Норма представительских расходов

Что такое представительские расходы?

Содержание

Представительские расходы представляют собой затраты, которые направлены на организацию приемов для представителей различных компаний, которые приезжают для проведения переговоров о сотрудничестве с фирмой. Также сюда относятся не только какие-либо приемы, но и встречи, которые связаны с основной деятельностью компании, а также на которые приходится тратить средства.

Данные расходы не относятся к основным, поскольку не участвуют в основной деятельности предприятия. Сюда в первую очередь относятся затраты, которые необходимы для организации различных приемов, а также расходы, которые приходится нести налогоплательщику в связи с обслуживанием представителей различных компаний, с которыми заключен договор о сотрудничестве. На эти расходы никаким образом не влияет место, где проводятся официальные мероприятия, поэтому они причисляются к представительским в любом случае.

Основные виды представительских расходов

Учет данных расходов должен вести бухгалтер организации, а для этого он должен знать, какие расходы можно причислить к представительским.

К ним относятся затраты на:

  • организацию и проведение приема, который может быть выражен в виде завтрака, обеда или вечера, а проводиться он должен для официальных лиц, которые участвуют в переговорах с компанией и являются представителями других организаций;
  • буфетное обслуживание, которое необходимо во время проведения переговоров;
  • обеспечение перевозки представителей других компаний к месту проведения официальных мероприятий;
  • оплату услуг различных переводчиков, если в них в процессе переговоров возникает необходимость.

Нельзя относить к представительским расходам те затраты, которые были направлены на организацию отдыха сотрудников компании или представителей других фирм, а также на лечение или профилактику каких-либо болезней. Сами расходы должны относиться к прочим расходам, а размер представительских расходов не может быть больше, чем 4% от затрат на оплату труда в конкретном периоде.

Нельзя признавать представительскими те затраты, которые были направлены на организацию приема, на котором никаким образом не затрагивалась основная деятельность компании налогоплательщика. Поэтому нередко налоговые органы сомневаются в том, что налогоплательщик правильно причислил затраты к определенной категории, поэтому приходится официально и документально подтверждать данный факт.

Документальное оформление представительских расходов

Не существует каких-либо специфических документов, с помощью которых осуществляется подтверждение представительских расходов. Поэтому для целей налогообложения можно использовать любые первичные документы, выступающие в качестве подтверждения данных затрат. К ним относятся всевозможные отчеты, которые должны быть в обязательном порядке утверждены руководством компании, а также здесь могут быть указы или счета, запросы или договоры. Любые затраты должны быть в обязательном порядке подтверждены только первичной документацией, а в ином случае налоговые органы имеют право отказать в причислении их к представительским.

НДС и представительские расходы

Налог на добавленную стоимость должен уплачиваться только тогда, когда организация передает своим клиентам какие-либо товары или оказывает услуги, которые предоставляются не на бесплатной основе. Поэтому представительские расходы никаким образом не связаны с НДС, поэтому не облагаются данным налогом.

Оформление и нормирование расходов

Представительские расходы нормируются в размере 4% от суммы заработной платы всех работников организации за определенный период. Однако каждая организация может самостоятельно утверждать приказом генерального директора специальные нормативы. Дополнительно назначаются определенные ответственные лица, которые занимаются этими расходами. Также данные затраты нуждаются в правильном и грамотном оформлении, а занимается этим специальное официальное лицо, обладающее соответствующими полномочиями.

Для этого составляется специальный отчет, в котором имеется дата проведения какого-либо мероприятия, место его осуществления, количество приглашенных гостей, программа встречи, а также сумма представительских расходов, которые понадобились для проведения приема. К этому отчету в обязательном порядке нужно приложить первичные документы, выступающие в качестве подтверждения затрат. К ним можно отнести чеки или акты, а также другие документы. Дополнительно в отчете рекомендуется указать, в каких целях проводилось определенное мероприятие, а также были ли они достигнуты.

Учет расходов

Списание представительских расходов может быть произведено только в случае, если они являются официальным и подтвержденными документами, а также обоснованными и правильно учтенными. Только в этом случае данные затраты могут уменьшить налогооблагаемую прибыль, в результате чего будет существенно снижен налог на прибыль. Однако сумма данных расходов должна находиться в определенных нормированных пределах, а в ином случае нельзя будут уменьшить налог.

Сумму налога на добавленную стоимость по данным расходам, которые уменьшают прибыль до налогообложения, можно принимать к вычету, что существенно экономит затраты компании.

Поэтому каждая крупная компания, которая занимается деятельностью, связанной с работой с большим количеством партнеров, должна знать, каким образом нужно оформлять представительские расходы, каков их размер должен быть, а также какие документы должны иметься, чтобы эти расходы были приняты к вычету. Нередко налоговые органы негативно относятся к этим затратам, поэтому часто приходится спорить и доказывать правоту компаний, которые причислили затраты к представительским расходам. Это можно сделать только при наличии соответствующего отчета и первичной документации, которая должна быть в полном размере.

Норматив представительских расходов

Аудит и расходы фирмы / Представительские расходы / Норматив представительских расходов

Страница 1

Представительские расходы являются нормируемыми расходами. Это значит, что при расчете налога на прибыль за отчетный (налоговый) период организация может учесть эти расходы в размере, который не превышает 4 процента от расходов на оплату труда предприятия за этот период.

Расходы и доходы при расчете налога на прибыль учитываются нарастающим итогом в течение года. Поэтому бухгалтеру необходимо пересчитывать сумму расходов, которая укладывается в установленный норматив. Делать это можно ежемесячно тем организациям, которые уплачивают ежемесячные авансовые платежи, или ежеквартально – тем предприятиям, которые перечисляют ежеквартальные авансовые платежи по налогу на прибыль.

Так как в налоговом учете нормируемые расходы учитываются не в полной сумме, то в бухгалтерском учете затраты оказываются выше, чем в налоговом. В то же время расходы, не учтенные в одном отчетном периоде, могут быть признаны в другом отчетном периоде.

Сумма сверхнормативных представительских расходов представляет собой постоянную разницу (п. 4 ПБУ 18/02). Возникшую постоянную разницу можно учитывать как на отдельном субсчете к счету учета затрат, или же отражать обособленно в регистрах аналитического учета.

В первом случае к счету учета затрат открывается два субсчета. Например:

– Субсчет 1 «Расходы, учитываемые в целях налогообложения»;

– Субсчет 2 «Расходы, не учитываемые в целях налогообложения».

Во втором случае сумма представительских расходов полностью отражается на синтетическом счете без применения субсчетов.

На основании постоянной разницы организация обязана формировать постоянные налоговые обязательства. Такое требование установлено пунктом 7 Положения по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» (ПБУ 18/02), которое утверждено приказом Минфина России от 19 ноября 2002 г. № 114н.

Если постоянная разница возникает в течение отчетного года, то в последующие периоды указанная сумма расходов может уложиться в установленный лимит. В этом случае начисленное постоянное налоговое обязательство необходимо уменьшить или вовсе списать.

Представительские расходы в пределах установленных лимитов могут учитываться при расчете налога на прибыль на основании тех же первичных документов, на основании которых они были приняты к бухгалтерскому учету.

В том случае, если сумма представительских расходов в бухгалтерском учете превышает лимит, установленный для целей налогообложения, бухгалтеру необходимо составить еще один документ – бухгалтерскую справку. В ней нужно рассчитать сумму представительских расходов, которая может быть учтена при расчете налога на прибыль.

ПРИМЕР

Организация перечисляет авансовые платежи по налогу на прибыль ежемесячно, исходя из фактической прибыли.

За 11 месяцев 2006 года расходы организации по оплате труда составили 200 000 руб. Сумма представительских расходов, отраженная в бухгалтерском учете за этот период, равна 11 300 руб. (без учета НДС). Помимо расходов на организацию деловой встречи, транспортного и буфетного обслуживания, в них включены расходы на посещение театра и концертного зала в размере 2300 руб. Как мы уже говорили выше, в целях налогообложения указанные затраты не относятся к представительским расходам. Более того, они вовсе не учитываются в целях налогообложения. Поэтому включить в состав представительских расходов организация сможет 9000 руб. (11 300 – 2300).

При расчете налога на прибыль за этот период организация может учесть в составе затрат текущего отчетного периода представительские расходы в размере 8000 руб. (200 000 руб. х 4 %). Чтобы скорректировать данные бухгалтерского учета для целей налогообложения, в конце ноября бухгалтер организации составил следующий расчет:

В бухгалтерском учете организации были сделаны такие записи:

ДЕБЕТ 26-1 КРЕДИТ 60, 71, 76 …

– 8000 руб.

– отражена сумма представительских расходов, которую можно учесть в целях налогообложения;

ДЕБЕТ 26-2 КРЕДИТ 60, 71, 76 ….

– 3300 руб. (1 000 + 2300) – отражена сумма представительских расходов, которая не учитывается при расчете налога на прибыль.

Сумма сверхнормативных представительских расходов в размере 1000 руб. (9000 руб.

– 8000 руб.), а также величина расходов, связанных с проведением культурно-развлекательных мероприятий, в размере 2300 руб. является постоянной разницей, на основании которой бухгалтер сформировал постоянное налоговое обязательство:

ДЕБЕТ 99 субсчет «ПНО»

КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»

– 792 руб. (3300 руб. х24 %) – отражена сумма постоянных налоговых обязательств.

В декабре 2006 года расходы на оплату труда составили 30 000 руб. Следовательно, в целом за год расходы на оплату труда равны 230 000 руб. Величина представительских расходов, осуществленных организацией за отчетный период, не изменилась.

Страницы: 1 2

Смотрите также

Разработочная таблица Начислена амортизация нематериальных активов: а) по патенту, использованному при производстве продукции А б) по программному обеспечению ЭВМ в управлении фирмой …

Учёт амортизации основных средств в бухгалтерском учёте
Стоимость объектов основных средств погашается посредством начисления амортизации. Амортизация — это возмещение износа основных средств в стоимостном выражении, заключающееся в постепенном перен …

Аудит расчетных операций
Рациональная организация контроля за состоянием расчетов способствует укреплению договорной и расчетной дисциплины, выполнению обязательств по поставкам продукции в заданном ассортименте и качеств …

Сумма представительских расходов уменьшает налогооблагаемую прибыль только при условии, что она не превышает 4% от затрат организации на оплату труда (ст. 264 НК РФ). Перечень этих затрат приведен в статье 255 НК РФ.

Сумма представительских расходов, которая превышает этот норматив, налогооблагаемую прибыль не уменьшает. Сумма НДС по представительским расходам, уменьшающим налогооблагаемую прибыль, принимается к вычету.

Как отразить в учете представительские расходы, рассмотрим на примере.

Пример

В марте ЗАО «Актив» принимало три делегации, прибывшие на переговоры для заключения договоров о продаже готовой продукции.

Для обеспечения приема делегации были оплачены расходы на проведение обедов с каждой делегацией на сумму 12 390 руб., в том числе НДС – 1890 руб.

Для оплаты представительских расходов работнику «Актива» Иванову был выдан аванс в сумме 15 000 руб.

При выдаче денежных средств под отчет бухгалтеру «Актива» надо сделать запись:

Дебет 71 Кредит 50-1

– 15 000 руб. – выданы наличные денежные средства Иванову для оплаты представительских расходов.

Расходы «Актива» на оплату труда работников в I квартале составили 180 000 руб.

Сумма представительских расходов, которые уменьшают налогооблагаемую прибыль, составляет:

180 000 руб. х 4% = 7200 руб.

Сумма НДС, которая подлежит налоговому вычету, составит:

7200 руб. х 18% = 1296 руб.

При отражении представительских расходов бухгалтеру «Актива»

следует сделать записи:

Дебет 19 Кредит 71

– 1890 руб. – учтена сумма НДС по представительским расходам (на основании счета-фактуры ресторана);

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19

– 1296 руб. – произведен налоговый вычет НДС по представительским расходам (в пределах норм);

Дебет 44 Кредит 71

– 10 500 руб. (12 390 – 1890) – учтены представительские расходы;

Дебет 91-2 Кредит 19

– 594 руб. (1890 – 1296) – списан НДС, не принимаемый к вычету;

Дебет 50-1 Кредит 71

– 2610 руб. (15 000 – 12 390) – Иванов вернул в кассу неизрасходованные средства.

Подборка наиболее важных документов по запросу Представительские расходы налог на прибыль (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

«Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000 N 117-ФЗ
(ред.

от 04.06.2018)2. К представительским расходам относятся расходы налогоплательщика на официальный прием и (или) обслуживание представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества, а также участников, прибывших на заседания совета директоров (правления) или иного руководящего органа налогоплательщика, независимо от места проведения указанных мероприятий. К представительским расходам относятся расходы на проведение официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия) для указанных лиц, а также официальных лиц организации-налогоплательщика, участвующих в переговорах, транспортное обеспечение доставки этих лиц к месту проведения представительского мероприятия и (или) заседания руководящего органа и обратно, буфетное обслуживание во время переговоров, оплата услуг переводчиков, не состоящих в штате налогоплательщика, по обеспечению перевода во время проведения представительских мероприятий.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Представительские расходы налог на прибыль

Представительские расходы

В учреждения образования в целях обмена опытом, заключения контрактов и решения иных задач приезжают представители других организаций, иностранные делегации. С их приемом и обслуживанием связаны определенные затраты — так называемые представительские расходы. Какие требования предъявляет гл. 25 НК РФ к их учету в целях исчисления налога на прибыль, вы узнаете из данной статьи.

Поскольку в статье рассматривается налоговый учет представительских расходов, подразумевается их осуществление учреждениями образования за счет средств от деятельности, приносящей доход.

Согласно п. 2 ст. 264 НК РФ представительскими расходами в целях налогообложения прибыли являются расходы налогоплательщика на официальный прием и (или) обслуживание представителей других организаций, участвующих в переговорах для установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества. Исходя из данного определения, основным критерием признания расходов представительскими является то, что они связаны с приемом и обслуживанием представителей сторон, участвующих в переговорах. Если учреждение осуществляет расходы по приему иных лиц, например проверяющих органов, эти расходы не могут быть учтены при исчислении налога на прибыль.

Состав представительских расходов

Статьей 264 НК РФ перечислены расходы, которые учреждения образования могут учесть в составе представительских. Напомним читателям состав представительских расходов. К ним относятся:

  • расходы на проведение официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия);
  • транспортные расходы по доставке лиц, участвующих в переговорах, к месту проведения мероприятия и обратно. Под действие этого пункта не подпадает оплата стоимости проезда участников переговоров из других городов или стран в город, в котором состоится официальное мероприятие (Письмо УФНС по г. Москве от 11.11.2004 N 26-12/73173). На основании данной нормы к представительским расходам относится оплата проезда прибывших приглашенных лиц к месту проведения официального мероприятия, например, от места нахождения принимающей организации или от гостиницы;
  • буфетное обслуживание во время переговоров;
  • оплата услуг переводчиков, не состоящих в штате налогоплательщика, по обеспечению перевода во время проведения представительских мероприятий.

Примечание. НК РФ к представительским относит расходы учреждения, связанные с официальным приемом и (или) обслуживанием не только представителей других организаций, но и официальных лиц самого учреждения образования, участвующих в переговорах. В нем также дано понятие официального приема, к которому законодатель относит завтрак, обед или иное аналогичное мероприятие.

В ст. 264 НК РФ указано, что к представительским расходам не относятся затраты учреждения на организацию развлечений, отдыха, профилактики или лечения заболеваний.

Позиция налоговых органов по вопросу о составе затрат, включаемых в представительские расходы, состоит в том, что перечень затрат, приведенный в п. 2 ст. 264 НК РФ, является исчерпывающим, а все, что в нем не названо, к представительским расходам, учитываемым в целях налогообложения прибыли, не относится. По их мнению, нельзя отнести к представительским расходам затраты:

  • на приобретение подарков для деловых партнеров (Письмо Минфина России от 16.08.2006 N 03-03-04/4/136);
  • на оформление виз для иностранных партнеров (Письмо УМНС по г. Москве от 13.02.2002 N 26-12/6751);
  • на оформление помещений для проведения официального приема (Письмо УМНС по г. Москве от 22.01.2004 N 26-08/4777);
  • на аренду помещения, в котором проводится официальный прием (Письмо Минфина России от 12.03.2003 N 04-02-03/29).

С такой позицией налоговых органов не соглашаются арбитражные суды. Они, как правило, придерживаются мнения, что перечень представительских расходов не является закрытым и при разрешении вопроса об отнесении расходов к представительским прежде всего следует исходить из их экономической оправданности (Постановление ФАС ВВО от 15.03.2006 N А29-1822/2005а).

В Постановлении ФАС МО от 12.09.2005 N КА-А40/8426-05 рассматривалось дело о правомерности отнесения организацией к представительским расходам затрат на аренду ресторана для проведения официального приема делегации. Организация учла их как представительские расходы. Однако, как следует из материалов дела, при налоговой проверке налоговый орган с этим не согласился. По его мнению, данные расходы относятся к расходам на организацию развлечений и отдыха, которые в соответствии с п. 2 ст. 264 НК РФ не относятся к представительским расходам. Арбитры заняли сторону организации, указывая, что расходы по аренде ресторана для проведения официального приема являются представительскими расходами, которые подтверждены соответствующими первичными документами. В свою очередь, налоговым органом не было представлено доказательств того, что данные расходы связаны с организацией развлечений и отдыха.

Исходя из вышеизложенного, произведенные учреждением образования представительские расходы признаются таковыми независимо от места проведения запланированных мероприятий. Таким образом, эти затраты могут быть осуществлены как в самом учреждении, так и в арендованном им помещении либо в местах общественного питания (ресторане, кафе, баре и прочих).

Однако следует учесть решение, вынесенное в Постановлении ФАС СЗО от 27.10.2005 N А56-3124/2005: арбитражные судьи не поддержали организацию, которая для проведения официальных переговоров отнесла на представительские расходы затраты по аренде банкетного зала, в котором находились боулинговые дорожки. Несмотря на то что боулинговые дорожки организацией не использовались и их аренда являлась одним из условий аренды данного банкетного зала, судьи пришли к выводу, что расходы по аренде боулинговых дорожек относятся к расходам на организацию развлечений и отдыха и, соответственно, не могут быть отнесены к представительским.

В отношении включения в состав представительских расходов таких затрат, как затраты на цветы, конфеты, мнения налоговых органов и арбитражных судей разделяются. Налоговики возражают против учета таких затрат в целях налогообложения прибыли. Поэтому доказывать правомерность их включения в состав представительских расходов, скорее всего, придется в суде. Судебная практика также противоречива. Одни суды считают, что данные расходы подлежат включению в состав представительских (Постановления ФАС ЗСО от 11.05.2006 N Ф04-2610/2006(22165-А46-40), ФАС ПО от 01.02.2005 N А57-1209/04-16). По мнению других, налогоплательщик обязан доказать экономическую обоснованность расходов на приобретение цветов. В том случае, если он этого сделать не сможет, данные расходы нельзя отнести к представительским (Постановление ФАС ВВО от 15.03.2006 N А29-1822/2005а).

В Письме Минфина России от 05.04.2005 N 03-03-01-04/1/157 рассматривался вопрос о правомерности отнесения к представительским расходам затрат на завтраки, обеды и ужины, не носящие официального характера. Финансовые органы указали, что такие затраты должны оплачиваться представителями делегаций, прибывшими на переговоры, за счет суточных либо за счет собственных средств. Если подобные расходы все-таки произведены за счет средств учреждения образования, то они не могут рассматриваться в качестве представительских, поскольку питание в таких случаях предоставляется не в рамках официальных встреч, и, следовательно, эти затраты учесть при исчислении налога на прибыль нельзя. Аналогичное мнение высказано в Письме УФНС по г. Москве от 16.05.2006 N 20-12/41851.

Нельзя учесть в составе представительских расходов затраты на оплату проживания участников иностранной делегации на том основании, что данный вид расходов не предусмотрен п. 2 ст. 264 НК РФ (Письмо Минфина России от 16.04.2007 N 03-03-06/1/235).

Много вопросов возникает по поводу правомерности отнесения к представительским расходов по приобретению спиртных напитков при организации официального приема. В Письме Минфина России от 16.08.2006 N 03-03-04/4/136 разъяснено, что расходы на приобретение продуктов питания для организации официального приема, в том числе спиртных напитков, можно отнести к представительским. Однако сумма затрат на спиртные напитки должна быть ограничена обычаями делового оборота (Письмо Минфина России от 19.11.2004 N 03-03-01-04/2/30). Согласно ст. 5 ГК РФ обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством (независимо от того, зафиксировано оно в каком-либо документе или нет). Судьи ФАС СЗО в Постановлении от 31.05.2004 N А56-34683/03 также придерживаются мнения, что затраты, связанные с приобретением алкогольной продукции, можно включать в состав представительских расходов, так как Налоговым кодексом не определен перечень продуктов и напитков, которые не могут включаться в состав представительских расходов. В целях обоснования расходов на алкогольную продукцию при проведении официального приема рекомендуем утвердить нормы расходов на алкогольную продукцию.

Документальное оформление представительских расходов

Представительские расходы могут быть учтены при определении налоговой базы по налогу на прибыль только при их соответствии критериям, предусмотренным п. 1 ст. 252 НК РФ, то есть они должны быть обоснованны и подтверждены налогоплательщиком первичными документами, оформленными согласно законодательству РФ.

Согласно п.

2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" документы должны быть составлены по формам, содержащимся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. Если какой-либо формы в них нет, то учреждение имеет право разработать ее самостоятельно, обязательно включив в нее следующие реквизиты:

  • наименование;
  • дату составления;
  • наименование организации, от имени которой составлен документ;
  • содержание хозяйственной операции;
  • измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;
  • наименования должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
  • личные подписи этих лиц.

Если документ, составленный в произвольной форме, не содержит обязательных реквизитов, то его нельзя считать оправдательным документом, подтверждающим представительские расходы.

Для документального подтверждения представительских расходов Минфин в Письме от 13.11.2007 N 03-03-06/1/807 рекомендовал помимо первичной учетной документации оформлять также внутренние организационно-распорядительные документы. В частности, к ним относятся:

  • приказ руководителя учреждения об осуществлении расходов на представительские цели;
  • смета представительских расходов;
  • отчет по проведенным представительским мероприятиям.

В приказе следует предусмотреть указание о направлении приглашения на официальный прием представителям других учреждений, а также о цели их прибытия.

В составленной принимающей стороной программе официального приема отражаются место и сроки проведения, количество приглашенных лиц и представителей принимающей стороны, темы переговоров. Однако ФАС УО в Постановлении от 07.09.2005 N Ф09-3872/05-С7 пришел к выводу, что налоговое законодательство не требует обязательного включения в перечень документов, подтверждающих осуществление представительских расходов, поименного списка представителей организаций — участников переговоров и программы проведения деловой встречи. По мнению автора, такая информация в документации не будет лишней.

По завершении официального приема в бухгалтерию предъявляется акт на списание представительских расходов, утвержденный руководителем учреждения, с указанием сумм (с расшифровкой) фактически произведенных представительских расходов (авансовый отчет об использовании подотчетных сумм (в случае их выдачи сотруднику)). Можно приложить к акту отчет о переговорах, в котором следует отразить их результаты (заключены договоры, контракты, подписаны предварительные соглашения или иные документы), — это позволит учреждению избежать придирок со стороны налоговых органов. Если в составе представительских расходов учитываются затраты на транспортное обслуживание, оплату услуг переводчика или сторонних организаций, то в качестве подтверждающих документов можно предъявить счета предприятий общественного питания, кассовые и товарные чеки, накладные, торгово-закупочные акты, акты выполненных работ и другие.

Признание представительских расходов при расчете налога на прибыль

Главой 25 НК РФ установлено, что при исчислении налога на прибыль представительские расходы необходимо учитывать в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, однако предусмотрено ограничение по сумме признаваемых расходов.

Согласно п. 2 ст. 264 НК РФ ни в каком отчетном (налоговом) периоде величина признаваемых представительских расходов не должна превышать 4% от суммы расходов учреждения на оплату труда за указанный период.

В соответствии с п. 7 ст. 274 и ст. 315 НК РФ при расчете налоговой базы по налогу на прибыль доходы и расходы определяются нарастающим итогом с начала налогового периода, которым признается календарный год. Следовательно, в течение налогового периода сумма расходов на оплату труда в целях обложения налогом на прибыль будет увеличиваться. Значит, изменится и предельный размер представительских расходов, который может быть учтен в целях налогообложения. В результате сумма представительских расходов, не учтенная в одном из отчетных периодов, может быть принята в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль в другом отчетном периоде. По окончании налогового периода представительские расходы в части, превышающей предельные размеры, предусмотренные п. 2 ст. 264 НК РФ, не могут быть учтены при расчете налога на прибыль.

Пример. В университет прибыла иностранная делегация для установления сотрудничества в области научных исследований. При проведении переговоров университетом произведены следующие расходы за счет средств от приносящей доход деятельности:

  • оплата услуг общественного питания на официальный прием — 14 160 руб., в том числе НДС 18% — 2160 руб.;
  • оплата транспортных услуг по доставке участников переговоров к месту проведения мероприятия — 1770 руб., в том числе НДС 18% — 270 руб.;
  • оплата услуг переводчика — 3540 руб. без НДС;
  • затраты на закупку алкогольной продукции и табачных изделий — 4000 руб.

В ходе переговоров было достигнуто соглашение и заключен контракт на научные разработки (льгота по обложению НДС, пп. 16 п. 3 ст. 149 НК РФ). За отчетный период расходы по оплате труда составили 1 000 000 руб.

Представительские расходы составили 23 470 руб. (14 160 + 1770 + 3540 + 4000).

Норматив представительских расходов равен 40 000 руб. (1 000 000 руб.

x 4%).

Таким образом, университет учтет при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль сумму представительских расходов в полном размере.

Однако довольно часто налоговые органы исключают из состава расходов при исчислении налога на прибыль представительские расходы в связи с отсутствием результатов переговоров с представителями других организаций. С таким мнением проверяющих органов не соглашаются судьи. Тому пример решение, принятое Постановлением ФАС ПО от 29.03.2005 N А12-18384/04-С36. Судьи отметили, что результаты переговоров, подписанные договоры и соглашения, программа переговоров, а также перечень решаемых вопросов, на отсутствие которых ссылается налоговый орган, не относятся к первичным учетным документам и их наличие не является обязательным условием для подтверждения налогоплательщиком фактически произведенных затрат.

В Постановлении ФАС УО от 17.06.2004 N Ф09-2441/04-АК судьи также указали, что ссылка налогового органа на отсутствие связи спорных затрат с конкретными доходами не принимается, так как, учитывая характер управленческих расходов, они не могут быть связаны с определенным доходом, как, например, материальные, и достаточно, что они есть в принципе в соответствующем размере.

Следовательно, безрезультатность переговоров не влияет на принятие затрат на организацию переговоров в составе представительских расходов.

И.Зернова

Редактор журнала

"Бюджетные учреждения образования:

бухгалтерский учет и налогообложение"

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *