предоставляют отчетность, где указывают способ обеспечения выполнения нормативов.

Отчетность о выполнении нормативов утилизации заполняет либо сам производитель продукции, либо специально нанятая фирма, имеющая соответствующую лицензию.

Полную или частичную переработку отходов может выполнить сам производитель. В этом случае он освобождается от экосбора. Или же, это делает специальная компания по утилизации, при наличии лицензии.

Сроки и способы подачи отчетности

Отчетность о выполнении нормативов утилизации согласно Постановлению Правительства РФ № 1417 от 24 декабря 2015 года, подается до 1 апреля. Следует обратить внимание, что за неполноту сведений в отчете, его некорректное заполнение или подачу позже установленного срока, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, во—первых, откажет Вам в принятии отчета. Во-вторых, опираясь на законодательство РФ, на Вас возлагается юридическая ответственность.

Отчетность о нормативах утилизации отходов можно подавать несколькими способами. Во-первых, бумажный вариант, лично или по почте. При подаче отчета в таком виде, Росприроднадзор должен поставить соответствующую печать, о получении отчета.

Именно этот день будет считаться датой подачи отчета. В случае с почтой это делается с описью и уведомлением о вручении. Во-вторых, подать документы можно в электронном виде. Здесь датой подачи считается дата отправления отчета.

Экологическая отчетность малого бизнеса в процессе эксплуатации складывается из трех составляющих:

  • экологическая отчетность  по отходам,
  • экологическая отчетность по выбросам,
  • и экологическая отчетность по сбросам.

Подробнее про учет отходов читайте тут…

Экологическая отчетность малого бизнеса по отходам

Малый бизнес, в процессе деятельности которого образуются отходы, обязан иметь следующие документы:

  • Договор на вывоз и утилизацию отходов. Таких договоров может быть один или несколько в зависимости от классов опасности отходов и числа организаций, осуществляющих их вывоз.
  • Паспорта отходов для опасных отходов
  • Протокол биотестирования для неопасных отходов
  • Ежеквартальные расчеты экологических платежей
  • Ежегодная отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов либо ПНООЛР, который формируется раз в 5 лет и лимиты на вывоз отходов.

В ежегодной экологической отчетности необходимо указывать данные по каждому виду отходов в соответствии с классификатором отходов:

  • объем образованных отходов
  • наименование компании осуществляющей вывоз и утилизацию отходов, номер договора в рамках которого осуществляется вывоз

Факт утилизации должен быть подтвержден соответствующим сертификатом (справкой) об утилизации, а компания, осуществляющая вывоз должна иметь лицензию на обращение с отходами соответствующего класса опасности.

Периодичность подготовки экологической отчетности для малого бизнеса

 Паспорта опасного отхода и протоколы биотестирования готовятся один раз и в последствии не корректируются (при условии неизменности технологических процессов предприятия, в процессе которых образовываются отходы)

Расчеты экологических платежей осуществляются ежеквартально исходя из фактических объемов образованных отходов.

Объемы отходов подтверждаются справками о вывозе и утилизации.

Отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов формируется ежегодно и направляется в Росприроднадзор.

ПНООЛР и лимиты на размещение отходов продлеваются один раз в пять лет.

Ответственность за несоблюдение требований об отчетности малого бизнеса по отходам

  • Не проведена инвентаризация отходов и объектов их размещения — штраф на юридическое лицо от 100 до 250 т.р.
  • Не осуществляется (не вносится) плата за размещение отходов  — штраф на юридическое лицо от 20 до 100 т.р.
  • Не составлены паспорта опасных отходов — штраф на юридическое лицо от 100 до 250 т.р.
  • Отсутствует лицензия на обращение с опасными отходами  — штраф на юридическое лицо от 100 до 250 т.р.
  • Не разработан проект нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов — штраф на юридическое лицо от 100 до 250 т.р.

Подробнее об экологической отчетности читайте тут…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *