Бухгалтерский учет шин

Учет автомобильных шин

Правила эксплуатации автомобильных шин АЭ 001-04, утвержденные Распоряжением Минтранса России от 21.01.2004 N АК-9-р (далее — Правила N АЭ 001-04), в настоящее время не действуют. Как следует организовать в учреждении учет автомобильных шин, а также как отразить в бухгалтерском и налоговом учете расходы по замене изношенных и приобретению сезонных шин, мы расскажем в этой статье.

Действие вышеуказанных Правил по эксплуатации автомобильных шин закончилось 31.12.2007, однако их отмена не означает, что учреждение не должно организовать учет автомобильных шин. Поскольку до настоящего времени не было издано ни одного документа, регулирующего их учет, нужно разработать свой порядок, утвердив его отдельным локальным актом или приказом об учетной политике.

При разработке этих правил учреждения могут воспользоваться основными положениями по учету автомобильных шин, изложенными в Правилах N АЭ 001-04, или разработать их самостоятельно. Поэтому организация учета автомобильных шин будет зависеть от той методики, которую утвердит учреждение.

Если учреждение не утруждает себя разработкой самостоятельных правил учета автомобильных шин, а использует положения Правил N АЭ 001-04, нелишним будет напомнить их основные моменты.

Данные Правила указывают, что учреждения должны на каждую шину, установленную на автомобиль (новую, восстановленную или с углубленным рисунком протектора) при его комплектации или во время эксплуатации, заводить карточку учета ее работы. Учет шин осуществляется ответственным лицом, на которого возложена эта обязанность.

В карточке должны быть заполнены все графы, а дальнейшее внесение в нее записей следует производить до выхода шины из строя. В ней предусматривается такая информация, как техническое состояние шины, находящейся на автомобиле (например, дефекты, характер и размер повреждений). Для шин, бывших в эксплуатации, при установке на другой автомобиль записывается их предыдущий пробег. В случае производства работ по ремонту местных повреждений учет работы шины продолжается в той же карточке. Кроме того, лицо, ответственное за учет автомобильных шин, ежемесячно должно заносить в карточку учета работы шины данные о фактическом пробеге.

При замене шины на ходовых колесах на запасную или при необходимости покупной шины водитель сообщает ответственному лицу дату замены, заводской номер замененной шины, показания спидометра в момент установки. Эти данные должны быть зафиксированы в карточках учета работы заменяемой и запасной шин.

Когда шины снимаются с эксплуатации, в карточке учета работы шины указываются: дата демонтажа, полный пробег, наименование причины снятия, определяемой комиссией, остаточная высота рисунка протектора (по наибольшему износу). Обязательно в ней производится запись о том, куда направлена шина — в ремонт, на восстановление, углубление рисунка протектора нарезкой, в утиль или на рекламацию.

В том случае, когда шина направляется на восстановление, углубление рисунка протектора или в утиль, карточка учета ее работы подписывается членами комиссии, одновременно эта карточка является актом списания шины.

На шины, поступившие в учреждение после восстановления, заводят новые карточки. Пробег шины с углубленным нарезкой рисунком протектора начинается с нуля в ранее заведенной карточке учета работы шины, а при обезличенной нарезке заводится новая карточка учета.

Учет работы автомобильной шины, как указывалось выше, осуществляется в карточке учета работы автомобильной шины.

Учреждение может самостоятельно разработать ее форму или использовать форму, утвержденную Правилами N АЭ 001-04. Приводим ее образец.

Карточка учета работы автомобильной шины (новой, восстановленной, прошедшей углубление рисунка протектора нарезкой, бывшей в эксплуатации — нужное подчеркнуть)

Обозначение (размер) шины ____ Модель шины ____ ГОСТ или ТУ на шину _____
Порядковый (заводской) номер ________ Дата изготовления (неделя, год) ___
Индекс несущей способности или норма слойности __________________________
Эксплуатационная (гарантийная) норма пробега ____________________________
Завод — изготовитель новой шины или шиноремонтное предприятие ___________
Наименование автотранспортного предприятия ______________________________

Марка

и мо-

дель

авто-

мобиля

(при-

цепа),

его

госу-

дарст-

венный

номер

Пока-

зания

спи-

до-

метра

при

уста-

новке

шины,

тыс.

км

Дата

Пробег шины, тыс.

км (с точностью

до 0,1 тыс. км)

Тех-

ни-

чес-

кое

сос-

тоя-

ние

шины

при

ус-

та-

нов-

ке

При-

чины

сня-

тия

шины

с

экс-

плуа-

тации

Оста-

точ-

ная

высо-

та

ри-

сунка

про-

тек-

тора

в мм

Под-

пись

во-

ди-

теля

уста-

новки

шины

на хо-

довое

или

запас-

ное

колесо

сня-

тия

шины

за месяц

с начала

эксплуа-

тации

Ответственный за учет работы шины ____________ Ф.И.О. _________ (подпись)

Заключение комиссии по определению пригодности шины к эксплуатации (на восстановление, на углубление рисунка протектора, на рекламацию или в утиль).

Председатель комиссии ______________________ Ф.И.О.__________ (подпись)
Члены комиссии _____________________________ Ф.И.О. _________ (подпись)
_____________________________ Ф.И.О. _________ (подпись)

При решении вопроса о возможности замены автомобильной шины учитывается ее пробег. Нормы эксплуатационного пробега шин, предназначенных для использования на легковых, грузовых автомобилях, автобусах, прицепах и полуприцепах, приведены в Руководящем документе 3112199-1082-02 <1>. В нем указано, что срок его действия закончился 01.01.2004.

<1> Временные нормы эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств РД 3112199-1085-02, утв. Минтрансом России 04.04.2002.

Однако Информационным письмом Минтранса России от 07.12.2006 N 0132-05/394 доведено до сведения учреждений, что вышеуказанный Руководящий документ действует без ограничения срока действия до вступления в силу соответствующих технических регламентов в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

Нормы эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств установлены для шин, которые не подвергались восстановительному ремонту и были сняты с эксплуатации по следующим причинам:

  • износ рисунка протектора (при условии пригодности шины к восстановительному ремонту);
  • разрушения производственного или эксплуатационного характера, исключающие возможность проведения восстановительного ремонта.

Применение данных норм обязательно для организаций независимо от организационно-правовой формы.

Нормы эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств устанавливаются на основе среднестатистического пробега шин, снятых с эксплуатации, для каждого типоразмера и модели шины, а также каждой модификации эксплуатируемых автомобилей и соответствуют определенным условиям работы автомобильного транспорта.

Для автомобильных шин, эксплуатируемых на прицепах и полуприцепах, нормы эксплуатационного пробега устанавливаются как для автомобилей-тягачей.

Кроме того, к величине среднестатистического пробега шин применяются поправочные коэффициенты, учитывающие дорожно-транспортные и другие эксплуатационные факторы.

Данные коэффициенты в зависимости от категории условий эксплуатации и характера работы автотранспортных средств представлены в таблицах 4 и 5, а категория условий эксплуатации автотранспортных средств — в таблице 6 РД 3112199-1082-02.

Норма эксплуатационного пробега шины (Hi) рассчитывается путем умножения среднестатистического пробега шины на поправочные коэффициенты:

Hi = H x K1 x K2,

где H — среднестатистический пробег шины, тыс.

км;

K1 — поправочный коэффициент, учитывающий категорию условий эксплуатации автотранспортного средства;

K2 — поправочный коэффициент, учитывающий условия работы автотранспортного средства.

При этом норма эксплуатационного пробега шины не должна быть ниже 25% от среднестатистического пробега шины.

Для новых моделей шин и новых марок автомобилей, для которых не установлены нормы эксплуатационного пробега шин, руководитель учреждения вправе ввести в действие приказом по предприятию временную норму на основании средних пробегов списанных шин, согласованную с ФГУП НИИАТ. При этом срок действия временных норм не должен превышать двух лет. В течение этого периода проводятся проверка соответствия установленного значения нормы среднестатистическому пробегу шины данного типоразмера и модели для конкретного автотранспортного средства и уточнение значения нормы.

Апробация временных норм эксплуатационного пробега шин выполняется ФГУП НИИАТ с привлечением автотранспортных предприятий. После уточнения временных норм эксплуатационного пробега шин они утверждаются в Минтрансе и приобретают статус постоянно действующих норм.

Бухгалтерский учет расходов по приобретению автомобильных шин

Бухгалтерский учет расходов по приобретению автомобильных шин имеет свои особенности.

Порядок их отражения в регистрах бухгалтерского учета зависит от того, как они поступают в учреждение.

Если автомобильные шины поступают вместе с новым автомобилем, то их стоимость учитывается в стоимости этого автомобиля как объекта основных средств. Такой вывод позволяют сделать положения п. 18 Инструкции N 25н <2>, указывающие на то, что инвентарным объектом основных средств является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенных для выполнения определенной работы.

Именно таким комплексом и является транспортное средство.

<2> Инструкция по бюджетному учету, утв. Приказом Минфина России от 10.02.2006 N 25н.

Если в дальнейшем шины приобретаются отдельно от автомобиля в целях замены изношенных, то есть в качестве запасных частей к транспортным средствам, то их учитывают в составе материальных запасов.

Поскольку материальные запасы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической стоимости, все расходы по приобретению и доставке собираются на счете 106 04 000 "Изготовление материалов, готовой продукции (работ, услуг)".

На основании первичных документов поставщиков формирование фактической стоимости автомобильной шины отражается проводкой:

Дебет счета 1 (2) 106 04 340 "Увеличение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)"

Кредит аналитических счетов счета 1 (2) 302 00 000 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками".

Шины по сформированной фактической стоимости подлежат оприходованию, что сопровождается проводкой:

Дебет счета 1 (2) 105 06 340 "Увеличение стоимости прочих материальных запасов"

Кредит счета 1 (2) 106 04 440 "Уменьшение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)".

Оплата расходов отражается следующим образом:

Дебет счета 1 (2) 302 00 000 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"

Кредит счетов 1 304 05 000 "Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджета", 2 201 01 610 "Выбытия денежных средств учреждения с банковских счетов".

Почему автомобильные шины в данном случае нельзя учитывать как основные средства, ведь срок их службы превышает 12 месяцев? Поскольку они приобретаются для ремонта транспортных средств, у которых уже изначально были шины, это позволяет квалифицировать их как материальные запасы независимо от срока их полезного использования. Да и п. 66 Инструкции N 25н указывает на то, что запасные части к транспортным средствам надо учитывать в составе прочих материальных запасов.

Приобретаемые учреждением шины могут быть использованы:

  • для замены изношенных всесезонных шин (сезонные шины не используются);
  • для замены изношенных сезонных шин (например, летом (зимой) происходит замена изношенных летних (зимних) шин на новые летние (зимние)).

Как отмечено выше, замена изношенных шин на новые рассматривается как ремонт основного средства (замена изношенной детали на новую). Согласно п. 59 Инструкции N 25н списание стоимости израсходованных материальных запасов, в частности автомобильных шин, отражается проводкой:

Дебет счетов 1 401 01 272 "Расходование материальных запасов", 2 106 04 340 "Увеличение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)"

Кредит счета 1 (2) 105 06 440 "Уменьшение стоимости прочих материальных запасов", субсчет "Шины в эксплуатации".

Инструкция N 25н требует учитывать автомобильные шины, выданные взамен изношенных, на забалансовом счете 09 "Запасные части к транспортным средствам, выданным взамен изношенных", поэтому дальнейший учет шин будет осуществляться на этом счете и в карточке учета работы шины.

Если изношенные шины подлежат восстановлению, то стоимость таких работ, произведенных специализированной организацией, включается в расходы и отражается проводкой:

Дебет счетов 1 401 01 225 "Расходы по содержанию имущества", 2 106 04 340 "Увеличение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)"

Кредит счета 1 (2) 302 08 730 "Увеличение кредиторской задолженности по расчетам с поставщиками и подрядчиками по оплате услуг по содержанию имущества".

Приобретая транспортное средство, например, с шинами, используемыми в летний период, учреждения должны позаботиться о шинах для их замены на зимние в холодный период (сезонные шины). Каких-либо специальных положений, касающихся порядка списания стоимости сезонных шин, в нормативных документах по бухгалтерскому учету, регулирующих порядок учета материальных запасов, не содержится. Следовательно, можно утверждать, что стоимость сезонных шин в момент их установки на автомобиль (в случае замены по принципу "зима-лето") подлежит списанию на счета затрат согласно рассмотренному выше порядку.

Налоговый учет

Учреждениям, осуществляющим деятельность, приносящую доход, при определении налоговой базы по налогу на прибыль нужно учитывать следующее. Затраты по приобретению шин для замены изношенных, производимые за счет внебюджетных источников, квалифицируются как расходы на ремонт транспортных средств. Согласно п. 1 ст. 260 НК РФ такие расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат.

Приобретая сезонные шины (например, зимние) для комплектации автомобиля, купленного с сезонными шинами (например, с летними), учреждение может рассматривать расходы как затраты на содержание и эксплуатацию основных средств и учитывать их как материальные расходы согласно пп. 2 п. 1 ст. 254 НК РФ: на приобретение материалов, используемых на другие производственные и хозяйственные нужды (проведение испытаний, контроля, содержание, эксплуатацию основных средств и иные подобные цели).

Датой осуществления материальных расходов в части материалов признается дата их передачи в производство (п. 2 ст. 272 НК РФ).

Таким образом, стоимость автомобильных шин в случае сезонной замены подлежит признанию в расходах в момент их установки на автомобиль.

И.Зернова

Редактор журнала

"Бюджетные учреждения образования:

бухгалтерский учет и налогообложение"

Что такое автошина?

Архив объединенного форума


Объединенный — Выбор и приобретение — Общие вопросы — Гараж — Страхование — Музыка в авто — Правовой — GT
Toyota — Nissan — Mitsubishi — Honda — Mazda — Subaru — Suzuki — Isuzu — Daihatsu — Грузовики и спецтехника — Барахолка (продам) — Барахолка (куплю)

Перейти на новый Общий форум

Автор: kobra651 (—.dul.tomsknet.ru)
Дата:   давно

Уважаемые профессионалы!!! Обращаюсь к вам за помощью!

Дайте наводку в каком документе есть официальное определение автомобильной шины? Что это- запасная часть для автомобиля или что-то другое? Хочу выиграть спор с налоговой инспекцией, они утверждают , что автошина- это запчасть, в качестве аргумента ссылаются на толковый словарь Ожегова( неизвестно какого года выпуска ) , я с ними абсолютно не согласна, считаю что автошина- это комплектуюшие, как обувь для человека. Помогите , мне не хватает аргументов, перерыла много специальных документов , конкретно нигде не написано что автошины относятся к запасным частям.

Ирина.

Автор: NoMaDs (212.192.104.—)
Дата:   давно

«считаю что автошина- это комплектуюшие, как обувь для человека» 🙂
Без обуви человек может ходить, а вот без автошины думаю машина не поедет. Так что это запчасть. Притом обязательная.

Автор: ХочуТойоту (—.kem.ru)
Дата:   давно

Это расходник. Есть нормы использования легковых шин — 35 или 40 т.км.
Если бы не было норм, то была бы запчасть.

Автор: yakyt14  (194.84.226.—)
Дата:   давно

О чем спор то, шина может быть и комплектующей и запчастью. При разных условиях.Расскажи поподробнее????????????

г.Мирный Респ САХА
Тойота-Корона-Премио 98 3СТЕ 4WD
Удачи на дорогах и поменьше дураков!

Автор: yakyt14  (194.84.226.—)
Дата:   давно

ХочуТойоту, всё таки ты наверное отчасти прав.

г.Мирный Респ САХА
Тойота-Корона-Премио 98 3СТЕ 4WD
Удачи на дорогах и поменьше дураков!

Автор: marmot [Красноярск] (—.krs.ru)
Дата:   давно

Насколько я понимаю, важным критерием запасной части является ее каталожный номер производителя.

Никто не будет ставить распредвал от 3S-FE на SR20DE, потому что нельзя, хотя и в одно, и в другом случае они выполняют одни и те же функции. Запчасть- суть непременный атрибут данного автомобиля, данной модели.
Критерии выбора расходных материалов значительно мягче. К примеру в двигатель RB25DE льем Regular, а в RB25DE NS6 — Premium (могу ошибать, но это не столь важно:-)) То же касается масла, то же касается автошин. Критерий выбора шин определяется, так сказать, морфологическим набором параметров: типоразмер, скоростная и нагрузочная характеристика. Кто, к примеру, назвет зпчасть, которая для зимы одна, а для лета- другая? Но все это справедливо для расходников: масла, дизтоплива, автошин.

Nissan Laurel Medalist25 в GC35

Автор: kobra651 (—.dul.tomsknet.ru)
Дата:   давно

Я знала, что вы мне поможите!!! Объясню ситуацию несколько подробнее:

Налоговый инспектор при проверке посчитал , что организация, торгующая автомобильными шинами, реализует запасные части для автомобилей и припаял штраф , пени и т.д.( коэффициент при начислении налога применяется 1,5) В Законе Томской области конкретно не сказано, что отнести к запасным частям для автомобиля,соотвественно , мнение налогового инспектора было субъективным, что причинило материальный ущерб фирме.

А потому, у меня появился повод отстоять свое мнение и репутацию в суде. Я тоже считаю, что автошина является , в большей мере, расходником, нежели запасной частью, но случилось страшное, я проиграла суд в первой инстанции, оказывается налоговая инспекция использует для трактования законов толковые словари, где идет морфологический разбор слов. Я подала на аппеляцию, но мне нужен очень весомый аргумент для победы, может кто-нибудь знает какой технической литературой воспользоваться?

Заранее благодарна всем, кто мне ответит.

С уважением Ирина.

Автор: Dev [Чита] (—.dialup.megalink.ru)
Дата:   давно

Однако, расходник — тоже запчасть :)).


Toyota Carina, G selection
http://dev.azz.ru/carina/

Автор: Ванек из Самары (217.107.14.—)
Дата:   давно

мне кажется надо зайти на сайт российского завода по производству автопокрышек, найти там телефон бухгалтерии и позвонить туда, может получится.

Автор: Evgeny (—.mplik.ru)
Дата:   давно

Начну издалека. Бухи говорили, что покрышки можно списывать по мере выхода из строя- от прострела навыстрел никто не застрахован. Стало быть, это расходный материал, комплектуха?
Кроме того, шины бывают зимние и летние, а запчасти они зимой и летом запчасти. Ну ведь не бывает зимних фильтров или летних лампочек.
Можно наприрать на то, что вот стекло лобовое- может всю жизнь прослужить или до первого камня на скорости. А вот покрышка ходит опр. расстояние, после чего подлежит замене, на нее установлена минимальная глубина протектора, далее она переводится в разряд лысых и идет в наварку или для оформления клумбы.
так что вот

Страницы:  1  2 

Карта форума — Общий форум

Архив объединенного форума
ToyotaNissanMitsubishiHondaMazdaSubaruSuzukiIsuzuDaihatsu
1990 — 1991 — 1992 — 1993 — 1994 — 1995 — 1996 — 1997 — 1998 — 1999 — 2000 — 2001 — 2002 — 2003 — 2004 — 2005 — 2006 — 2007 — 2008 — 2009 — 2010 — 2011 — 2012 — 2013 — 2014 — 2015 — 2016 — 2017 — 2018

Учет шин в бюджетных учреждениях

Ведение бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях осуществляется в соответствии с Федеральным законом № 129-ФЗ, Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной приказом Минфина России N 157н (далее — Инструкция N 157н); Инструкцией по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Минфина России N 162н, (далее — Инструкция N162н).

При приобретении автомобильные шины учитываются на счете 10506 «Прочие материальные запасы» на основании первичных учетных документов (п.п. 117, 118 Инструкции N 157н, п. 22 Инструкции N 162н). В учете бюджетных учреждений (в соответствии с п.1 ст.78.1 Бюджетного кодекса РФ), поступление шин отдельно от автомобиля отражается проводкой:

Дебет 0.105.26.340 (0.105.36.340) Кредит 0.302.34.730 (0.208.34.660, 0.304.04.340, 4.210.06.660…) – оприходованные автомобильные шины (на основании сопроводительных документов от поставщика, а также при безвозмездном получении).

При выдаче автомобильных шин в эксплуатацию оформляется «Ведомость выдачи материальных ценностей на нужды учреждения» (форма 0504210) или «Требование-накладная» (форма 0315006) (п. 25 Инструкции N 162н).

Учет выданных автомобильных шин проводят на забалансовом счете 09 «Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных» (п. 349 Инструкции N 157н). Аналитический учет по счету ведется в Карточке количественно-суммового учета. Выбытие материальных ценностей с забалансового учета производят на основании Акта приема-сдачи выполненных работ, подтверждающих их замену.

Учет замены шин при полном износе. В учете бюджетного учреждения, при замене изношенных или поврежденных шин делают проводки:

Дебет 0.401.20.272 (0.109.60.272, 0.109.70.272…) Кредит 0.105.26.440 (0.105.36.440) – списаны с балансового учета шины, установленные взамен изношенных или поврежденных; Дебет 09– учтены за балансом шины, установленные взамен изношенных или поврежденных (при условии, что шины включены в перечень, установленный учетной политикой). Такой порядок установлен пунктом 37 Инструкции №174н, Инструкцией № 157н (счета 105.00, 109.00, 401.20, забалансовый счет 09).

При сезонной замене шин, в учете бюджетного учреждения делают проводку:

Дебет 0.105.36.340 Кредит 0.105.36.340 – выданы в эксплуатацию (возвращены на склад) шины для летнего (зимнего) сезона (на основании требования-накладной по форме № М-11 (ф. 0315006))(п 35 Инструкции № 174н).

Безопасность водителя и пассажиров полностью зависит от состояния шин, установленных на транспортном средстве. Поэтому необходимо тщательно следить за их давлением, износом и внешним видом. Если в точности соблюдать правила эксплуатации автомобильных шин, то покрышки будут служить владельцу долгое время.

Автомобильные покрышки следует выбирать исходя из сезона. Зимой на транспортном средстве должны быть установлены зимние шины, летом – летние. Всесезонные шины устанавливать не рекомендуется, т.к. они недостаточно эластичны при сильных морозах и чересчур эластичны при высокой температуре. В российских климатических условиях такая резина показывает себя не лучшим образом.

Факторы, оказывающие влияние на сроки эксплуатации шин:

  • длительное воздействие низких и высоких температур;
  • качество дорожного полотна;
  • гололед;
  • грузоподъемность и общее состояние машины;
  • скорость и характер вождения;
  • длительная перегрузка шины;
  • повышенное и пониженное давление в шинах;
  • действие реагентов.

Давление в шинах

Давление в шинах очень важно для их правильной эксплуатации. Эксплуатация шин со слишком высоким или, наоборот, со слишком низким давлением приводит к неравномерному износу и перегреву шины. Шины с повышенным внутренним давлением плохо компенсируют неровности дорожного покрытия и существенно снижают комфорт при движении.

Рекомендуемое давление в шинах указано в инструкции по эксплуатации автомобиля, а также на специальном стикере на кузове автомобиля со стороны водительской двери или на дверце бардачка. Давление в шинах измеряют с помощью карманного манометра либо компрессора, установленного на автозаправочных станциях. Проверять показатели внутреннего давления следует как минимум раз в две недели.

Внешнее состояние шины

На поверхности протектора не должно быть посторонних предметов: гвоздей, осколков, пластиковых обломков и т.п. Их вылет может привести к резкому падению давления в шине и как следствие резкому ухудшению управляемости транспортного средства. Также необходимо регулярно проверять боковину шины, следя за тем, чтобы на ней не было разрывов, деформаций, грыж и неровностей.

Износ шины

Чрезмерный износ шины может привести к повреждению и проколу, а также серьезно увеличивает риск авкапланирования.

При эксплуатации автомобиля важно следить за остаточной высотой индикатора износа протектора, т.к. от этого напрямую зависит безопасность на дорогое. Для мотоциклов минимальное значение высоты протектора составляет 0,8 мм, для грузовиков — 1 мм, для автобусов — 2 мм, для легковых автомобилей — 1,6 мм.

Срок эксплуатации шин

Рекомендованные сроки эксплуатации автомобильных шин устанавливают автопроизводители —они советуют менять покрышки каждые 8-12 тысяч километров пробега. При покупке б/у резины следует обязательно проверять ее срок годности. Согласно государственному стандарту, срок эксплуатации автомобильных шин по времени должен составлять не более пяти лет. В отдельных случаях резина может эксплуатироваться дольше — при условии ее тщательной сезонной проверки.

Индексы нагрузки и скорости шин

На боковинах покрышек указываются их эксплуатационные характеристики: индексы нагрузки и скорости. Индекс скорости — параметр, указывающий на максимальную безопасную скорость эксплуатации транспортного средства. Индекс нагрузки обозначает максимально возможный вес автомобиля, приходящийся на одно колесо. Эксплуатация автомобильных шин с превышением рекомендуемых параметров сделает езду менее комфортной, ускорит износ резины и подвески автомобиля.

Уход за шинами

Правильный уход за шинами — самая надежная гарантия их долговечной работы. Производители рекомендуют регулярно следить за их состоянием, обращая пристальное внимание на состояние протектора и боковины. Вид протектора позволит определить общую степень износа, наличие повреждений и посторонних частиц. Боковины осматривают на наличие порезов и серьезных деформаций. После окончания зимнего сезона следует своевременно менять зимнюю резину на летнюю.

Основные рекомендации по эксплуатации автомобильных шин

При движении следует всегда обращать внимание на долговременные вибрации, сильный снос в правую или левую сторону. Водитель не должен допускать резких ударов об острые металлические предметы и всегда следить за возможной перегрузкой автомобиля. Шипованные шины следует обкатывать первые 800-1000 км пробега на пониженной скорости. В случае резкой потери давления в шинах нужно немедленного произвести первоначальную диагностику или ремонт шины.

Где купить хорошие шины?

Хорошие покрышки на авто можно приобрести в интернет-магазине «Spbkoleso». Здесь вас ждет большой выбор летних шин по демократичным ценам. Кроме того, вы можете приобрети диски, аккумуляторы, моторные масла с доставкой по Санкт-Петербургу и области.

Бухгалтерский учет: Особенности учета автомобильных шин

ОСОБЕННОСТИ УЧЕТА АВТОМОБИЛЬНЫХ ШИН

Приобретенные для замены автомобильные шины различаются по своему назначению, конструкции, рисунку протектора, климатическому исполнению и габаритам. Приемка шин производится в соответствии с Положением о приемке товаров по количеству и качеству, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 03.09.2008 № 1290, и Правилами эксплуатации автомобильных шин, утвержденными постановлением Минтранса РБ от 21.12.2000 № 52 (далее — Правила № 52).

Технические характеристики автомобильных шин, безусловно, важны для водителей, механиков и обслуживающего персонала, бухгалтеров же интересуют их предназначение и особенности эксплуатации. По этим показателям их можно разделить на автошины постоянного использования (всесезонные покрышки) и периодической эксплуатации (зимняя и летняя резина). Последние обладают лучшими эксплуатационными свойствами, но тем не менее в целях экономии организации нередко «обувают» автомобили во «всесезонку», на которой водители проезжают не одну тысячу километров. После того как пробег превысил установленный заводом-изготовителем километраж или произошло повреждение покрышек, они подлежат замене. Учет шин на складе ведется по количеству, размерам, моделям, маркам резины и стоимости. Учет новых и бывших в употреблении шин организуется обособленно.

Рассмотрим особенности бухгалтерского учета замены каждого из указанных видов автомобильных шин.

Учет всесезонной резины

Стоимость автомобильных шин (покрышка, камера и ободная лента), находящихся на колесах и в запасе при транспортном средстве, поступающих вместе с новым автомобилем (или прицепом), входит в его первоначальную стоимость и учитывается на счете 01 «Основные средства».

Стоимость шин, приобретаемых организацией для замены изношенных или испорченных, учитывается на счете 10 «Материалы», субсчет 5 «Запасные части». При этом Инструкцией по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Минфина РБ от 30.05.2003 № 89 (далее — Инструкция № 89), рекомендуется вести учет на этом счете шин, находящихся как в запасе, так и обороте. Поэтому целесообразно вести обособленный учет резины, подлежащей восстановлению и ремонту. Для учета стоимости шин к счету 10-5 в учетной политике организации могут быть предусмотрены субсчета второго и третьего порядка, например:

— «Автомобильная резина в запасе» (счет 10-5-3-1);

— «Автомобильная резина в обороте» (счет 10-5-3-2);

— «Автомобильная резина, подлежащая восстановлению» (счет 10-5-4).

Новые шины, как и любые другие материально-производственные запасы, принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости. При приобретении шин за плату фактической себестоимостью признается сумма фактических затрат организации (п.25 главы 4 Инструкции о порядке бухгалтерского учета материалов, утвержденной постановлением Минфина РБ от 17.07.2007 № 114).

В бухгалтерском учете приобретение автомобильных шин отражается следующим образом (здесь и далее цифры условные):

Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
Перечислены денежные средства поставщику шин 60 51 370 756
Оприходованы новые автомобильные шины 10-5-1 60 314 200
На сумму НДС от стоимости автомобильных шин 18 60 56 556
Принят к вычету НДС, выставленный поставщиком автомобильных шин 68 18 56 556

Отметим, что в организациях, имеющих большое количество транспортных средств, на субсчете «Автомобильные шины в обороте» помимо шин, непосредственно находящихся на колесах транспортных средств, учитываются и шины, выданные в запас, а также находящиеся в обороте службы технической эксплуатации и в отведенных местах их хранения.

Порядок заполнения карточки учета работы автомобильной шины

На каждую шину организация заводит карточку учета работы автомобильной шины. Ее форма приведена в приложении 17 к Правилам № 52, которые являются основным документом, регламентирующим обслуживание и эксплуатацию шин на территории Республики Беларусь.

Карточка заводится на каждую шину, в т.ч. и на те, что были учтены в первоначальной стоимости автомобиля. В нее заносится информация о техническом состоянии шины, пробеге (его показатели должны вноситься ежемесячно), дефектах. При снятии шины с эксплуатации в карточке учета указываются: дата демонтажа, полный пробег, наименование причины снятия, определяемой комиссией, куда направлена покрышка — в ремонт, на восстановление, на углубление рисунка протектора, в утиль или рекламацию.

Порядок заполнения карточки следующий:

КАРТОЧКА УЧЕТА

работы автомобильной шины

(новой, восстановленной, бывшей в эксплуатации —

нужное подчеркнуть)

Обозначение шины 175 R/6C Модель шины БИ 522

ГОСТ или ТУ на шину ТУРБ 147621133.104-97 Заводской номер 3007БЕЛ 090144

(записываются все
цифры и буквы)

Норма слойности или индекс грузоподъемности 101/99N

Гарантийная/эксплуатационная норма пробега 40 000

Стоимость комплекта шин 78 550 руб.

Предприятие — изготовитель новой шины или шиноремонтное предприятие восстановленной шины ОАО «Белшина»

Наименование автотранспортного предприятия ОДО «Астра»

Модель автомобиля (прицепа), его государственный номер Дата Пробег шины, тыс.км Техни-чес-кое со-стоя-ние шины при уста-новке При-чины сня-тия
шины с экс-плуа-тации
Подпись
водителя
установки сня-
шины на ходовое или запасное колесо автомобиля тия шины с авто-мо-биля за месяц с на-чала экс-плуа-та-ции

ГАЗ 33021 25-48 КМ 20.04.2008 2 035 2 035 новая Петров Э.Н.

Ответственный за учет работы шины Трифан Трифан В.А.

Заключение комиссии по определению

пригодности шины к эксплуатации

Председатель комиссии Иванов Иванов А.П.

Члены комиссии Левин Левин О.А.

Сидоренко Сидоренко Е.Н.

Примечания.

1.

Карточка учета заводится на каждую шину, поступившую в автопредприятие с указанием ее стоимости.

2. Заполнение всех граф карточки обязательно.

Отражение в учете замены шин

В приложении 33 к Правилам № 52 для каждой марки шины установлена эксплуатационная норма пробега одной шины в тысячах километров. Согласно п.132 Правил № 52 владельцам транспортных средств (руководителям автотранспортных организаций) разрешается снижать или повышать нормы пробега шин с учетом условий эксплуатации. Величины снижения или повышения нормы пробега шин устанавливаются приказом руководителя предприятия (владельца транспортных средств).

При передаче шин в эксплуатацию формулировка может быть следующей: «для замены изношенной или пришедшей в негодность по другим причинам резины»; «для сезонной смены летней резины на зимнюю или же зимней на летнюю».

Замену изношенных или пришедших в негодность по другим причинам шин можно рассматривать как проведение текущего ремонта (замену изношенных частей) автомобиля, который относится к основным средствам (подп.1.3.13 п.1.3 Положения о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта, утвержденного приказом Минтранса РБ от 03.06.1998 № 110-Ц). Расходы на поддержание в рабочем состоянии автотранспортных средств включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) и отражаются по дебету счетов учета затрат на производство (расходов на продажу) в корреспонденции с кредитом счетов учета производственных затрат согласно п.20 Инструкции по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденной постановлением Минфина РБ от 12.12.2001 № 118 (в редакции постановления Минфина РБ от 29.12.2007 № 207), и подп.2.2.6.2 п.2 Основных положений по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), утвержденных Минэкономики РБ 26.01.1998 № 19-12/397, Минстатом РБ 30.01.1998 № 01-21/8, Минфином РБ 30.01.1998 № 3 и Минтрудом РБ 30.01.1998 № 03-02-07/300. В полной мере это относится и к случаям, связанным с приобретением автомобильных шин и их последующей установкой на автомобиль взамен изношенных. Поэтому в этом случае в бухгалтерском учете производятся следующие записи:

Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
Отражена передача новых шин для замены изношенных 10-5-3-2 10-5-3-1 314 200
Отражено списание на счета учета затрат стоимости новых шин 20, 26, 44 10-5-3-2 314 200

Учет сезонной резины

При достижении нормы эксплуатационного пробега шины подлежат замене и снятию с учета. Однако снятие летних шин с автомобиля в начале зимы не влечет вывод их из эксплуатации и сдачу в утиль, если они по техническому состоянию пригодны к дальнейшему использованию. Другими словами, смена сезонных шин не свидетельствует о полном их износе и выбытии.

Замена летних шин на зимние и наоборот является необходимым условием для поддержания эксплуатационных свойств автомобиля, и назвать это ремонтом нельзя, так как не происходит выбытия изношенных шин. Поэтому данную операцию можно рассматривать как связанную с содержанием автомобиля. Возникает вопрос: каким образом ее учесть? Поскольку в нормативных документах прямо не указаны способы ведения бухгалтерского учета операций по замене сезонных шин, организация вправе самостоятельно разработать порядок учета и закрепить его в учетной политике. Рассмотрим несколько вариантов учета.

Первый вариант. По общему правилу по мере отпуска материалов со склада в эксплуатацию они списываются со счетов учета материальных ценностей на счета учета затрат на производство.

В бухгалтерском учете стоимость шин, изначально учтенных в составе материалов, списывается на расход единовременно в момент установки и в дальнейшем не подлежит корректировке при смене сезона исходя из фактического времени их эксплуатации до достижения ресурса пробега.

Например, организация в ноябре приобрела и установила на автомобиль комплект зимних шин стоимостью 392 750 руб. (в т.ч. НДС — 70 695 руб.). В учете сделаны записи:

Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
Произведена оплата поставщику 60 51 463 445
Оприходованы зимние шины 10-5 60 392 750
Отражен НДС по новым шинам 18 60 70 695
НДС принят к вычету 68 18 70 695
Списана стоимость шин при установке на автомобиль 20, 26, 44 10-5-3-2 392 750

В данной ситуации возврат летних шин на склад в бухгалтерском учете не отражается, а фиксируется в карточках учета работы автомобильной шины с указанием даты и причины снятия их с автомобиля.

Второй вариант. Согласно Инструкции № 89 при возврате подразделениями на склад неиспользованных материалов, ранее списанных в производство, их стоимость необходимо отнести на уменьшение соответствующих затрат. То есть при возврате на склад летних шин по окончании сезона на их стоимость следует уменьшить расходы организации. Снятые шины можно оценить по сложившейся на дату возврата стоимости исходя из цены их возможного использования с учетом данных о фактическом пробеге.

Рассмотрим порядок отражения в учете по второму варианту, используя данные предыдущего примера. При этом организацией перед весенне-летним сезоном был приобретен комплект летних шин стоимостью 314 200 руб. (сумма НДС — 56 556 руб.). По окончании сезона шины заменили на зимние. Их пробег за летнее время составил 13 000 км.

В соответствии с Временными нормами эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств РД 3112199-1085-02 летние шины белорусского производства для автомобиля ГАЗ 33021 с типоразмером 175 R/6C списываются после пробега 40 000 км.

Цена возможного использования шин рассчитывается с учетом износа, который определяется исходя из отношения фактического и нормативного пробега.

Износ составляет: 13 000 км / 40 000 км х 314 200 руб. = 102 115 руб.

Таким образом, цена возможного использования шин составит 212 085 руб. (314 200 руб. — 102 115 руб.).

В учете при этом производятся следующие записи:

Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
Отражен возврат летних шин на склад (с учетом износа) при замене летнего комплекта на зимний 10-5-3-1 20, 26, 44 212 085
При установке зимних шин на автомобиль их стоимость списана на счета учета затрат 20, 26, 44 10-5-3-2 392 750

Третий вариант. Сезонный характер эксплуатации шин предполагает факт их временного использования. Поскольку Инструкцией № 89 предусмотрен учет переданных в эксплуатацию шин на счете 10 «Материалы», к нему могут быть открыты, например, субсчета 10-5-3-1 «Автомобильные шины в запасе» и 10-5-3-2 «Автомобильные шины в эксплуатации». До достижения нормы эксплуатационного пробега учет шин можно вести с отражением на соответствующих субсчетах. То есть списывать автомобильные шины на счета учета затрат можно после того, как шины достигнут установленного ресурса пробега либо выйдут из строя. В учете эти операции отражаются следующими записями:

Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
Отражен возврат летних шин на склад по окончании сезона 10-5-3-1 10-5-3-2 314 200
Отражена установка зимних шин на автомобиль 10-5-3-2 10-5-3-1 392 750
Списана стоимость летних шин после того, как шины достигли установленного ресурса пробега либо вышли из строя 20, 26, 44 10-5-3-2 314 200

Четвертый вариант. Отражая сезонность применения шин, организация может списывать затраты на приобретение шин равномерно в течение периода их эксплуатации на основании данных о фактическом ежемесячном пробеге шин, производя расчет по формуле:

сумма затрат = стоимость шин / норматив пробега х фактический пробег за отчетный период.

Например, в мае пробег составил 2 035 км.

В бухгалтерской справке будет отражен следующий расчет: 314 200 руб. х 2 035 км / 40 000 км = 15 985 руб., и в течение сезона на последнее число каждого месяца часть стоимости шин будет списываться на счета учета затрат. В учете будет отражено:

— на дату установки шин на автомобиль (например, на 1 мая 2008 г.):

Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
Отражена установка летних шин на автомобиль 10-5-3-2 10-5-3-1 314 200

— на 31 мая 2008 г.:

Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
Перенесена на затраты стоимость шин на основании данных о фактическом ежемесячном пробеге шин (и т.д. до окончания сезона в сумме, определяемой по указанной выше формуле) 20, 26, 44 10-5-3-2 15 985

— при замене шин по окончании сезона (например, 15 ноября):

Содержание операции Дебет Кредит
На оставшуюся стоимость шин (при списании на затраты суммы, рассчитанной в течение периода их эксплуатации на основании данных о фактическом ежемесячном пробеге) 10-5-3-1 10-5-3-2

Учет изношенной резины

Определение технического состояния шин, подлежащих списанию, производится комиссией, назначаемой приказом руководителя организации. Комиссия устанавливает возможность их восстановления или полную непригодность. По преждевременно выбывшим шинам комиссии также необходимо установить причины и виновных в этом лиц. Как было сказано выше, на каждую предъявляемую к списанию автошину должна быть полностью заполнена карточка учета работы. Эксплуатационные нормы пробега автомобильных шин содержатся в приложении 33 к Правилам № 52. После достижения пробега автомобильных шин нормативной величины они подлежат замене в обязательном порядке в целях безопасности дорожного движения. Однако преждевременный износ шин также не допускается.

Автомобильные шины, снятые с транспортных средств в связи с непригодностью, но которые могут быть отремонтированы или восстановлены, передаются на склад. При этом они оцениваются по цене возможного применения и учитываются на субсчете 10-5-3-3 «Автомобильная резина, подлежащая восстановлению».

При передаче шин для восстановления их стоимость переносится на субсчет 10-7 «Материалы, переданные в переработку на сторону». Полученные восстановленные шины принимаются к учету по общей стоимости, включая и расходы на их восстановление.

В учете эти операции отражаются следующими записями:

Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
Отражена стоимость шин, подлежащих восстановлению 10-5-4 20, 23, 25, 26, 44 35 000
Отражена передача шин для восстановления 10-7 10-5-4 35 000
Отражена стоимость работ по восстановлению шин 10-7 60 50 000
На сумму НДС от стоимости работ 18 60 9 000
Восстановленные шины оприходованы на склад 10-5-3-1 10-7 85 000

19.11.2008 г.

Тамара Ветрова, аудитор

Журнал «Главный Бухгалтер. Учет ТМЦ» № 3, 2008 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *