Компенсация проезда к месту работы

Лица, работающие в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя стоимости проезда и провоза багажа в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно. Право на компенсацию указанных расходов возникает у работника одновременно с правом на получение ежегодного оплачиваемого отпуска за первый год работы в данной организации.
Федеральные государственные органы, государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, федеральные государственные учреждения оплачивают работнику стоимость проезда в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно любым видом транспорта (за исключением такси), в том числе личным, стоимость провоза багажа весом до 30 килограммов, а также стоимость проезда и провоза багажа к месту использования отпуска работника и обратно неработающим членам его семьи (мужу, жене, несовершеннолетним детям, фактически проживающим с работником) независимо от времени использования отпуска.
Оплата стоимости проезда работника и членов его семьи личным транспортом к месту использования отпуска и обратно производится по наименьшей стоимости проезда кратчайшим путем.

Оплата стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска работника федерального государственного органа, государственного внебюджетного фонда Российской Федерации или федерального государственного учреждения и членов его семьи и обратно производится по заявлению работника не позднее чем за три рабочих дня до отъезда в отпуск исходя из примерной стоимости проезда. Окончательный расчет производится по возвращении из отпуска на основании предоставленных билетов или других документов.

Порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в федеральных государственных органах, государственных внебюджетных фондах Российской Федерации, федеральных государственных учреждениях, и членов их семей устанавливается нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Выплаты, предусмотренные настоящей статьей, являются целевыми и не суммируются в случае, когда работник и члены его семьи своевременно не воспользовались правом на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно.

Гарантии и компенсации, предусмотренные настоящей статьей, предоставляются работнику федерального государственного органа, государственного внебюджетного фонда Российской Федерации или федерального государственного учреждения и членам его семьи только по основному месту работы работника.

Размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в государственных органах субъектов Российской Федерации, государственных учреждениях субъектов Российской Федерации, устанавливаются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в органах местного самоуправления, муниципальных учреждениях, — нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, у других работодателей, — коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, трудовыми договорами.

Комментарий к статье 325 Трудового Кодекса РФ

§ 1. Статья 325 после существенных изменений, внесенных в нее Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, снова подверглась изменениям в основном редакционного характера.

Существенное значение имеют дополнения.

Одно из них — о том, что право на компенсацию расходов на проезд к месту использования отпуска и обратно и провоза багажа (в пределах 30 килограмм) возникает у работника организации, финансируемой из федерального бюджета, одновременно с правом на получение ежегодного оплачиваемого отпуска за первый год работы в данной организации, но реализовать это право они могут, как и прежде, один раз в два года.

Другое дополнение ст. 325 устанавливает, что порядок компенсации таких расходов для указанных лиц и членов их семей устанавливается Правительством РФ.

Поскольку вопросы оплаты проезда и провоза багажа членам семьи решаются в других частях ст. 325, ее прежняя ч. 3 исключена.

§ 2. В связи с изменениями и дополнениями, внесенными в главу 50, необходимо учитывать, что теперь тексты ее статей и статей Закона РФ от 19 февраля 1993 г. не во всем совпадают, хотя после изменений в соответствии с Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ они, по сути, были синхронизированы.

Следствием новых изменений главы 50 ТК является необходимость руководствоваться статьями Кодекса при расхождении с ними статей Закона РФ от 19 февраля 1993 г. (см. ст. 5 ТК).

§ 3. Изменения, внесенные ранее в ст. 325 ТК Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ (СЗ РФ. 2004. N 35. Ст. 3607), продублированы в тексте ст. 33 Закона РФ от 19 февраля 1993 г., в редакции того же Федерального закона.

Изменения связаны с разграничением компетенции в вопросе о компенсации расходов северянам при проезде к месту использования отпуска и обратно.

Статья 325 ТК и ст. 33 Закона РФ от 19 февраля 1993 г. теперь предусматривают компенсацию таких расходов работникам организаций, финансируемых из федерального бюджета, и членам их семей.

Работникам организаций, финансируемых из бюджетов субъектов РФ или местных бюджетов, размер, условия и порядок компенсации расходов на эти цели устанавливаются соответственно субъектами РФ и органами местного самоуправления. Если же организация не относится к бюджетной сфере, указанные выше вопросы решаются коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, трудовым договором, т.е. в порядке, предусмотренном последней частью ст. 325 в новой редакции.

Представляется, что вопросы, связанные с размером, условиями и порядком выплаты компенсации расходов северян на проезд к месту проведения отпуска и обратно, целесообразно решать в региональных и территориальных соглашениях, заключаемых до утверждения соответствующего бюджета, коллективных договорах. Если же в организации коллективный договор не заключается, работодатель при издании локального акта должен руководствоваться ст. 8, 371, 372 ТК.

§ 4. Статья 325 ТК в новой редакции предусматривает:

1) право работников организаций, финансируемых из федерального бюджета, на оплату проезда к месту использования отпуска в пределах территории РФ и обратно один раз в два года за счет средств работодателя (организации, финансируемой из федерального бюджета). При этом может быть использован любой вид транспорта, в том числе личный (за исключением такси). Оплата стоимости проезда личным транспортом ограничена и производится по наименьшей стоимости кратчайшим путем;

2) право на оплату стоимости провоза багажа весом до 30 килограммов;

3) право на оплату за счет работодателя (организации, финансируемой из федерального бюджета) стоимости проезда к месту использования отпуска работника и обратно и провоза багажа неработающим членам его семьи (мужу, жене, несовершеннолетним детям, фактически проживающим с работником) независимо от времени использования отпуска;

4) необходимость письменного заявления работника не позднее чем за три рабочих дня до отъезда в отпуск об оплате проезда и провоза багажа исходя из примерной стоимости документов;

5) выплаты, предусмотренные ст. 325, — целевые и не суммируются в случае, когда работник или члены его семьи своевременно (т.е. один раз в два года) не воспользовались правом на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно;

6) гарантии и компенсации, предусмотренные этой статьей, предоставляются работнику организации, финансируемой из федерального бюджета, членам его семьи только по основному месту работы работника.

Судебная практика идет по пути признания права на оплату проезда в отпуск не только работнику, но и члену его семьи — пенсионеру по старости (БВС РФ. 2002. N 4. С. 18, 19) и нераспространения действия соответствующих норм на члена семьи, обучающегося вне района Крайнего Севера и проживающего по месту учебы (БВС РФ. 2002. N 4. С. 22)

§ 5. В ст. 325 предусмотрен порядок оплаты проезда работника и членов его семьи к месту использования отпуска и обратно.

Во-первых, оплата производится перед отъездом в отпуск исходя из примерной стоимости проезда.

Во-вторых, окончательный расчет производится по возвращении из отпуска на основании представленных билетов или других документов.

Судебная практика признает, что лицо, имеющее право на оплату проезда к месту проведения очередного ежегодного отпуска и обратно, в случае утраты проездных документов может подтвердить использование им отпуска за пределами места постоянного проживания иными документами, свидетельствующими о его выезде к месту отдыха и обратно (например, свидетельством о регистрации по месту пребывания, копиями авиабилетов) (БВС РФ. 2003. N 8. С. 5, 6).

§ 6. В случаях, когда с работником расторгается трудовой договор и он не возвращается на работу в северный район, окончательный расчет по расходам на проезд к месту проведения отпуска производится на основе документов, присланных работником работодателю. При отсутствии разногласий работодатель обязан перечислить работнику причитающиеся ему суммы по новому месту жительства.

Лицо, имеющее право на оплату проезда к месту проведения очередного ежегодного отпуска и обратно, в случае утраты проездных документов может подтвердить использование им отпуска за пределами места постоянного проживания иными документами, свидетельствующими о его выезде к месту отдыха и обратно (БВС РФ. 2003. N 9. С. 5).

Споры по этим вопросам рассматриваются в порядке, предусмотренном для разрешения индивидуальных трудовых споров (см. ст. 382, 385, 391 ТК).

§ 7. Поскольку выплаты, производимые в связи с отъездом работника в отпуск, носят целевой характер (предусмотрен для возмещения именно этих расходов), не использованные работником своевременно выплаты не суммируются.

При отъезде в отпуск работник вправе получить компенсацию расходов в связи с использованием именно этого отпуска.

§ 8. Работники, состоящие в трудовых отношениях с несколькими работодателями, имеют право на получение указанных выше компенсаций только по основному месту работы.

§ 9. Компенсация расходов стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовой пенсии по старости и по инвалидности к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно один раз в два года осуществляется в порядке, определяемом Правительством РФ (ст. 34 Закона РФ от 19 февраля 1993 г., в редакции от 22 августа 2004 г.).

Другой комментарий к статье 325 ТК РФ

1. Комментируемая статья устанавливает общее правило об оплате один раз в два года за счет средств работодателя стоимости проезда и провоза багажа в пределах территории РФ к месту использования отпуска и обратно для всех лиц, работающих в любых организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, финансируемых из федерального бюджета, и членов их семей устанавливается Постановлением Правительства РФ от 12 июня 2008 г. N 455 «О порядке компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в федеральных органах государственной власти (государственных органах) и федеральных государственных учреждениях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей».

2. Работникам учреждений и членам их семей один раз в два года производится компенсация за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета расходов на оплату стоимости проезда в пределах территории РФ к месту использования ежегодного оплачиваемого отпуска работника и обратно любым видом транспорта (за исключением такси), в том числе личным, а также провоза багажа весом до 30 кг (далее — компенсация расходов).

3. К членам семьи работника учреждения, имеющим право на компенсацию расходов, относятся неработающие муж (жена), несовершеннолетние дети (в том числе усыновленные), фактически проживающие с работником.

Оплата стоимости проезда и провоза багажа членам семьи работника учреждения производится при условии их выезда к месту использования отпуска работника (в один населенный пункт по существующему административно-территориальному делению) и возвращения (как вместе с работником, так и отдельно от него).

4.

Право на компенсацию расходов за первый и второй годы работы возникает у работника учреждения одновременно с правом на получение ежегодного оплачиваемого отпуска за первый год работы. В дальнейшем у работника учреждения возникает право на компенсацию расходов за третий и четвертый годы непрерывной работы в указанном учреждении — начиная с третьего года работы, за пятый и шестой годы — начиная с пятого года работы и т.д.

Право на оплату стоимости проезда и провоза багажа у членов семьи работника учреждения возникает одновременно с возникновением такого права у работника учреждения.

Компенсация расходов является целевой выплатой. Средства, выплачиваемые в качестве компенсации расходов, не суммируются в случае, если работник и члены его семьи своевременно не воспользовались своим правом на компенсацию.

5. Расходы, подлежащие компенсации, включают:

а) оплату стоимости проезда к месту использования отпуска работника учреждения и обратно к месту постоянного жительства — в размере фактических расходов, подтвержденных проездными документами (включая оплату услуг по оформлению проездных документов, предоставление в поездах постельных принадлежностей), но не выше стоимости проезда:

железнодорожным транспортом — в купейном вагоне скорого фирменного поезда;

водным транспортом — в каюте V группы морского судна регулярных транспортных линий и линий с комплексным обслуживанием пассажиров, в каюте II категории речного судна всех линий сообщения, в каюте I категории судна паромной переправы;

воздушным транспортом — в салоне экономического класса; автомобильным транспортом — в автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси), при его отсутствии — в автобусах с мягкими откидными сиденьями;

б) оплату стоимости проезда автомобильным транспортом общего пользования (кроме такси) к железнодорожной станции, пристани, аэропорту и автовокзалу при наличии документов (билетов), подтверждающих расходы;

в) оплату стоимости провоза багажа весом не более 30 кг на работника и 30 кг на каждого члена семьи независимо от количества багажа, разрешенного для бесплатного провоза по билету на тот вид транспорта, которым следует работник и члены его семьи, в размере документально подтвержденных расходов.

Если представленные работником документы подтверждают произведенные расходы на проезд по более высокой категории проезда, компенсация расходов производится на основании справки о стоимости проезда в соответствии с установленной категорией проезда, выданной работнику (членам его семьи) соответствующей транспортной организацией, осуществляющей перевозку, или ее уполномоченным агентом (далее — транспортная организация), на дату приобретения билета. Расходы на получение указанной справки компенсации не подлежат.

При отсутствии проездных документов компенсация расходов производится при документальном подтверждении пребывания работника учреждения и членов его семьи в месте использования отпуска (при наличии документов, подтверждающих пребывание в гостинице, санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, на туристической базе, а также в ином подобном учреждении или удостоверяющих регистрацию по месту пребывания) на основании справки транспортной организации о стоимости проезда по кратчайшему маршруту следования к месту использования отпуска и обратно в размере минимальной стоимости проезда:

при наличии железнодорожного сообщения — по тарифу плацкартного вагона пассажирского поезда;

при наличии только воздушного сообщения — по тарифу на перевозку воздушным транспортом в салоне экономического класса;

при наличии только морского или речного сообщения — по тарифу каюты X группы морского судна регулярных транспортных линий и линий с комплексным обслуживанием пассажиров, каюты III категории речного судна всех линий сообщения;

при наличии только автомобильного сообщения — по тарифу автобуса общего типа.

6. Компенсация расходов при проезде работника учреждения и членов его семьи к месту использования отпуска и обратно личным транспортом производится при документальном подтверждении пребывания работника и членов его семьи в месте использования отпуска в размере фактически произведенных расходов на оплату стоимости израсходованного топлива, подтвержденных чеками автозаправочных станций, но не выше стоимости проезда, рассчитанной на основе норм расхода топлива, установленных для соответствующего транспортного средства, и исходя из кратчайшего маршрута следования.

7. Если работник учреждения проводит отпуск в нескольких местах, то компенсируются стоимость проезда только к одному из этих мест (по выбору работника), а также стоимость обратного проезда от того же места к месту постоянного жительства по фактическим расходам (при условии проезда по кратчайшему маршруту следования) или на основании справки о стоимости проезда, выданной транспортной организацией, но не более фактически произведенных расходов.

8. В случае использования работником отпуска за пределами России производится компенсация расходов по проезду железнодорожным, воздушным, морским, речным, автомобильным транспортом до ближайших к месту пересечения границы РФ железнодорожной станции, аэропорта, морского (речного) порта, автостанции. Основанием для компенсации расходов, кроме перевозочных документов, является копия заграничного паспорта (при предъявлении оригинала) с отметкой органа пограничного контроля (пункта пропуска) о месте пересечения Государственной границы РФ.

В случае поездки за пределы Российской Федерации воздушным транспортом без посадки в ближайшем к месту пересечения Государственной границы РФ аэропорту работником представляется справка о стоимости перевозки по территории РФ, включенной в стоимость перевозочного документа (билета), выданная транспортной организацией.

9. Письменное заявление о компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно представляется работником учреждения не позднее чем за две недели до начала отпуска.

Компенсация расходов производится учреждением исходя из примерной стоимости проезда на основании представленного работником заявления не позднее чем за три рабочих дня до отъезда работника в отпуск.

Для окончательного расчета работник обязан в течение трех рабочих дней с даты выхода на работу из отпуска представить отчет о произведенных расходах с приложением подлинников проездных и перевозочных документов (билетов, багажных квитанций, других транспортных документов), подтверждающих его расходы, либо справки о стоимости проезда, выданной транспортной организацией.

Работник учреждения обязан полностью вернуть средства, выплаченные ему в качестве предварительной компенсации расходов, в случае, если он не воспользовался ими в целях проезда к месту использования отпуска и обратно.

10. Компенсация расходов предоставляется работнику только по основному месту работы.

11. Судебная практика уточняет правила предоставления компенсаций лицам, работающим в организациях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Указанным лицам в связи с проездом к месту использования отпуска и обратно личным транспортом компенсируются фактически понесенные ими расходы на оплату стоимости израсходованного в пути топлива. Компенсация расходов, связанных с транспортировкой автомашины из мест, с которыми автомобильное сообщение отсутствует, не осуществляется, поскольку законодательством не предусмотрена (см. Определение ВС РФ от 1 сентября 2009 г. N 70-В09-5).

12. В Постановлении КС РФ от 9 февраля 2012 г. N 2-П указано следующее. Нормативное положение ч. 8 комментируемой статьи предполагает обязанность работодателей, не относящихся к бюджетной сфере и осуществляющих предпринимательскую и (или) иную экономическую деятельность в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, компенсировать работающим у них лицам расходы на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно и вместе с тем позволяет установить размер, условия и порядок данной компенсации на основе баланса интересов сторон трудового договора с учетом ее целевого назначения (максимально способствовать обеспечению выезда работника за пределы неблагоприятной природно-климатической зоны), а также принимая во внимание реальные экономические возможности работодателя, которые, однако, не могут служить основанием для полного отказа от компенсации или ее неоправданного занижения.

13. Компенсация расходов на оплату стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно в отношении женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком, осуществляется на общих основаниях, т.е. при предоставлении женщинам очередного оплачиваемого отпуска (письмо Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 15 февраля 2010 г. N 217-13).

Ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется женщине независимо от стажа работы у данного работодателя перед отпуском по беременности и родам или непосредственно после него либо по окончании отпуска по уходу за ребенком (см. ст. 260 ТК и комментарий к ней).

Статья 325. Компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

(см. текст в предыдущей

Лица, работающие в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя стоимости проезда и провоза багажа в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно. Право на компенсацию указанных расходов возникает у работника одновременно с правом на получение ежегодного оплачиваемого отпуска за первый год работы в данной организации.

(часть первая в ред. Федерального закона от 02.04.2014 N 50-ФЗ)

(см.

текст в предыдущей )

Федеральные государственные органы, государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, федеральные государственные учреждения оплачивают работнику стоимость проезда в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно любым видом транспорта (за исключением такси), в том числе личным, стоимость провоза багажа весом до 30 килограммов, а также стоимость проезда и провоза багажа к месту использования отпуска работника и обратно неработающим членам его семьи (мужу, жене, несовершеннолетним детям, фактически проживающим с работником) независимо от времени использования отпуска.

(часть вторая в ред. Федерального закона от 02.04.2014 N 50-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

Оплата стоимости проезда работника и членов его семьи личным транспортом к месту использования отпуска и обратно производится по наименьшей стоимости проезда кратчайшим путем.

Оплата стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска работника федерального государственного органа, государственного внебюджетного фонда Российской Федерации или федерального государственного учреждения и членов его семьи и обратно производится по заявлению работника не позднее чем за три рабочих дня до отъезда в отпуск исходя из примерной стоимости проезда. Окончательный расчет производится по возвращении из отпуска на основании предоставленных билетов или других документов.

(в ред. Федерального закона от 02.04.2014 N 50-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

Порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в федеральных государственных органах, государственных внебюджетных фондах Российской Федерации, федеральных государственных учреждениях, и членов их семей устанавливается нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 02.04.2014 N 50-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

Выплаты, предусмотренные настоящей статьей, являются целевыми и не суммируются в случае, когда работник и члены его семьи своевременно не воспользовались правом на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно.

Гарантии и компенсации, предусмотренные настоящей статьей, предоставляются работнику федерального государственного органа, государственного внебюджетного фонда Российской Федерации или федерального государственного учреждения и членам его семьи только по основному месту работы работника.

(в ред. Федерального закона от 02.04.2014 N 50-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

Размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в государственных органах субъектов Российской Федерации, территориальных фондах обязательного медицинского страхования, государственных учреждениях субъектов Российской Федерации, устанавливаются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в органах местного самоуправления, муниципальных учреждениях, — нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, у других работодателей, — коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, трудовыми договорами.

(в ред. Федеральных законов от 02.04.2014 N 50-ФЗ, от 03.07.2016 N 347-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )


Ст. 325 ТК РФ. Компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно

Расходы на оплату проезда сотрудников к месту работы и обратно

Организации в условиях конкуренции стараются удержать квалифицированные кадры. Для таких целей они предоставляют социальный пакет, возмещают понесенные сотрудниками дополнительные расходы. В статье речь пойдет о таких затратах, как оплата проезда к месту работы и обратно, предусмотренная трудовыми договорами, а именно: о приобретении для работников месячных, разовых проездных билетов на общественный транспорт, возмещении им расходов на проезд в общественном транспорте, об оплате организацией проезда сотрудников до работы и обратно спецмаршрутом.

У организации-"упрощенца", выбравшей объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при оплате проезда работников возникают вопросы о возможности учета затрат для целей исчисления единого налога, НДФЛ, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (далее — страховые взносы на ОПС), которые будут рассмотрены ниже.

Единый налог

Для тех, кто применяет УСН, при уменьшении налогооблагаемой базы наибольшие трудности вызывает то, что перечень возможных расходов, на которые ее можно уменьшать, невелик, при этом расходы должны удовлетворять ряду критериев, приниматься к учету в соответствии с нормами гл. 25 НК РФ. При учете расходов нужно применять именно те нормы, предназначенные для плательщиков налога на прибыль, которые позволят уверенно сказать, что "упрощенец" вправе учесть их.

Расходы на проезд сотрудников к месту работы и обратно при применении УСН могут быть признаны расходами на оплату труда (пп. 6 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Исходя из требований п. 2 ст. 346.16 НК РФ такие расходы учитываются в соответствии со ст. 255 НК РФ, согласно которой к расходам на оплату труда можно отнести затраты, связанные с содержанием работников, предусмотренные законодательством, трудовыми договорами и (или) коллективными договорами. В ст. 255 НК РФ рассматриваемые расходы прямо не поименованы, но ее п. 25 позволяет учесть их в качестве других видов расходов, произведенных в пользу работника.

Возможность учета расходов на проезд сотрудников до места работы и обратно следует из п.

26 ст. 270 НК РФ, согласно которому отказано в учете расходов на оплату проезда к месту работы и обратно транспортом общего пользования, специальными маршрутами, ведомственным транспортом, за исключением сумм, подлежащих включению в состав расходов на производство и реализацию товаров (работ, услуг) в силу технологических особенностей производства, и за исключением случаев, когда расходы на оплату проезда к месту работы и обратно предусмотрены трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами. Анализ нормы говорит о том, что расходы на доставку сотрудников к месту работы и обратно на общественном, ведомственном транспорте, специальном маршруте можно учесть в соответствии с указанным пунктом, в случаях если:

  • необходимость такого проезда вызвана технологическими особенностями производства. Это означает, что местонахождение организации удалено от места жительства работников и общественный транспорт туда не ходит либо ходит, но нерегулярно, и в нужный момент отсутствует, например, поздно вечером или в ночное время.

    Данные затраты для целей их учета должны быть прописаны в коллективном или трудовом договоре;

  • расходы на оплату проезда предусмотрены трудовыми и (или) коллективным договорами. В этом случае они являются расходами на оплату труда. Необходимость отражения в трудовом и (или) коллективном договорах обязанности организации оплачивать проезд работников вытекает из требования абз. 1 ст. 255 НК РФ: расходы должны быть предусмотрены нормами законодательства РФ, трудовыми и (или) коллективным договорами. Необходимость несения организацией данных расходов законодательством не предусмотрена, а их указания только в коллективном договоре недостаточно, так как ст. 270 НК РФ в п. 21 установлено еще одно ограничение: не учитываются расходы в виде расходов на любые виды вознаграждений, предоставляемых руководству или работникам помимо вознаграждений, выплачиваемых на основании трудовых договоров (контрактов). Рассматриваемые расходы, признаваемые расходами на оплату труда, должны быть отражены в трудовом договоре. Поэтому для организации важным условием, соблюдение которого позволит их учесть, является их указание в трудовых договорах или ссылка в них на коллективный договор, в котором такие расходы прописаны более подробно. Эти затраты не связаны с технологическими особенностями производства, а предусмотрены трудовыми договорами.

Для "упрощенцев" в п. 2 ст. 346.16 НК РФ содержится общее требование к расходам: они должны удовлетворять критериям п. 1 ст. 252 НК РФ, то есть должны быть экономически оправданны, документально подтверждены. Обоснованием данных расходов будет служить то, что они связаны с предпринимательской деятельностью, так как обеспечивается доставка сотрудников именно до места работы и обратно. Документальным подтверждением могут служить договор, заключенный с транспортной организацией, акт выполненных работ, проездные билеты сотрудников, иные документы.

Позиция финансового ведомства

Финансовое ведомство в письмах, адресованных тем, кто находится на общем режиме налогообложения, признает правомерность учета расходов на оплату проезда сотрудников до места работы и обратно в качестве расходов на оплату труда, но при этом говорит только о признании расходов в силу технологических особенностей производства.

Из его Письма от 02.08.2005 N 03-03-02/43 следует, что экономически оправданными затратами можно признать расходы на оплату проезда к месту работы и обратно в силу технологических особенностей производства, особенно в тех случаях, когда другим транспортом (кроме служебного) доехать до предприятия невозможно, и учесть их в составе расходов на оплату труда в случае, если это будет отражено в трудовых (коллективных) договорах.

В отношении строительных организаций, которые направляют работников на строительство объектов, находящихся вне места постоянной работы, в Письме Минфина России от 16.11.2004 N 03-03-01-04/1/110 сообщено: учитывая особенности строительства, которое осуществляется вне места постоянной работы, в том случае, если возмещаемые расходы при направлении работников на строительство данных объектов предусмотрены трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами, они, по нашему мнению, могут быть учтены при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в качестве расходов на оплату труда.

В данных Письмах финансовое ведомство говорит о возможности учета затрат в составе расходов на оплату труда в случае, если необходимость доставки сотрудников связана с технологическими особенностями производства, отсутствием общественного транспорта. Ответ финансового ведомства предназначен плательщикам налога на прибыль, для которых не имеет решающего значения, по какой статье гл. 25 НК РФ (264 или 255) можно учесть эти расходы. Такая вольная позиция не подходит "упрощенцам", для которых применение ст. 264 НК РФ означает неправомерный учет расходов.

Если расходы связаны с технологическими особенностями, то они по существу относятся к прочим расходам, предусмотренным ст. 264 НК РФ. В пользу данного утверждения говорит наличие в этой статье пп. 12.1 п. 1, признающего расходы на доставку от места жительства (сбора) до места работы и обратно работников, занятых в организациях, которые осуществляют свою деятельность вахтовым способом или в полевых (экспедиционных) условиях. Указанные расходы должны быть предусмотрены коллективными договорами. "Упрощенец" может учесть расходы на проезд сотрудников до места работы и обратно только в составе расходов на оплату труда, то есть только на основании ст. 255 НК РФ. Если он при обосновании расходов ссылается на технологические особенности производства, это будет говорить об использовании ст. 264 НК РФ, применяя которую, "упрощенец" не вправе учесть эти расходы. Даже если он оговорит необходимость доставки сотрудников к месту работы и обратно в трудовом договоре, ссылка на технологические особенности означает риск того, что налоговики могут данные расходы отнести к прочим, а не к расходам на оплату труда. Поэтому "упрощенцу" во избежание налоговых рисков лучше не упоминать о технологических особенностях производства.

Следовательно, для тех, кто применяет УСН, данные Письма полезны только тем, что в них оплата организацией проезда сотрудников до места работы и обратно признается расходами на оплату труда.

Налог на доходы физических лиц

Согласно ст. 209 НК РФ объектом обложения НДФЛ признается доход физического лица, полученный им как в денежной, так и в натуральной форме. Пункт 2 ст. 211 НК РФ относит к доходам, полученным налогоплательщиком в натуральной форме, оплату (полностью или частично) за физическое лицо организациями товаров (работ, услуг) или имущественных прав, в том числе коммунальных услуг, услуг питания, отдыха, обучения, оказываемых в интересах налогоплательщика. Можно ли применить данную норму, если организация оплачивает за работника проезд до места работы и обратно? Сначала определимся, есть ли в рассматриваемой ситуации объект налогообложения, то есть имеется ли доход для целей обложения НДФЛ.

Статьей 41 НК РФ определено, что доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, определяемая в соответствии с гл. 23 НК РФ. Возникает ли у сотрудников, проезд которых на работу и обратно общественным транспортом, спецмаршрутом оплачен организацией, экономическая выгода?

Нет. Данные затраты, понесенные организацией, связаны с производственным процессом. Поэтому нужно говорить о том, что расходы осуществлены в интересах организации. Следовательно, они не могут признаваться экономической выгодой работников, не являются их доходами и не должны облагаться НДФЛ.

Страховые взносы на ОПС

Пунктом 2 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" указано, что объектом обложения и базой для начисления взносов являются объект налогообложения и налоговая база по ЕСН. Поэтому объект обложения для организаций — это выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам. Как и для целей исчисления НДФЛ, оплата организацией проезда сотрудников до места работы и обратно осуществляется не в пользу работников, а для целей производственного процесса, то есть для целей самой организации, поэтому отсутствует объект обложения взносами на ОПС.

Может возникнуть такая ситуация, когда организация не может обосновать данные затраты, документально подтвердить их, что не позволит ей учесть их в расходах для целей исчисления единого налога. Тогда для освобождения от обложения взносами на ОПС применим п. 3 ст. 236 НК РФ, который позволяет оплату не признавать объектом обложения, если у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.

Если "упрощенец" решит воспользоваться этой нормой, ему необходимо учесть, что так как "упрощенцы" не являются плательщиками налога на прибыль, эти расходы по объективным причинам не могут быть отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль, как требует абз. 2 п. 3 ст. 236 НК РФ. Данный нюанс используют фискальные органы для защиты своих интересов. Сущность их позиции изложена в Письме Минфина России от 25.04.2005 N 03-03-02-04/1/102: в связи с тем что организация, применяющая упрощенную систему налогообложения, не является плательщиком налога на прибыль организаций, на нее не распространяется п. 3 ст. 236 Кодекса. Эта точка зрения имеет ряд недостатков, которые были подробно рассмотрены в прошлых номерах журнала, поэтому мы не будет останавливаться на их анализе.

Исходя из норм законодательства оплата проезда сотрудников до места работы и обратно независимо от того, учитываются расходы для целей исчисления единого налога или нет, не облагается страховыми взносами на ОПС.

* * *

Вопрос учета оплаты организацией проезда работников к месту работы и обратно в составе расходов на оплату труда для целей исчисления налога на прибыль законодателем не раскрыт, фискальные ведомства при его освещении только добавляют проблемы. По этой теме мало информации для "упрощенцев", поэтому у них высоки налоговые риски. Нормы законодательства разрешают при применении УСН учесть оплату доставки сотрудников к месту работы и обратно в составе расходов на оплату труда, при этом "упрощенцам" нужно быть осторожными, чтобы не допустить возможных ошибок. Также им необходимо быть внимательными в вопросе обложения этих расходов для целей исчисления НДФЛ и страховых взносов на ОПС.

Ю.Е.Алмазова

Эксперт журнала

"Упрощенная система налогообложения:

бухгалтерский учет и налогообложение"

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *