Дата ввода в эксплуатацию

Комментарий

Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) использует понятие «ввод в эксплуатацию» (в главе 25 «Налог на прибыль организаций»), но не дает ему определения.

Так, по амортизируемому имуществу срок полезного использования определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию данного объекта (п. 1 ст. 258 НК РФ).

Начисление амортизации по объектам амортизируемого имущества начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию (п. 4 ст. 259 НК РФ).

Аналитический учет должен содержать информацию о дате передачи имущества в эксплуатацию (ст. 323 НК РФ).

Расходы на приобретение инструментов, приспособлений, инвентаря, приборов, лабораторного оборудования, спецодежды и других средств индивидуальной и коллективной защиты и т.д., включаются в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода в эксплуатацию (пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ). 

Исходя из буквального смысла выражения «ввод в эксплуатацию» и сложившегося понимания, под вводом в эксплуатацию следует понимать дату, на которую объект полностью готов к использованию по своему назначению.  

Пример

Организация приобрела компьютер 15 января и разместила его в упакованном виде на складе.

10 февраля компьютер был установлен на рабочий стол сотруднику, на него было установлено программное обеспечение – компьютер был полностью готов к работе.

Дата ввода в эксплуатацию – 10 февраля.

 Оформление ввода в эксплуатацию

Приобретение основных средствможет оформляться унифицированными формами первичной учетной документации:

ОС-1 "Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений)"

ОС-1а "Акт о приеме-передаче здания (сооружения)"

ОС-1б "Акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений)".

Эти формы утверждены Постановлением Госкомстата РФ от 21.01.2003 N 7 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств". В них предусмотрена графа – дата ввода в эксплуатацию. С 1 января 2013 года применение унифицированных форм не является обязательным, но многие налогоплательщики ими пользуются.

Объекты основных средств, которые принимаются к учету в результате капитального строительства, оформляются документами:

Акт приемки законченного строительством объекта (форма № КС-11);

Акт приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией (форма № КС-14).

Значение термина "ввод в эксплуатацию"

Статья 11 НК РФ указывает, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства (если иное не предусмотрено НК РФ).

Иными словами, если НК РФ не устанавливает свое определение термину, то нужно брать значение этого термина из соответствующих отраслей права.

Термин «ввод в эксплуатацию» раньше применялся в бухгалтерском учете и «родом» из этой отрасли законодательства (см. в Историческая справка). Но сейчас вместо него в бухгалтерском учете, применяется близкий по смыслу термин «принятие к бухгалтерскому учету». С датой принятия к учету основного средства или нематериального активасвязывается начало амортизации объекта.

Так, начисление амортизационных отчислений по объекту основных средств начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учету (п. 21 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01", утв. Приказ Минфина РФ от 30.03.2001 N 26н). 

Такие же правила установлены для нематериальных активов (Положение по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" (ПБУ 14/2007)", утв. Приказом Минфина РФ от 27.12.2007 N 153н). 

Следует отметить, что критерий определения даты принятия к бухгалтерскому учету объекту хорошо сформулирован в МСФО.

Так, для основных средств указывается — амортизация актива начинается тогда, когда он становится доступен для использования, т.е., когда его местоположение и состояние позволяют осуществлять его эксплуатацию в соответствии с намерениями руководства (п. 55 Международного стандарта финансовой отчетности (IAS) 16 "Основные средства"). 

Для нематериальных активов установлено такое же правило — амортизация должна начинаться с того момента, когда этот актив становится доступным для использования, т.е. когда его местоположение и состояние обеспечивают возможность его использования в соответствии с намерениями руководства (п. 97 Международного стандарта финансовой отчетности (IAS) 38 "Нематериальные активы"). 

По моему мнению, указанные в стандартах МСФО критерии даты начала амортизации в целом подходят и для определения даты ввода в эксплуатацию для налогового учета.

Пример

Организация приобрела станок.

Станок размещен на складе — пока оснований к принятию его к учету в качестве объекта основных средств нет.

Станок со склада передан в цех для его подключения и наладки — пока оснований к принятию его к учету в качестве объекта основных средств нет.

Станок подключен и готов к использованию — на эту дату станок принимается к учету в качестве объекта основных средств.

 

Ввод в эксплуатацию в строительстве

В строительстве термин "ввод объекта в эксплуатацию" определен. Так, статья 55 Градостроительного кодекса России определяет "Выдачу разрешения на ввод объекта в эксплуатацию": " Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации".

Далее, в этой статье указываются требуемые документы, которые должен представить застройщик для получения разрешения на ввод в эксплуатацию.

Спорные вопросы

Отсутствия определение в законодательстве термина «ввод в эксплуатацию» приводит к возникновению спорных ситуаций.

Так, спорным является вопрос о том, можно ли начислять амортизацию по транспортным средствам до их государственной регистрации в органах ГИБДД или Гостехнадзора?

Так, с одной стороны «ввод в эксплуатацию», как мы установили – это дата готовности объекта к работе и она не зависит от регистрации. С другой стороны, если транспортное средство запрещено эксплуатировать без государственной регистрации, то до такой регистрации оно не может быть использовано по назначению (введено в эксплуатацию).

Есть судебные решения в пользу налогоплательщика, когда суды говорят, что отсутствие государственной регистрации транспортного средства не запрещает ввести в эксплуатацию объект и начислять амортизацию (например, Постановления ФАС Московского округа от 07.09.2010 N КА-А40/10331-10, ФАС Западно-Сибирского округа от 04.10.2010 N А27-975/2010).

Однако встречаются и противоположные решения (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 18.06.2010 N А27-19317/2009).

Интересно, что в дореволюционной России термин "Эксплуатация" также широко применялся, но не был определен в законодательстве, что влекло возникновение трудностей на практике. Так, знаменитый юрист Кони Анатолий Федорович описывает, как он устанавливал в правоприменительной практике значение термина «эксплуатация» железной дороги или пароходного общества ("СУД — НАУКА — ИСКУССТВО, Собрание сочинений в восьми томах".

Том 1 "Из записок судебного деятеля" (Издательство "Юридическая литература", Москва, 1966 г.), IV):

"По этим делам возникал весьма важный вопрос о том, как толковать слово «эксплуатация» железной дороги или пароходного общества. Это иностранное слово чуждо русскому языку и имеет несколько значений, причем главное из них, состоящее в понятии извлечения выгод, в разговорном языке одинаково применяется к разработке или пусканию в ход какого-либо изобретения, к пользованию своим имуществом, к корыстному или психическому насилию над чувствами близких и любящих и, наконец, к преступному вымогательству путем угроз разоблачениями, именуемому шантажом. Практика кассационного суда была и остается, по-видимому, до сих пор крайне неустойчивой: в ней эксплуатация железных дорог и пароходных предприятий то толкуется как деятельность, направленная к извлечению дохода из всего предприятия, т. е. и из принадлежащих железной дороге заводов, мастерских и других имуществ, то как деятельность, направленная к перевозке пассажиров, багажа, почты и грузов, то как деятельность, состоящая не в извлечении выгод, а в тесной связи с перевозкой, то как осуществление хозяйственной стороны предприятия и т. д. Поэтому к эксплуатации железной дороги то относились заводы и мастерские, то исключались из нее здания и помещения для рабочих, служащих на дороге и железнодорожные больницы, а также каменоломни, хотя бы камень из них добывался для нужд дороги. Очевидно, что при этой путанице понятий представлялось необходимым установить определенную точку зрения на значение слова эксплуатация, тем более, что от этого зависело признание в каждом деле, на ком должна лежать тяжесть доказывания. Мы остановились на том соображении, что извлечение выгод из заводов, мастерских и всех подобного рода учреждений совершенно одинаково по своим свойствам и условиям для всякого владельца этих учреждений и что не представляется никаких разумных оснований к тому, чтобы хозяин паровозного завода или мастерской для железнодорожных принадлежностей вообще отвечал и защищался иначе, чем железная дорога, имеющая такую мастерскую или такой завод, и чтобы рабочий, потерпевший увечья от упавшей тяжести на частном заводе, обязан был доказывать, что это произошло по вине заведующих заводом, а на заводе, принадлежащем железной дороге, иногда отстоящем на несколько верст от рельсового пути, этой обязанности на нем не лежало. Справедливость и последовательность требуют, чтобы в обоих случаях применялась одинаковая обязанность доказывать, возлагаемая или на истца, или на ответчика. Нам казалось несомненным, что исключительно выгодное положение, в которое поставлен потерпевший увечье или родные лишившегося жизни, вызваны той особой опасностью, которая обусловливается движением по рельсам и действиями, сопровождающими нагрузку, выгрузку, сцепку, смазку и т. п., а также входом в вагоны и выходом из них при быстроте и срочности движений и т. д. и что поэтому под эксплуатацией надо понимать исключительно пользование рельсовым путем и тесно связанными с движением по нему местами остановок, хранения кладей и переездов. В этом смысле у нас состоялся целый ряд решений, не встретивших отмены со стороны Сената, одно время признававшего наше толкование правильным."

Историческая справка

Термин применяется со времен СССР. Так, он встречается в п. 71 "Положения по бухгалтерскому учету основных средств (фондов) государственных, кооперативных (кроме колхозов) и общественных предприятий и организаций" (утв. письмом Минфина СССР от 07.05.1976 N 30) — "По незаконченным или неоформленным актами приемки объектам капитального строительства или их частям, но находящимся в эксплуатации у тех организаций, которым они будут переданы в основные средства (фонды), амортизация начисляется в общем порядке — с первого числа месяца, следующего за месяцем ввода в эксплуатацию, без соответствующего отражения в учете суммы износа по этим основным средствам (фондам)."

Термин применялся в первых редакция Положения о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, утв. Приказ Минфина РФ от 20.03.1992 N 10. Например, в п. 37 "Объекты капитального строительства, находящиеся во временной эксплуатации, до ввода их в постоянную эксплуатацию не включаются в состав основных средств. В бухгалтерском учете и отчетности затраты по этим объектам отражаются как незавершенные капитальные вложения."

Термин введен в налоговый кодекс России с 1 января 2002 года в связи с принятием главы 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ федеральным законом от 06.08.2001 N 110-ФЗ (ст. 13).

09.05.2018

Видео

Ввод в эксплуатацию

Дополнительно

Восстановительная стоимость

Капитальные вложения в арендованные объекты основных средств

Нематериальные активы

Основное средство

Остаточная стоимость

К какой амортизационной группе относится основное средство? (вопрос — ответ)

Амортизация

Амортизационная группа

Амортизационная премия

Амортизируемое имущество

Налог на прибыль организаций

.

Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию удостоверяет, что строительство, реконструкция объекта капитального строительства выполнены в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство и проектной документацией и построенный, реконструированный объект соответствует требованиям, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана (ч. 1 ст. 55 ГрК РФ).

Обратите внимание!

До 01.03.2018 не требуется получать разрешение на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию, а также представлять разрешение для осуществления технического учета (инвентаризации) такого объекта, в том числе для оформления и выдачи технического паспорта объекта (ч. 4 ст. 8 Закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ).

Для получения разрешения на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию в г. Москве рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.

Шаг 1. Подготовьте необходимые документы

Заявителю необходимо подготовить следующие документы (ч. 2, 3 ст. 55 ГрК РФ; п. 2.5.1.1 Административного регламента, утв. Постановлением Правительства Москвы от 17.04.2012 N 145-ПП):

1) заявление (запрос) на предоставление государственной услуги (в заявлении следует указать способ получения разрешения на ввод объекта ИЖС в эксплуатацию) (п. 2.11.3 Административного регламента);

2) документ, удостоверяющий личность заявителя;

3) документы, подтверждающие полномочия заявителя действовать от имени застройщика (если заявитель не является застройщиком);

4) правоустанавливающие документы на земельный участок (если необходимые документы и сведения о правах на земельный участок не могут быть получены в рамках межведомственного взаимодействия);

5) акт приемки объекта капитального строительства (если строительство, реконструкция велись на основании договора строительного подряда);

6) документ, подтверждающий соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и подписанный лицом, осуществляющим строительство;

7) документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (при наличии);

8) схему, отображающую расположение построенного, реконструированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанную лицом, осуществляющим строительство;

9) технический план объекта капитального строительства в форме электронного документа, заверенный усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера, подготовившего такой план (если указанный документ не может быть получен в рамках межведомственного взаимодействия) (ч.

12 ст. 24 Закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).

Иные документы, необходимые для получения разрешения на ввод объекта ИЖС в эксплуатацию (например, правоустанавливающие документы на земельный участок, градостроительный план, представленный для получения разрешения на строительство, разрешение на строительство, заключение органа государственного строительного надзора о соответствии объекта ИЖС требованиям технических регламентов и проектной документации), могут быть получены должностным лицом органа исполнительной власти г. Москвы в рамках межведомственного информационного взаимодействия, однако вы вправе представить их по собственной инициативе (п. п. 2.5.1.2, 2.5.1.4 Административного регламента).

Примечание.Перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги, является исчерпывающим, если иное не предусмотрено законом (п. 2.5.1.3 Административного регламента).

Шаг 2. Обратитесь в уполномоченный орган с заявлением и подготовленными документами

С заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта ИЖС в эксплуатацию следует обратиться в орган, выдавший разрешение на строительство.

В г. Москве органом, в компетенции которого находится выдача разрешений на ввод объекта ИЖС в эксплуатацию, является Комитет государственного строительного надзора г. Москвы.

Предоставление государственной услуги в г. Москве в отношении объектов ИЖС вне зависимости от источников финансирования их строительства или реконструкции осуществляется Комитетом только в электронной форме через Интернет (ч. 2 ст. 55 ГрК РФ; п. п. 1.3, 2.3.1.1 Административного регламента).

Разрешение на ввод объекта ИЖС в эксплуатацию предоставляется бесплатно (п. 2.12 Административного регламента).

Шаг 3.

Представьте объект ИЖС для осмотра

Должностное лицо Комитета осматривает объект ИЖС, если при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства государственный строительный надзор не осуществлялся.

В ходе осмотра построенного, реконструированного объекта ИЖС должностное лицо Комитета проверяет соответствие такого объекта требованиям, установленным в разрешении на строительство, градостроительном плане земельного участка, а также требованиям проектной документации (п. 3.3.3.4 Административного регламента).

Шаг 4. Получите разрешение на ввод объекта ИЖС в эксплуатацию

В течение семи рабочих дней принимается решение о выдаче разрешения на ввод объекта ИЖС в эксплуатацию или об отказе в выдаче такого разрешения (п. п. 2.7.1, 2.11.1 Административного регламента).

Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию может быть (п. 2.11.2 Административного регламента):

  • выдано лично заявителю (представителю заявителя) в форме документа на бумажном носителе;
  • направлено заявителю в форме документа на бумажном носителе почтовым отправлением;
  • направлено заявителю в форме электронного документа, подписанного в установленном порядке (только для запросов, поданных в электронной форме).

К разрешению на ввод объекта в эксплуатацию обязательно прилагается представленный заявителем технический план объекта капитального строительства (ч. 10.1 ст. 55 ГрК РФ, п. 2.11.1.1 Административного регламента).

При отказе в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию указываются причины принятого решения. Само решение об отказе можно оспорить как в досудебном, так и в судебном порядке (ч. 6, 8 ст. 55 ГрК РФ, п. п. 5.1, 5.18 Административного регламента).

Связанные вопросы

Как получить разрешение на индивидуальное жилищное строительство? >>>

Как узаконить самовольную постройку? >>>

Полезная информация по вопросу

Портал государственных услуг Российской Федерации — www.gosuslugi.ru

Официальный портал Мэра и Правительства Москвы — www.mos.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *