Дебет 08 кредит 10

.

Особенности бухгалтерского учета операций по договору займа в МФО

20.11.2014

Рассмотрим, каким образом отражаются в бухгалтерском учете операции связанные с выдачей займа, возвратом займа, начисление и уплатой процентов и пеней.

Понятие договора займа дано в статье 807 Гражданского кодекса Российской Федерации: по договору займа одна сторона (займодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить займодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества.

Статья 809 Гражданского кодекса Российской Федерации закрепляет за займодавцем право на получение процентов за пользование заемными средствами: если иное не предусмотрено законом или договором займа, займодавец имеет право на получение с заемщика процентов на сумму займа в размерах и в порядке, определенных договором. При отсутствии в договоре условия о размере процентов их размер определяется существующей в месте жительства займодавца, а если займодавцем является юридическое лицо, в месте его нахождения ставкой банковского процента (ставкой рефинансирования) на день уплаты заемщиком суммы долга или его соответствующей части.

Основной вид деятельности микрофинансовой организации – предоставление микрозаймов.

Федеральный закон от 2 июля 2010 г. № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» дает определение микрозайма в п.2 статьи 3: микрозаем — заем, предоставляемый займодавцем заемщику на условиях, предусмотренных договором займа, в сумме, не превышающей один миллион рублей.

Для начала определим экономическую сущность средств, переданных заемщику заимодавцем по договору займа. Обратимся к следующим нормативно правовым актам: Положение по бухгалтерскому учету 9/99 «Доходы организации», утвержденное приказом Министерства Финансов № 32н от 6 мая 1999 г и Положение по бухгалтерскому учету 10/99 «Расходы организации» утвержденное приказом Министерства Финансов № 33 н от 6.05.1999 года. В этих документах отражены два ключевых для бухгалтерского учета микрофинансовой организации момента:

  1. денежные средства, переданные заимодавцем по договору займа, не являются расходами организации!
  2. денежные средства, возвращенные заемщиком в рамках исполнения обязательств по договору займа, не являются доходами организации!

Еще один ключевой документ, обязательный к изучению для главного бухгалтера МФО и определяющий порядок отражения в бухгалтерском учете операций по договору займа – Положение по бухгалтерскому учету 19/02 «Учет финансовых вложений» утвержденное приказом Министерства Финансов РФ № 126 Н от 10.12.2002 г.

Положение дает определение финансовым вложениям и устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности информации о них. Итак, под финансовыми вложениями понимаются такие активы организации, которые соостветствуют одновременно следующим требованиям:

  • наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование права у организации на финансовые вложения;
  • переход к организации финансовых рисков, связанных с финансовыми вложениями;
  • способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем в форме процентов, дивидендов, либо прироста их стоимости.

Таким образом, стоит отметить, что беспроцентные микрозаймы не относятся к категории финансовых вложений.

Итак, какие же бухгалтерские проводки необходимо сделать, что бы отразить операции по договору займа?

Передача заимодавцем-микрофинансовой организацией денежных средств заемщику отражается следующим образом:

Дебет счета 58 субсчет «Предоставленные займы»
Кредит счета 51 «Расчетные счета»
в случае перечисления займа с расчетного счета организации
Дебет счета 58 субсчет «Предоставленные займы»
Кредит счета 50 «Касса»
в случае передачи денежных средств заемщику наличными из кассы организации

Отметим, что финансовые вложения в виде займов принимаются к учёту по первоначальной стоимости, равной сумме фактически переданных заемщику денежных средств.
Исполнение обязательств заемщиком по погашению задолженности по договору займа отражается следующими проводками

Дебет счета 51 «Расчетные счета»
Кредит счета 58 субсчет «Предоставленные займы»
в случае поступления средств на расчётный счет
Дебет счета 50 «Касса»
Кредит счета 58 субсчет «Предоставленные займы»
в случае внесения наличных средств в кассу организации

На основании пункта 34 ПБУ 19/02 доходы по финансовым вложениям признаются доходами от обычных видов деятельности, а в соответствии с ПБУ 9/99 — прочими поступлениями.

В связи с тем, что предоставление микрозаймов является основным видом деятельности для МФО, микрофинансовые организация имеет право отражать проценты за пользование микрозаймом в составе доходов от обычных видов деятельности. Доходы в виде процентов МФО признаются в бухгалтерском учете по мере их начисления, исходя из условий договора микрозайма. Начисление процентов отражается в бухгалтерском учете следующей проводкой:

Дебет счета 76 Кредит счета 90, субсчет «Выручка»

Оплата задолженности по процентам отражается бухгалтерском учете следующим образом:

Дебет счета 50 «Касса» Кредит счета 76
Дебет счета 51 «Касса» Кредит счета 76.

Многие микрофинансовые организации прописывают в договорах займа ответственность за несвоевременное выполнение обязательств по договору в виде неустойки.

Начислять пеню можно ежедневно/раз в месяц согласно условий договора.

Однако, сегодня арбитражные и мировые суды практикуют снижение исковых требований в части пени и пересчета ее исходя из действующей годовой ставки рефинансирования. Между тем, начисленная, но неоплаченная неустойка подлежит обложению налогом на прибыль организаций. Письмо Министерства Финансов РФ от 26 августа 2013 года № 03-03-06/2/34843 «О порядке признания в части доходов неустойки» позволяет признавать пень/неустойку за нарушение обязательств по договорам займа в целях налогообложения в момент вступления в силу решения суда или признания неустойки должником. Предлагаем следующий механизм учета неустойки (пени )в бухгалтерском учете.

Для учета пени по просроченным займам следует завести отдельный забалансовый счет, например ПЕ, на котором будет учитываться неоплаченная задолженность по пене. В момент оплаты пени формируется проводка, начисляющая пеню на счет бухгалтерского учета и проводка, отражающая погашение пени. Выглядит этот алгоритм следующим образом:

Дебет забалансового счета ПЕ учет пени за просрочку
Дебет счета 50.01/51 – Кредит счета 76.07 оплата пени
Дебет 76.07 — Кредит 91.01 признание уплаченной пени доходом
Кредит счета ПЕ списание уплаченной пени/части пени с забалансового счета

В случае, если оплата пени не произведена, но вступило в силу решение суда, установившее размер исковых требований, то бухгалтерские проводки выглядят следующим образом:

Дебет забалансового счета ПЕ учет пени за просрочку
Дебет 76.07 — Кредит 91.01 признание уплаченной пени доходом
Кредит счета ПЕ списание уплаченной пени/части пени с забалансового счета

Данный порядок работы с неустойкой/пеней позволит снизить расходы на уплату налога на прибыль, а так же повысить достоверность данных вашего бухгалтерского баланса.

Картинка предоставлена punsayapo из FreeDigitalPhotos.net


RSS

Вопрос по приобретению ОС за счет чистой прибыли (проводки):

Вы можете добавить тему в список избранных и подписаться на уведомления по почте.

нат (гость)
akfadvise@yandex.ru
Возможность использования чистой прибыли на нужды общества помимо выплаты дохода участникам (дивидендов) должна быть предусмотрена уставом общества. Решение о направлении прибыли на приобретение основного средства должно быть оформлено протоколом собрания учредителей (акционеров).

Планом счетов не предусмотрена корреспонденция счета 84 "Нераспределенная прибыль" со счетами 60, 62, 76, однако установлено, что в случае возникновения фактов хозяйственной деятельности, корреспонденция по которым не предусмотрена в типовой схеме, организация может дополнить ее, соблюдая единые подходы. Таким образом, использование прибыли может быть отражено по дебету счета 84 "Нераспределенная прибыль" субсчет использование и кредиту субсчета нокопленная прибыль. Указанная операция должна быть сделана в текущем отчетном периоде, соответствующем дате принятия решения учредителями о направлении нераспределенной прибыли .

« Первая← Пред.1След. →Последняя (1) »

Для того чтобы ответить в этой теме Вам необходимо зарегистрироваться.

Основные средства (ОС): определœение. Учёт при поступлении базовых средств (ОС), сопровождающие документы, проводки.

Учёт базовых средств на предприятии регулирует Положение по бухгалтерскому учету ʼʼУчёт базовых средствʼʼ ПБУ 6/01, где дается следующее определœение базовых средств.

Основные средства — это орудия труда со сроком полезного использования свыше 1 года, не предназначенное для перепродажи и способное приносить организации экономическую выгоду. Лимит стоимости базовых средств, рекомендуемый Минфином РФ – 40 000руб.

Под сроком полезного использования принято понимать время, в течении которого объект способен приносить экономическую выгоду предприятию.

Что же относится к основным средствам:

o здания и сооружения;

o рабочие и силовые машины и оборудование;

o измерительные и регулирующие приборы и устройства;

o вычислительная техника;

o транспортные средства;

o инструмент;

o производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности;

o рабочий, продуктивный и племенной скот;

o многолетние насаждения;

o внутрихозяйственные дороги;

o капитальные вложения в арендованные объекты базовых средств;

o земельные участки.

Основное средство принимается к учету только на основании соответствующих первичных документов:

o акт приема-передачи:

форма ОС-1 — для учета всœех объектов базовых средств, кроме зданий и сооружений,

форма ОС-1а — учет зданий и сооружений,

форма ОС-1б — для учета групп объектов базовых средств, кроме зданий и сооружений;

o акт о приеме оборудования форма ОС-14;

o акт о приеме-передачи оборудования в монтаж форма ОС-15.

Для каждого объекта ОС открывается инвентарная карточка:

  • форма ОС-6 — для одного объекта базовых средств,
  • форма ОС-6а — для группы объектов базовых средств,
  • форма ОС-6б — инвентарная книга учета объектов базовых средств.

При списании основного средства заполняется акт списания:

  • форма ОС-4 — для одного объекта;
  • форма ОС-4а для автотранспорта;
  • форма ОС-4б для группы объектов.

Для учета базовых средств используют счёт 01 ʼʼОсновные средстваʼʼ. Все основные средства поступают на счёт 01 через счёт 08. Счет 08 — это промежуточный счёт между счетами 60 ʼʼРасчеты с поставщикамиʼʼ и 01 ʼʼОсновные средстваʼʼ.

Проводки по учету поступления базовых средств будут выглядеть следующим образом:

Д08К60, Д01К08 — основное средство поступило на предприятие от поставщика.

Проводки по учету базовых средств при поступлении можно делать только после составления соответствующих первичных документов, указанных выше!

Здесь следует также отметить, что если поступает основное средство стоимостью меньше 40000 рублей, то можно не использовать счёт 01, а приходовать основное средство в качестве материально-производственных запасов. Это значительно упрощает учет, возьмем к примеру принтер, его стоимость существенно меньше 40000 рублей, нет смысла приходовать его на счёт 01, начислять по нему амортизацию, хранить его на этом счете.

Мы просто сразу списываем его в составе МПЗ (счет 10 ʼʼМатериалыʼʼ). Для удобства можно завести на счете 10 отдельный субсчет для этой цели и назвать его, к примеру, счёт 10.2 ʼʼОС до 40000ʼʼ.

При поступлении базовых средств до 40000 рублей составляется следующая проводка: Д10К60. Далее сразу стоимость поступившего ОС списываем в расходыД91/2К10.

Существует несколько способов поступления базовых средств на предприятие:

1. Покупка ОС:

Учитывать ОС будем по первоначальной стоимости, которая будет складываться из всœех фактических затрат по приобретению и монтажу, транспортные расходы за минусом НДС.

При этомв бухучёте составляем следующие проводки:

Дебет Кредит Название операции
Учтена стоимость купленного ОС (без учета НДС)
60 (76) Учтены затраты по транспортировке и монтажу ОС
60 (76) Выделœен НДС по ОС
Ввод в эксплуатацию ОС

2. Дарение ОС

Учитывается ОС, исходя из текущей рыночной цены на дату принятия. Причем эта рыночная стоимость должна быть подтверждена соответствующими документами, которые прикладываются к акту приема-передачи.

Хочу отметить, что существует ограничение: подарки между коммерческими организациями допустимы только в пределах 5 МРОТ.

Проводки при дарении базовых средств аналогичны проводкам при покупке ОС.

3. Внесение в уставный капитал.

При внесении основного средства в уставный капитал учредители совместно согласовывают стоимость, по которой учитывается ОС, и прописывают её в учредительных документах. Надо отметить, что если стоимость превышает 200 МРОТ, то требуется независимая оценка.

Проводки в бухучете при поступлении ОС в виде вклада в уставный капитал:

Дебет Кредит Название операции
Поступление ОС в виде вклада в уставный капитал
Ввод в эксплуатацию ОС

4. Строительство ОС

При строительстве основное средство учитывается по стоимости, которая складывается из всœех затрат, связанных с покупкой материалов для постройки, транспортировкой и подрядными работами.

Проводкив бухучёте при строительстве ОС:

Дебет Кредит Название операции
60 (76) Учтена стоимость работы подрядчиков
Учтены материалы, переданные подрядчику, для строительства ОС
60 (76, 23, 25, 26) Учтены прочие затраты, связанные со строительством ОС
60 (76, 23, 25, 26) Выделœен НДС по всœем затратам, связанными со строительством ОС
Ввод в эксплуатацию ОС

    

СПИСАНИЕ СПОРТИВНОГО ИНВЕНТАРЯ

эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
В.А. Сульдяйкина

Каков порядок документального оформления выдачи, учета и списания спортивной экипировки и спортивного инвентаря в бюджетном учреждении — региональном центре спортивной подготовки?

 
    Бюджетные учреждения, региональные центры спортивной подготовки при разработке локальных нормативных актов, регулирующих порядок выдачи, учета и списания спортивной экипировки и спортивного инвентаря, должны учитывать положения следующих документов:
    — Федерального закона от 04.12.2007 № 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (далее — Закон № 329-ФЗ);
    — Методических рекомендаций об обеспечении участников образовательного процесса спортивной одеждой, обувью и инвентарем индивидуального пользования (приложение № 5 к приказу Госкомспорта от 03.03.2004 № 190/л; далее — Методические рекомендации № 190/л);

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *