Госпошлина налоговый учет

Госпошлина: бухгалтерский и налоговый учет, признание расходом

Государственная пошлина — это плата за выполнение государственными институтами тех или иных задач, и отражение ее в бухгалтерском и налоговом учете напрямую зависит от того, какие действия оплачивались. Рассмотрим сложности, возникающие при отнесении госпошлины в состав расходов банка, учитывая, что уплаченные кредитной организацией суммы в совокупности могут быть весьма существенными.

Понятие государственной пошлины, ее размеры, особенности и сроки уплаты, а также плательщики определены гл. 25.3 части второй НК РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 333.16 НК РФ государственная пошлина — это сбор, взимаемый с лиц, указанных в ст. 333.17 НК РФ, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами РФ и субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных гл. 25.3 НК РФ, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями РФ. При этом установлено, что выдача документов (их дубликатов) приравнивается к юридически значимым действиям.

Статьей 333.17 НК РФ определено, что плательщиками государственной пошлины признаются организации и физические лица, если они:

  • обращаются за совершением юридически значимых действий, предусмотренных настоящей главой;
  • выступают ответчиками в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, если решение суда принято не в их пользу, а истец освобожден от уплаты государственной пошлины.

Кредитные организации уплачивают государственную пошлину за совершение различных действий государственными органами. Эти платежи условно можно разделить на две группы: 1) государственная пошлина за регистрационные действия различных государственных органов; 2) государственная пошлина, уплачиваемая при подаче исковых заявлений в суд. Бухгалтерский и налоговый учет каждой из них имеет свои особенности.

Госпошлина за регистрационные действия

Для большинства кредитных организаций первая группа таких платежей является менее затратной, чем вторая. Она включает государственную пошлину, уплачиваемую при прохождении технического осмотра автомобилей кредитной организации, пошлины за постановку на учет автотранспортных средств, регистрацию договора аренды, регистрацию договора ипотеки (залога недвижимости), регистрацию изменений в учредительные документы, регистрацию дополнительного соглашения о расторжении договора залога и иных подобных действий. Все эти действия объединяет единый порядок бухгалтерского и налогового учета уплаченной государственной пошлины.

В соответствии с Положением Банка России от 26.03.2007 N 302-П расходы по уплаченной государственной пошлине за вышеуказанные регистрационные действия отражаются по дебету счета 60323 "Расчеты с прочими дебиторами" и кредиту счета 30102 "Корреспондентский счет банка в ОПЕРУ… Банка России". Проведенная оплата относится на счета по учету расходов кредитной организации следующей проводкой:

  • Дт 70606 "Расходы" (символ 26411)
  • Кт 60323 "Расчеты с прочими дебиторами" — в момент получения соответствующих отчетных документов.

Налоговый учет расходов по уплаченной государственной пошлине осуществляется на основании данных бухгалтерского учета кредитной организации — сумм, отраженных на расходных счетах 70606 (символ 26411). Данные счета отражаются в регистрах налогового учета и принимаются без дополнительных корректировок.

Однако возникают ситуации, при которых расходы по государственной пошлине, отраженные в бухгалтерском учете на расходных счетах 70606 (символ 26411), подлежат корректировке и суммы по ним не относятся на расходы, уменьшающие налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. Например, если:

  • государственная пошлина уплачена иностранным банком за выдачу разрешения на работу привлекаемому иностранному сотруднику и данная государственная пошлина им не возмещается;
  • государственная пошлина уплачена за регистрацию договора аренды, но при этом помещение не используется в банковской деятельности;
  • государственная пошлина уплачена за оформление иностранным работникам визы и в дальнейшем ими не возмещается; и др.

Государственная пошлина может быть уплачена за государственную регистрацию права собственности на объект недвижимости, принадлежащий кредитной организации. По мнению Минфина России, эта ситуация должна рассматриваться в соответствии с требованиями ст. 257 НК РФ. Данная статья предусматривает, что первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением налога на добавленную стоимость и акцизов. В соответствии с разъяснениями Минфина России от 04.03.2010 N 03-03-06/1/113 государственная пошлина, уплачиваемая за государственную регистрацию права собственности на объект недвижимости, в целях налогообложения прибыли включается в первоначальную стоимость объекта недвижимого имущества. Эксперты по-разному рассматривают данную ситуацию и неоднозначно относятся к позиции финансового ведомства, поэтому кредитная организация должна принимать собственное решение. Однако, зная специфику взаимодействия с регистрирующими органами, можно однозначно сказать, что нередки ситуации, когда объект недвижимости регистрируется позже ввода его в эксплуатацию. Для подобных ситуаций Минфин России в Письме от 11.02.2011 N 03-03-06/1/89 указал, что первоначальная стоимость основных средств не подлежит изменению в связи с проведением регистрации прав на недвижимое имущество и осуществлением расходов на нее. Следовательно, в данном случае государственная пошлина принимается для целей налогового учета единовременно.

Рассмотрим также ситуации, когда кредитная организация приобретает исключительные права на нематериальный актив или создание такого нематериального актива (далее — НМА). Пункт 1 ст. 1249 ГК РФ устанавливает, что за совершение юридически значимых действий, связанных с патентом на изобретение, с госрегистрацией программы для ЭВМ, товарного знака и знака обслуживания и ряда других НМА, а также с госрегистрацией перехода исключительных прав к другим лицам и договоров о распоряжении этими правами, взимаются соответственно патентные и иные пошлины. Таким образом, кредитные организации, приобретая нематериальные активы (исключительные права), в ряде случаев уплачивают госпошлину в соответствии со ст. 333.30 НК РФ, например, за регистрацию договора об отчуждении исключительного права на зарегистрированную программу для ЭВМ или базу данных. Кроме того, при создании НМА своими силами кредитная организация также уплачивает государственную пошлину за его регистрацию в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 333.30 НК РФ. При этом банк как налогоплательщик должен учитывать, что первоначальная стоимость НМА для целей расчета налога на прибыль формируется в соответствии с требованиями ст. 257 НК РФ.

Первоначальная стоимость НМА определяется как сумма расходов на их приобретение (создание) и доведение их до состояния, в котором они пригодны для использования, за исключением НДС и акцизов, кроме случаев, предусмотренных Кодексом (п. 3 ст. 257 НК РФ). В своих разъяснениях от 12.08.2011 N 03-03-06/1/481 Минфин России указал, что стоимость НМА, созданных самой организацией, определяется как сумма фактических расходов на их создание, изготовление (в т.ч. материальных расходов, расходов на оплату труда, расходов на услуги сторонних организаций, патентные пошлины, связанные с получением патентов, свидетельств), за исключением сумм налогов, учитываемых в составе расходов в соответствии с НК РФ.

Таким образом, суммы государственной, патентной и иной предусмотренной законодательством пошлины включаются в первоначальную стоимость нематериального актива и списываются в расходы через механизм амортизации.

Таким образом, данный вид госпошлины имеет другой порядок отнесения на расходы.

Госпошлина за подачу иска в суд

Государственные пошлины в связи с подачей исковых заявлений в суд являются наиболее проблемной группой платежей для кредитных организаций.

Кредитные организации, активно развивающиеся в сегменте розничного кредитования, зачастую проводят рискованную политику при выдаче кредитов населению. Часто она оборачивается большим количеством неплатежей, и задолженности приходится взыскивать с клиентов в судебном порядке. Причем чем агрессивнее политика банка, тем больше неплатежей у него возникает.

Размер государственной пошлины, уплачиваемой кредитной организацией, напрямую зависит от размера иска. Размер взимаемой государственной пошлины определяется п. 1 ст. 333.19 НК РФ. Им, в частности, определено, что по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции и мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска:

до 20 000 руб. — 4% от цены иска, но не менее 400 руб.;

от 20 001 руб. до 100 000 руб. — 800 руб. плюс 3% от суммы, превышающей 20 000 руб.;

от 100 001 руб. до 200 000 руб. — 3200 руб. плюс 2% от суммы, превышающей 100 000 руб.;

от 200 001 руб. до 1 000 000 руб. — 5200 руб. плюс 1% от суммы, превышающей 200 000 руб.;

свыше 1 000 000 руб. — 13 200 руб. плюс 0,5% от суммы, превышающей 1 000 000 руб., но не более 60 000 руб.

В крупных розничных кредитных организациях число поданных исков о невозврате денежных средств по кредитным договорам исчисляется тысячами.

Уплаченная государственная пошлина по поданным исковым заявлениям отражается в бухгалтерском учете по дебету счета 60323 "Расчеты с прочими дебиторами" и кредиту счета 30102 "Корреспондентский счет банка в ОПЕРУ… Банка России". Данные расходы не переносятся на счета по учету расходов 70606 "Расходы" в момент принятия судом искового заявления. Однако для целей налогового учета в соответствии с требованиями ст. 272 НК РФ для организаций, применяющих метод начисления, расходы принимаются в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты.

В соответствии с требованиями п. 1 ст. 333.18 НК РФ при обращении в Конституционный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции, арбитражные суды или к мировым судьям государственная пошлина уплачивается до подачи запроса, ходатайства, заявления, искового заявления, жалобы (в т.ч. апелляционной, кассационной или надзорной). Заявление, исковое заявление, жалоба, ходатайство принимаются судебными инстанциями только после уплаты государственной пошлины. Таким образом, прием документов напрямую зависит от уплаты госпошлины, следовательно, датой принятия кредитной организацией расходов по уплаченной государственной пошлине является дата подачи документов (запроса, ходатайства, заявления, искового заявления, жалобы) в судебную инстанцию.

Статьей 101 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее — АПК РФ) предусмотрено, что судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.

В соответствии с пп. 10 п. 1 ст. 265 НК РФ расходы по государственной пошлине должны быть отражены в налоговом учете кредитной организации в составе внереализационных расходов (судебные расходы и арбитражные сборы). В подобной ситуации кредитные организации вынуждены вести внесистемный учет уплаченной государственной пошлины, по которой поданы документы в суд. Эти внереализационные расходы отражаются в налоговом учете кредитной организации на основании данных о приеме документов. В дальнейшем кредитные организации выигрывают или проигрывают судебные разбирательства. В зависимости от принятого судебной инстанцией решения банк отражает данные в бухгалтерском учете.

В случаях, когда судебной инстанцией принято решение о том, что государственная пошлина не подлежит возмещению ответчиком (клиентом кредитной организации), в бухгалтерском учете кредитной организации отражаются расходы по уплаченной ранее госпошлине, не подлежащей возмещению. Данные расходы отражаются следующими проводками:

Дт 70606 "Расходы" (символ 26407)

Кт 60323 "Расчеты с прочими дебиторами" — на основании полученного решения (определения) судебного органа.

Таким образом, в расходах (счет 70606) кредитной организации отражаются суммы уплаченной ранее государственной пошлины. Как указано выше, эти расходы были отражены в налоговом учете ранее — по дате подачи документов. Значит, в налоговом учете существует риск отразить расходы по уплаченной ранее государственной пошлине вторично.

Выходом из подобной ситуации, наряду с другими вариантами, является проведение для целей налогообложения корректировки (уменьшения) расходов, отраженных по счету 70606, на котором отражаются суммы государственной пошлины, не подлежащие возмещению. Исключив суммы расходов по государственной пошлине, не подлежащие возмещению, кредитная организация должна "закрыть" их в налоговом учете, отразив в соответствующей форме налогового регистра в качестве пошлины, не подлежащей возмещению. Безусловно, отражение этих данных в налоговом учете требует ведения соответствующего внесистемного учета всех выносимых (принимаемых) решений (постановлений), однако, принимая во внимание цену вопроса для розничных кредитных организаций и используемый многими консервативный подход, лучше это сделать.

В ситуациях, когда судебной инстанцией принято решение о возмещении клиентом государственной пошлины, ранее уплаченной кредитной организацией, отражение этого решения осуществляется в бухгалтерском учете по иной схеме проводок:

Дт 60323 "Расчеты с прочими дебиторами" (лицевой счет по расчетам с должником)

Кт 60323 "Расчеты с прочими дебиторами".

Комментарий. Ю.В. Нестерова, аудитор UBA Consultancy Service

Существует и иная точка зрения на порядок отражения в бухучете уплаченной госпошлины по поданным исковым заявлениям: до момента вынесения решения суда она учитывается на лицевом счете балансового счета 60312 "Расчеты с поставщиками, подрядчиками и покупателями".

Такая позиция изложена в Письме Департамента банковского регулирования и надзора Банка России от 04.09.2008 N 15-1-3-11/4353.

Особого внимания заслуживает порядок отражения в бухгалтерском учете операций при наличии решения суда, принятого в пользу банка. В этом случае уплаченная банком пошлина является элементом расчетной базы резерва на возможные потери, поскольку представляет собой установленный законодательством сбор, взимаемый при обращении в судебные органы (относимый на расходы банка при решении суда не в его пользу).

До принятия решения судом уплаченная банком госпошлина не подлежит резервированию. Если же решение вынесено в пользу банка, сумма пошлины, подлежащая возмещению ответчиком, будет представлять собой элемент расчетной базы для формирования резерва на возможные потери в соответствии с п. 6.1 Положения Банка России от 20.03.2006 N 283-П "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери". В состав элементов расчетной базы резерва включаются возможные дополнительные расходы, обусловленные в том числе вероятностью предъявления к кредитной организации требований в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязанностей, возникающих из обязательных платежей (включая неустойки, судебные расходы и т.п.). Размер резерва должен соответствовать размеру резерва, сформированного по ссудной задолженности заемщика.

В соответствии с расчетами осуществляется перенос ранее уплаченной государственной пошлины, подлежащей возмещению, по решению (определению) судебного органа.

Уплата государственной пошлины может осуществляться различными способами.

Внесение платежа через кассу будет оформлено следующей проводкой:

Дт 20202 "Касса кредитных организаций"

Кт 60323 "Расчеты с прочими дебиторами".

Уплата государственной пошлины клиентом со своего текущего счета в кредитной организации будет отражена проводками:

Дт 40817 "Физические лица" или 40820 "Счета физических лиц — нерезидентов"

Кт 60323 "Расчеты с прочими дебиторами".

Таким образом, как мы видим, прошедшая операция не затрагивает ни расходных (70606), ни доходных (70601) счетов кредитной организации, следовательно, доходы в виде возмещенной государственной пошлины не могут быть учтены в налоговом учете на основании данных доходных счетов кредитной организации.

Одним из выходов в подобной ситуации, как уже сказано выше, является ведение внесистемного учета по уплаченной и признанной государственной пошлине. Данные по вступившим в законную силу решениям (определениям) судебных органов и подлежащей возмещению государственной пошлине отражаются в соответствующих формах регистров налогового учета на дату вступления в силу решения (определения) судебного органа. Таким образом, в налоговом учете кредитной организации найдут свое отражение внереализационные доходы и расходы по государственной пошлине.

При отражении данных по признанной государственной пошлине кредитные организации сталкиваются со сложностями, связанными с несвоевременным получением решений и определений судебных инстанций.

Как и в других случаях, несвоевременное получение этих документов приводит к несвоевременному отражению доходов в налоговом учете кредитной организации. Особенно остро этот вопрос стоит, когда это происходит на стыке налоговых периодов, и кредитная организация должна принимать решение о том, какой период выбрать для их отражения.

Е.А.Хацкая

Начальник

операционного офиса

в г. Тольятти

ООО Коммерческий банк

"Камский горизонт"

Кто оплачивает госпошлину в суде?

Госпошлина – это необходимый элемент сотрудничества с судом. Естественно, при формировании иска возникает такой вопрос, кто оплачивает госпошлину в суд и как ее правильно рассчитать. Сразу же нужно сказать о том, что госпошлина оплачивается истцом, стороной, которая подает заявление или же обращение в суд. Но, в самом иске может содержаться информация о том, что истец просит суд возложить все расходы на ответчика, в случае успеха дела.

Кто именно оплачивает госпошлину в суде?

Процесс оплаты государственной пошлины четко нормируется государством. По правилам, данную пошлину оплачивает тот, кто в суд обращается. Обращение в суд может быть принято только в том случае, если оно дополнено квитанцией об оплате государственной пошлины. В отсутствии такой квитанции обращение в суд никто рассматривать не будет. Если вы имеете какие-то льготы, то вам также нужно обратить свое внимание на необходимость предоставления всех документов, которые могут подтвердить наличие льгот.

Помните, что государственная пошлина оплачивается в обязательном порядке. Данный вопрос нужно рассматривать весьма внимательно.

Во-первых, пошлину нужно правильно рассчитать. Во-вторых, пошлина оплачивается на реквизиты суда, в который вы обращаетесь.

Как рассчитать и оплатить госпошлину в суд?

Если вы решили обратиться в суд, то вам непременно нужно предварительно рассчитать сумму, которую придется оплатить. Чтобы произвести все расчеты можно воспользоваться калькулятором госпошлины:

  1. Заходим на сайт суда;
  2. Находим раздел – калькулятор госпошлины;
  3. Вводим в программу все данные по вашему обращению;
  4. Программа производит автоматический расчет;
  5. Вы получаете квитанцию с реквизитами и окончательной суммой к уплате.

В настоящий момент, вы также можете обратиться в приемную суда. В данном случае, вы можете получить детализированную консультацию по поводу подачи иска и других обращений в суд. Тут же вам помогут рассчитать стоимость вашего иска по госпошлине и предоставят вам квитанцию для оплаты.

Есть также специализированные сторонние ресурсы, на страницах которых вашему вниманию предоставляется информация в виде специализированных программ – аналогов калькулятора расчета госпошлины.

Используя данные программы, вы достаточно быстро сможете произвести все необходимые расчеты. После чего, данные, полученные с программы, можно проверить в приемной суда.

Все же, мы рекомендуем вам использовать калькулятор государственной пошлины, который расположен на официальном сайте суда. В данном случае, вы получите все необходимые, а самое главное – точные данные по оплате государственной пошлины именно по вашему виду обращения.

В принципе, нет ничего сложного в оплате госпошлины. Главное – наличие точной суммы и реквизитов. А уже оплатить квитанцию вы сможете в любом банке страны.

Налоговый учет расходов по уплате госпошлины при обращении в суд

Практически у любой организации может возникнуть ситуация, когда споры с контрагентами приходится решать через суд. В этом случае неизбежно возникают дополнительные расходы, в том числе и по уплате государственной пошлины. О том, как правильно учесть такие расходы для целей налогообложения, рассказывается в статье.

Статьей 101 Арбитражного процессуального кодекса определено, что судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.

Государственная пошлина — это обязательный сбор, взимаемый с организаций и физических лиц в соответствии со ст. ст. 333.16 и 333.17 гл. 25.3 НК РФ. Основания, правила уплаты, а также порядок предоставления отсрочки или рассрочки уплаты госпошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Это прописано в ст. 102 АПК РФ.

Налоговым кодексом предусмотрено, что плательщиками госпошлины являются организации, обращающиеся для рассмотрения дел в суды общей юрисдикции, арбитражные суды или к мировым судьям. Кроме того, ими признаются также организации, выступающие ответчиками при рассмотрении дел в судах, и в случае, если решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты госпошлины (ст. 333.17 НК РФ).

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 333.18 НК РФ при обращении в арбитражные суды государственная пошлина уплачивается до подачи искового заявления.

Размер госпошлины зависит от характера иска (имущественный или неимущественный) и его цены. По делам, рассматриваемым в арбитражных судах, размеры госпошлины и особенности ее уплаты организациями определены в ст. ст. 333.21 и 333.22 НК РФ.

Согласно ст. 110 АПК РФ организация, которая выиграла спор, может возместить свои судебные расходы за счет проигравшей стороны. Если же суд удовлетворил иск частично, судебные расходы могут быть разделены между сторонами пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований. При соглашении лиц, участвующих в деле, о распределении судебных расходов решением арбитражного суда указанные затраты относятся в соответствии с этим соглашением. Основанием является п. 4 ст. 110 АПК РФ.

Отражение операций по уплате госпошлины для целей налогообложения

В налоговом учете судебные расходы и арбитражные сборы, поименованные в ст. ст. 101 и 102 АПК РФ, включаются в состав внереализационных расходов (пп. 10 п. 1 ст. 265 НК РФ).

Если доходы и расходы учитываются методом начисления, то затраты, связанные с уплатой госпошлины при подаче иска в суд, признаются на дату начисления указанного сбора. То есть расходы по оплате госпошлины учитываются для целей налогообложения в момент их возникновения вне зависимости от даты вынесения решения судом. Это следует из положений пп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ.

Если же организация использует кассовый метод, то расходы признаются после фактической уплаты госпошлины (пп. 3 п. 3 ст. 273 НК РФ).

В декларации по налогу на прибыль организаций за отчетный (налоговый) период сумма внереализационных расходов в виде госпошлины отражается по строке 200 "Внереализационные расходы — всего" Приложения N 2 к листу 02 и включается в итоговую строку 040 "Внереализационные расходы" листа 02.

В бухгалтерском учете расходы, связанные с рассмотрением дел в судах, отражаются на счете 91 "Прочие доходы и расходы".

Основание — Инструкция по применению Плана счетов. Дело в том, что расходы по оплате госпошлины при подаче в арбитражный суд искового заявления не связаны с производством и реализацией продукции, товаров, работ, услуг. Поэтому в бухучете такие затраты признаются прочими внереализационными расходами (п. 12 ПБУ 10/99). Причем они учитываются в том отчетном периоде, в котором были произведены, независимо от времени фактической уплаты денежных средств и иной формы осуществления (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности). Так сказано в п. 18 ПБУ 10/99.

Затраты в виде госпошлины признаются на дату принятия искового заявления к производству согласно копии определения суда, направляемой лицам, участвующим в деле. Копия направляется не позднее следующего дня после даты вынесения определения (п. п. 3 и 5 ст. 127 АПК РФ). Затраты на уплату госпошлины учитываются в сумме, указанной в платежном документе.

Пример 1. ЗАО "Северстрой" 1 сентября 2006 г. подало в арбитражный суд исковое заявление о взыскании со своего поставщика неустойки в размере 180 000 руб. за нарушение условий хозяйственного договора. В тот же день до подачи заявления ЗАО "Северстрой" уплатило госпошлину.

Сумма госпошлины была рассчитана на основании пп. 1 п. 1 ст. 333.21 НК РФ.

В нем сказано, что по имущественным делам, рассматриваемым в арбитражных судах, при цене иска от 100 001 до 500 000 руб. размер госпошлины составляет 3500 руб. плюс 2% от суммы, превышающей 100 000 руб.

Таким образом, у ЗАО "Северстрой" размер госпошлины равен 5100 руб. [3500 руб. + (180 000 руб. — 100 000 руб.) x 2% : 100%].

В штатном расписании ЗАО "Северстрой" должность юриста не предусмотрена. Поэтому организация воспользовалась услугами стороннего адвоката. На оплату этих услуг было израсходовано 14 900 руб.

Таким образом, судебные расходы ЗАО "Северстрой" включают:

  • госпошлину за подачу иска в суд — 5100 руб.;
  • услуги адвоката — 14 900 руб.

ЗАО "Северстрой" учитывает доходы и расходы для целей налогообложения прибыли методом начисления.

Судебное заседание состоялось 22 сентября 2006 г. По его результатам иск организации был удовлетворен в размере 120 000 руб. Арбитражный суд постановил перечислить эту сумму на расчетный счет ЗАО "Северстрой" в течение 10 дней, а также возместить организации судебные расходы.

Сумму госпошлины и судебных издержек, подлежащую возмещению ответчиком, суд рассчитал пропорционально размеру удовлетворенных требований:

(5100 руб. + 14 900 руб.) x 120 000 руб. : 180 000 руб. = 13 333 руб.

Ответчик с решением суда согласился, и 28 сентября 2006 г. присужденные судом суммы в полном объеме поступили на расчетный счет ЗАО "Северстрой".

Бухгалтер ЗАО "Северстрой" отразил в учете эти операции следующим образом:

1 сентября 2006 г.:

Дебет 68 субсчет "Расчеты по уплате государственной пошлины" Кредит 51

  • 5100 руб. — перечислена сумма госпошлины за рассмотрение дела в арбитражном суде;

Дебет 91-2 Кредит 68 субсчет "Расчеты по уплате государственной пошлины"

  • 5100 руб. — отражена сумма уплаченной госпошлины в составе внереализационных расходов;

Дебет 91-2 Кредит 76

  • 14 900 руб. — учтены расходы на оплату услуг адвоката согласно заключенному договору;

22 сентября 2006 г.:

Дебет 76 Кредит 91-1

  • 120 000 руб. — отражена задолженность ответчика по уплате неустойки в сумме, присужденной судом;

Дебет 76 Кредит 91-1

  • 13 333 руб. — отражена задолженность ответчика по возмещению судебных расходов по решению суда;

28 сентября 2006 г.:

Дебет 51 Кредит 76

  • 133 333 руб. (120 000 руб. + 13 333 руб.) — на счет ЗАО "Северстрой" поступили денежные средства от ответчика во исполнение решения арбитражного суда.

В налоговом учете бухгалтер ЗАО "Северстрой" отразил такие суммы:

  • в составе внереализационных расходов — 20 000 руб. (5100 руб. + 14 900 руб.);
  • в составе внереализационных доходов — 133 333 руб. (120 000 руб. + 13 333 руб.).

Возврат госпошлины из бюджета

Если производство по делу было прекращено, или заявление оставлено судом без рассмотрения, или госпошлина была излишне уплачена (взыскана), то сумма госпошлины (частично или полностью) возвращается налогоплательщику. Основанием является соответствующее указание в судебном решении.

Так, согласно п. 2 ст. 129 АПК РФ при вынесении судом определения о возвращении искового заявления арбитражный суд решает вопрос о возврате из федерального бюджета госпошлины, уплаченной истцом.

Возврат госпошлины налогоплательщику осуществляется в соответствии со ст. 78 Налогового кодекса с учетом особенностей, установленных гл. 25.3 Кодекса.

Порядок действий налогоплательщика при возврате госпошлины определен п. 3 ст. 333.40 НК РФ. В налоговый орган по месту нахождения суда, в котором рассматривалось дело, подается заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы госпошлины. К заявлению прилагаются решения, определения и справки судов об обстоятельствах, являющихся основанием для полного или частичного возврата излишне уплаченной (взысканной) суммы госпошлины.

Если госпошлина подлежит возврату полностью, то вместе с названными документами представляются также подлинные платежные документы (поручения и квитанции, подтверждающие уплату госпошлины). Если же госпошлина подлежит возврату частично — копии платежных документов.

Данный порядок действует с 31 января 2006 г. в связи с вступившими в силу положениями Федерального закона от 31.12.2005 N 201-ФЗ.

Налогоплательщик имеет право на возврат госпошлины в течение трех лет с момента ее уплаты. Иными словами, соответствующее заявление нужно подать до того, как истечет этот срок.

Налоговый орган обязан вернуть сумму госпошлины в течение месяца со дня подачи налогоплательщиком заявления. В противном случае с налогового органа могут быть взысканы проценты на сумму не возвращенной в установленный срок госпошлины, рассчитанные исходя из ставки рефинансирования Банка России (п. 9 ст. 78 НК РФ).

В налоговом учете сумму возвращенной госпошлины организация включает в состав внереализационных доходов. Об этом говорится в п. 3 ст. 250 НК РФ.

Организация, использующая метод начисления, признает внереализационные доходы на основании порядка, установленного ст. 271 НК РФ. Согласно этому порядку сумма госпошлины, возвращаемая организации, отражается в составе внереализационных доходов на дату вступления в законную силу судебного решения о таком возврате.

Аналогичная позиция, касающаяся порядка учета и признания возвращенной госпошлины, изложена в Письмах Минфина России от 18.01.2005 N 03-03-01-04/2/8 и от 01.07.2005 N 03-03-04/1/37.

При кассовом методе сумма возвращаемой госпошлины признается в порядке, предусмотренном ст. 273 НК РФ, — по мере поступления средств на счет или в кассу налогоплательщика.

В декларации по налогу на прибыль организаций за отчетный (налоговый) период сумма внереализационных доходов в виде возвращенной госпошлины отражается по строке 100 "Внереализационные доходы — всего" Приложения N 1 к листу 02 и соответственно включается в итоговую строку 020 "Внереализационные доходы" листа 02.

Пример 2. ЗАО "Атон" подало в арбитражный суд исковое заявление о взыскании со своего поставщика неустойки в размере 100 000 руб. за нарушение условий хозяйственного договора. В тот же день до подачи заявления ЗАО "Атон" уплатило госпошлину.

Сумма госпошлины была рассчитана согласно пп. 1 п. 1 ст. 333.21 НК РФ. В нем указано, что по имущественным делам, рассматриваемым в арбитражных судах, при цене иска от 50 001 до 100 000 руб. размер пошлины составляет 2000 руб. плюс 3% от суммы, превышающей 50 000 руб.

Таким образом, сумма госпошлины, уплачиваемой ЗАО "Атон", составила 3500 руб. [2000 руб. + (100 000 руб. — 50 000 руб.) x 3% : 100%].

Однако при рассмотрении дела в суде первой инстанции до принятия судебного решения истец (ЗАО "Атон") уменьшил сумму исковых требований до 60 000 руб. Арбитражный суд признал это не противоречащим закону и не нарушающим права других лиц.

При уменьшении истцом размера исковых требований сумма излишне уплаченной госпошлины подлежит возврату. В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 333.40 НК РФ госпошлина подлежит возврату частично или полностью в случае ее уплаты в большем размере, чем это предусмотрено гл. 25.3 Кодекса.

Сумма госпошлины, рассчитанной исходя из новой цены иска, составила 2300 руб. [2000 руб. + (60 000 руб. — 50 000 руб.) x 3% : 100%].

Таким образом, на дату подачи искового заявления об уменьшении размера исковых требований истцу должно быть возвращено 1200 руб. (3500 руб. — 2300 руб.).

Как уже отмечалось, возврат излишне уплаченной суммы госпошлины производится по заявлению налогоплательщика (истца) в налоговый орган. К заявлению прилагаются соответствующие определения (решения) суда и платежные документы, поименованные в п. 3 ст. 333.40 НК РФ, которые подтверждают факт уплаты госпошлины.

Предположим, что ЗАО "Атон" проиграло суд и судебные расходы ему возмещены не были.

В этом случае бухгалтер организации должен сделать в учете такие проводки:

Дебет 68 субсчет "Расчеты по уплате государственной пошлины" Кредит 51

  • 3500 руб. — перечислена госпошлина за рассмотрение дела в арбитражном суде;

Дебет 91-2 Кредит 68 субсчет "Расчеты по уплате государственной пошлины"

  • 3500 руб. — сумма уплаченной госпошлины отражена в составе внереализационных расходов;

Дебет 68 субсчет "Расчеты по уплате государственной пошлины" Кредит 91-1

  • 1200 руб. — отражена задолженность налогового органа по возврату госпошлины (на дату подачи соответствующего заявления);

Дебет 51 кредит 68 субсчет "Расчеты по уплате государственной пошлины"

  • 1200 руб. — возвращена сумма излишне уплаченной госпошлины на расчетный счет ЗАО "Атон".

В налоговом учете бухгалтер ЗАО "Атон" отражает:

  • в составе внереализационных расходов — 3500 руб.;
  • в составе внереализационных доходов — 1200 руб.

И.Н.Сбитнева

Референт государственной

гражданской службы

Российской Федерации 2-го класса

Управление администрирования

налога на прибыль

ФНС России

Бухгалтерское сопровождение операций по учету государственных пошлин зависит от причин, по которым данные сборы были уплачены организацией:

  • приобретение или формирование особых видов имущества или прав;
  • по операциям, связанным с основной деятельностью фирмы;
  • по операциям, не связанным с основной предпринимательской деятельностью;
  • в связи с подачей дела на рассмотрение в суд.

Согласно действующему законодательству, под государственной пошлиной понимается федеральный сбор, который должен уплачиваться при обращении физических и юридических лиц (в т. ч. индивидуальных предпринимателей) в государственные органы или органы местного самоуправления для совершения юридически важных действий.

Примечание от автора! Понятие государственной пошлины и установленные размеры сборов регламентированы гл.25.3 НК РФ.

Так как госпошлина является федеральным сбором, сведения о ней отображаются в бухгалтерском учете фирмы на сч.

68 (открывается дополнительный субсчет). На данном счете фиксируются сведения об осуществляемых взаиморасчетах по всем начисляемым налоговым платежам, а также по задолженностям компании перед контролирующими налоговыми органами и выявленными суммами переплат. Кредит счета – начисление государственной пошлины, предусмотренной к уплате в бюджет. По дебету проводится списание задолженности перед бюджетом в корреспонденции со счетами учета затрат денежных средств.

Подтверждение уплаты госпошлины

Подтверждением уплаты сбора является:

  • в безналичной форме — платежное поручение с отметкой банка (доступно в системе банк-клиент или при обращении в отделение банка);
  • внесение наличных денежных средств — квитанция установленной формы (банковского учреждения или кассы государственного органа;
  • также факт уплаты госпошлины может быть подтвержден наличием информации в Государственной информационной системе.

Примечание от автора! При наличии сведений в информационной системе не требуется дополнительное подтверждение оплаты платежа.

Основные проводки по начислению госпошлины

В бухгалтерском учете порядок отражения проводок по хозяйственным операциям, связанным с уплатой госпошлины при обращении в государственные органы, зависят от причин, с которыми связан тот или иной сбор:

  1. Приобретение или создание отдельного вида имущества. В данном случае уплаченные сборы включаются в стоимость актива и отображаются следующими проводками:

    Дт08 Кт68 – при формировании первоначальной стоимости основного средства (например, регистрация нового авто);

    Дт41 Кт68 – при включении в стоимость реализуемых товаров (например, сертификация отдельных видов товаров).

  2. Текущая деятельность компании. Уплата госпошлин может возникать при нотариальной заверке учредительной документации (например, Устава фирмы или протоколов собрания учредителей), регистрации отдельных договоров и т. д.

    При оплате установленных сборов, направленных на текущую деятельность компании, суммы начисляются следующей записью:

    Дт20 (25,26,44) Кт68 – в зависимости от политики фирмы по отнесению расходов на тот или иной счет.

  3. Федеральные сборы, не связанные с основной предпринимательской деятельностью. Данные платежи должны быть отображены в составе прочих издержек фирмы:

Примечание от автора! К сборам, не относящимся к основной деятельности, относят и госпошлины, уплачиваемые при обращении в суд.

Проводки по уплате федерального сбора

Для отображения информации об уплате государственной пошлины используются следующие проводки:

Дт68 Кт51 – при безналичном перечислении;

Дт68 Кт50 – при оплате наличными денежными средствами.

Практический пример

В ООО «Беркут» для банка было необходимо срочно получить новую выписку ЕГРЮЛ. За эту операцию была перечислена государственная пошлина в размере 400 рублей. Бухгалтер ООО составил следующие проводки:

Дт68 субсчет «Госпошлина» Кт51. 

200 рублей – перечислены денежные средства контролирующим органам.

Дт91.02 Кт68 субсчет «Госпошлина».

200 рублей — необходимый к уплате сбор был включен в состав прочих издержек фирмы.

Списание расходов по уплате госпошлины в налоговом учете

Для включения уплаты государственной пошлины в издержки фирмы необходимо соблюдение следующих требований:

  • государственная пошлина взимается согласно действующему законодательству;
  • сумма платежа четко определена (например, 200 рублей взимается за предоставление сведений и документации из ЕГРЮЛ в установленные сроки);
  • уплата сбора ведет к затратам компании.

Примечание от автора! Деятельность компании начинается в момент внесения информации о ней в ЕГРЮЛ. Государственная пошлина за регистрацию юридического лица вносится учредителями до занесения информации в ЕГРЮЛ, деятельность фирмы еще не началась, поэтому включение платежа в расходы организации недопустимо.

Особенности списания издержек на сборы частных нотариусов

Списание расходов на уплату нотариальных операций зависит от места их совершения: в государственной нотариальной контроле или частными нотариусами.

Если сборы взимались за операции, осуществляемые в государственной нотариальной конторе, то данные платежи учитываются в учете фирмы как государственная пошлина и их начисление осуществляется бухгалтерской проводкой Дт20 (25, 91.2, 44 и т. д.) Кт68.

Согласно Основам законодательства РФ о нотариате, нотариусы, занимающиеся частной практикой, за оказание своих услуг взимают с клиента нотариальные тарифы в размерах, соответствующих размерам аналогичной государственной пошлины. Данные тарифы не могут быть учтены как федеральный сбор, и их начисление в бухгалтерском учете фирмы отображается на счете учета расчетов с разными дебиторами и: Дт20 (91.2, 25, 44 и т. д.) Кт76.

Виктор Степанов, 2018-04-28

Вопросы и ответы по теме

По материалу пока еще не задан ни один вопрос, у вас есть возможность сделать это первым

Справочные материалы по теме



Сохраните статью в социальные сети:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *