В конце года

.

Завершающей стадией работы главного бухгалтера является действие под названием – «закрытие месяца». БОльшая часть всех предприятий это действие совершает каждый месяц. Сегодня мы узнаем, в чем смысл «закрытия месяца».

Представим работающее предприятие. Вся его деятельность при помощи инструментов бухгалтерского учета окажется на бух счетах. Результаты по бух счетам мы увидим в отчетах ОСВ.

Давайте кратко рассмотрим «оборотку» реального предприятия до момента «закрытия месяца». Я сделал оборотку в целом по счетам, т.е. не используя субсчета. Сделал это для облегчения восприятия. Когда будет понятен смысл процесса «закрытия месяца» тогда можно будет смотреть ОСВ с субсчетами.

Небольшие комментарии к отчету

  • Глядя на список счетов (код и название), мы видим, какие участки учета были задействованы.
  • Отсутствие 41 и 44 счетов показывает нам, что это не торгующая товарами фирма.
  • Нет 43, 40, 25 и 20,  счетов – это не производство.
  • Нет чисто одного 20 счета – это не выполнение работ
  • Остается – оказание услуг. Так оно и есть в нашем примере.
  • Отчет сформирован за месяц «Ноябрь 20ХХ»
  • ОСВ состоит из трех групп показателей:

На начало месяца: на 31.10.ХХ на 23.59.59
За месяц (ОБОРОТЫ) с 01.11.ХХ 00.00.00 по 30.11.ХХ на 23.59.59
На конец месяца.

Для каждого счета они складываются по следующим правилам:

  •   Если бух счет «Активный» = Нач.Ост.[Дебет] + Оборот[Дебет]Оборот[Кредит]
  •   Если бух счет «Пассивный» = Нач.Ост.[Кредит] + Оборот[Кредит]Оборот[Дебет]

В ОСВ мы можем выделить счета, ответственные за финансовый результат. К таким бух счетам относятся счета по «Выручке(Доходы) от продаж» и «Счета учета расходов на осуществление деятельности», а именно 90, 91 счета.

Поскольку финансовый результат – это одно число, которое может быть «Прибылью», а может оказаться «Убытком», то  нам из «оборотки» необходимо получить это одно число, которое мы зафиксируем на 99 счете.

Для подведения финансового результата нам поможет формула: "Выручка(Доходы) — Расходы". 
Как вы понимаете, нам нужно выбрать суммы для формулы. Одни суммы пойдут для показателя «Выручка(Доходы) от продаж», другие — «Расходы на осуществление деятельности»

Каждый бухгалтерский счет 90, 91 содержат в себе два показателя: "Выручка(Доходы) от продажи" и "Расходы на осуществление деятельности". А как это нам увидеть?

Все очень просто.
Кредитовые обороты на 90 и 91 счетах будут показывать "Выручку(Доходы)". Причем, это будет только на первых субсчетах, т.е. КО(90.1) и КО(91.1). Особо следует отметить, что кредитовые обороты (КО) на 90.1 и 91.1 субсчетах появляется в течение месяца всегда, когда происходит реализация(продажа). Но тоже самое нельзя сказать о расходах.

Дебетовые обороты 90 и 91 счетов расчитаны на собирание информации о Расходах предприятия. Однако время попадания расходов в течение месяца на эти счета не одинаковое. Одни расходы попадут в момент реализации(продажи). Этими расходами будет себестоимость проданной продукции, товаров. Другие же расходы, имеющиеся у фирмы в своей деятельности, "перейдут" только в конце месяца со счетов расходов на расходную сторону 90 и 91 счетов, т.е. в дебетовый оборот (ДО90 и ДО91). Субсчета 90 и 91 счетов, собирающие на себе расходы предприятия, будут с 2 по 8, в зависимости от того, что есть у них в настройках в плане счетов.

Вернемся к нашей оборотке и внимательно рассмотрим ее. Нам следует обратить внимание на счета, отвечающие за финансовый результат.  Из оборотки мы видим 90, 91 и 26. Причем мы уже знаем, что сумма с 26 счета уйдет в расходную часть (дебет) какого-то из 90 или 91 счетов.

Как вы думаете, в какой и почему?

Давайте на цифрах разберем наш пример в оборотке.
У нас есть формула финансового результата. Нам остается подобрать цифры из ОСВ и подставить их в соответствующие части формулы. Попробуйте сначала сделать самостоятельно, затем посмотрите, что получилось у меня.

Мое решение
«Выручка от продаж» = Кредитовый Оборот(КО)90.1 + Кредитовый Оборот(КО)91.1 = 2630450,50
«Расходы на деятельность» = Дебетовый Оборот(ДО)26 + ДО91.2 = 878757.89

Итак, в чем же смысл «Закрытия месяца в бухучете»?

Общий смысл в том, чтобы:

Во-первых, собрать Расходы текущего месяца на соответствующих счетах (20, 25, 26, 44) и «перенести» их на «Расходные субсчета» 90 и 91 счетов.

Во-вторых, в результате переноса сумм с расходных бух счетов (20, 25, 26, 44) конечные остатки на этих расходных бух счетах станут равны 0. Здесь есть исключения.

Например, для производства, особенно для сельхозпроизводителей, у которых продукция растет и затрагивает несколько месяцев, 20 счет не закроется полностью, т.е. сальдо не станет 0. Еще примером будут торговые организации, которые на 44 счете учитывают транспортные расходы по доставке товара к себе.

Об этих небольших исключениях мы поговорим позже. Сейчас главное понять суть – расходные бух счета при «закрытии месяца» закрываются в ноль, т.е. на конец месяца по ним не должно быть остатков. (если только нет исключений)

В-третьих, после переноса сумм с расходных бух счетов на 90 счет, мы высчитываем конечные остатки(сальдо) по каждому счету: 90 и 91 счетов. Иными словами, находим разницу между Дебетом и Кредитом у 90 и 91 счетов и получившуюся сумму у каждого бух счета переносим на 99 бух счет. В итоге 90 и 91 счета, их конечные остатки, тоже станут равны 0.

Как это делается конкретно по субсчетам мы разберем в других статьях. Здесь же, главное понять следующее:

При закрытии месяца не должно быть остатков по счетам учета Расходов (20, 25, 26, 44). И 90 и 91 счета, в целом, тоже должны быть равны 0, т.е. не иметь остатков.

Еще раз отмечу, что есть небольшие исключения, когда разрешается, чтобы Счета учета расходов (затрат) имели остаток после «закрытия месяца». Это касается двух распространенных счетов: 20 производство и 44 счета. Об этом в другой раз.

В следующей статье мы посмотрим процесс «закрытия месяца» для фирмы, чью ОСВ мы рассматривали.

.

 

Бухгалтерский баланс отражает средства предприятия по составу и источникам на определенную дату. Для управления предприятием необходимо знать состояние средств не только на определенную дату, но и изменения на отчетный период, т.е. для контроля необходимо иметь сведения о движении средств и их источников, поэтому в бухгалтерском учете и применяются специальные счета, которые в совокупности образуют единую систему.

Счета бухгалтерского учета – это способ группировки однородных средств, их источников и хозяйственных процессов. Каждый счет открывается на определенный вид средств и их источников. Схематически счет представляет собой таблицу, левая сторона которой называется дебетом, правая – кредитом. Каждая сторона предназначена для отражения увеличения или уменьшения сумм. Счет, имеющий остаток называется сальдо. Обычно сальдо на начало проведения операции (на начало отчетного периода) обозначается С1, а остаток на конец проведения операции (на конец отчетного периода) С2.

Счета связаны с балансом:

1) На каждую статью баланса открывается счет с тем же названием.

2) Остаток записывается в счете на ту же сторону, что и в балансе.

3) Счета как и статьи баланса делятся на активные и пассивные.

4) На основании записи по счетам определяются остатки на первое число следующего месяца, и по этим остаткам составляется вновь баланс.

В соответствии с балансом все счета делятся на активные и пассивные.

Активные – это счета бухгалтерского учета, на которых учитываются различные виды имущества, их наличие, состав, движение.

По активному счету отражаются:

— по дебетовой стороне счета – остатки на начало и конец проведения операции, и хозяйственные операции, вызывающие увеличение остатка;

— по кредитовой стороне счета – лишь хозяйственные операции, вызывающие уменьшение остатка.

Схема активного счета.

А

Дт Кт
Начальное сальдо С1  
Увеличение + Уменьшение —
Начальное сальдо С2  

 

Примеры активных счетов:

01. Основные средства

10. Материалы

20. Основное производство

43. Готовая продукция

50. Касса

51. Расчетный счет

Чтобы посчитать конечное сальдо по активному счету необходимо к начальному дебетовому сальдо прибавить дебетовый оборот и вычесть кредитовый оборот А:Дс1+ДО–КО=Дс2

Пассивные – это счета бухгалтерского учета, на которых учитываются источники формирования имущества, их наличие, состав, движение, а также обязательства.

На пассивных счетах остатки только кредитовые.

По пассивному счету отражаются:

— по кредитовой стороне – остатки на начало и конец проведения операций и хозяйственные операции, вызывающие увеличение остатков;

— по дебетовой стороне счета показываются лишь хозяйственные операции, вызывающие уменьшение остатков.

Схема пассивного счета.

П

Дт Кт
  Начальное сальдо
Уменьшение источника (-) Увеличение (+)
  Конечное сальдо

 

Чтобы посчитать конечное сальдо в пассивном счете необходимо к начальному кредитовому сальдо прибавить кредитовый оборот и вычесть дебетовый оборот П:Кс1+КО–ДО=Кс2

Кроме активных и пассивных счетов в бухгалтерском учете имеют место активно-пассивные счета, у которых могут быть как дебетовые, так и кредитовые остатки (развернутое сальдо). Если по активно-пассивному счету выведено одно сальдо, то оно является результативным и показывает конечный итог от противоположных операций. Например, на счете 99 "Прибыль и убытки" отражаются как прибыль так и убытки, но в конце месяца выводится окончательный финансовый результат – прибыль (если сальдо кредитовое) или убыток (если сальдо дебетовое). В отдельных случаях в активно-пассивных счетах результативное сальдо вывести нельзя; это бывает тогда, когда результативное сальдо искажает учетные показатели. Например, счет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" могли бы заменить два счета: активный счет "Расчеты с дебиторами", и пассивный счет "Расчеты с кредиторами". Необходимость учитывать эти расчеты на одном счете объясняется постоянным изменением во взаимных расчетах, дебитор может стать кредитором и наоборот.

Поэтому не целесообразно разбивать этот счет на два отдельных. Универсальной схемы активно-пассивного счёта не существует, каждый активно-пассивный счёт имеет свою схему, так же как и не существует универсальной формулы для подсчёта конечного сальдо по активно – пассивным счетам, поэтому: чтобы посчитать конечное сальдо по активно-пассивному счёту надо:

1. Для счетов, имеющих результативное сальдо — из большего остатка вычесть меньший.

2. Для счетов, имеющих развёрнутое сальдо:

— разбить счёт на два счёта – активный и пассивный, а затем посчитать сальдо в общеустановленном порядке;

— применить аналитический учёт.

 

⇐ Предыдущая234567891011Следующая ⇒


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 183; Нарушение авторских прав?;




Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *