Бенефициарных владельцев

Статья 67.2. Корпоративный договор

(введена Федеральным законом от 05.05.2014 N 99-ФЗ)

1. Участники хозяйственного общества или некоторые из них вправе заключить между собой корпоративный договор об осуществлении своих корпоративных прав (договор об осуществлении прав участников общества с ограниченной ответственностью, акционерное соглашение), в соответствии с которым они обязуются осуществлять эти права определенным образом или воздерживаться (отказаться) от их осуществления, в том числе голосовать определенным образом на общем собрании участников общества, согласованно осуществлять иные действия по управлению обществом, приобретать или отчуждать доли в его уставном капитале (акции) по определенной цене или при наступлении определенных обстоятельств либо воздерживаться от отчуждения долей (акций) до наступления определенных обстоятельств.

(п. 1 в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 210-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

2.

Корпоративный договор не может обязывать его участников голосовать в соответствии с указаниями органов общества, определять структуру органов общества и их компетенцию.

Условия корпоративного договора, противоречащие правилам абзаца первого настоящего пункта, ничтожны.

Корпоративным договором может быть установлена обязанность его сторон проголосовать на общем собрании участников общества за включение в устав общества положений, определяющих структуру органов общества и их компетенцию, если в соответствии с настоящим Кодексом и законами о хозяйственных обществах допускается изменение структуры органов общества и их компетенции уставом общества.

3. Корпоративный договор заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами.

4. Участники хозяйственного общества, заключившие корпоративный договор, обязаны уведомить общество о факте заключения корпоративного договора, при этом его содержание раскрывать не требуется. В случае неисполнения данной обязанности участники общества, не являющиеся сторонами корпоративного договора, вправе требовать возмещения причиненных им убытков.

Информация о корпоративном договоре, заключенном акционерами публичного акционерного общества, должна быть раскрыта в пределах, в порядке и на условиях, которые предусмотрены законом об акционерных обществах.

Если иное не установлено законом, информация о содержании корпоративного договора, заключенного участниками непубличного общества, не подлежит раскрытию и является конфиденциальной.

5. Корпоративный договор не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон (статья 308).

6. Нарушение корпоративного договора может являться основанием для признания недействительным решения органа хозяйственного общества по иску стороны этого договора при условии, что на момент принятия органом хозяйственного общества соответствующего решения сторонами корпоративного договора являлись все участники хозяйственного общества.

Признание решения органа хозяйственного общества недействительным в соответствии с настоящим пунктом само по себе не влечет недействительности сделок хозяйственного общества с третьими лицами, совершенных на основании такого решения.

Сделка, заключенная стороной корпоративного договора в нарушение этого договора, может быть признана судом недействительной по иску участника корпоративного договора только в случае, если другая сторона сделки знала или должна была знать об ограничениях, предусмотренных корпоративным договором.

7. Стороны корпоративного договора не вправе ссылаться на его недействительность в связи с его противоречием положениям устава хозяйственного общества.

8. Прекращение права одной из сторон корпоративного договора на долю в уставном капитале (акции) хозяйственного общества не влечет прекращения действия корпоративного договора в отношении остальных его сторон, если иное не предусмотрено этим договором.

9. Кредиторы общества и иные третьи лица могут заключить договор с участниками хозяйственного общества, по которому последние в целях обеспечения охраняемого законом интереса таких третьих лиц обязуются осуществлять свои корпоративные права определенным образом или воздерживаться (отказаться) от их осуществления, в том числе голосовать определенным образом на общем собрании участников общества, согласованно осуществлять иные действия по управлению обществом, приобретать или отчуждать доли в его уставном капитале (акции) по определенной цене или при наступлении определенных обстоятельств либо воздерживаться от отчуждения долей (акций) до наступления определенных обстоятельств.

К этому договору соответственно применяются правила о корпоративном договоре.

10. Правила о корпоративном договоре соответственно применяются к о создании хозяйственного общества, если иное не установлено законом или не вытекает из существа отношений сторон такого соглашения.


Образец запроса участнику (учредителю, акционеру) юридического лица в целях установления своих бенефициарных владельцев: о бенефициарных владельцах.

Наименование и адрес участника

(учредителя, акционера)

О бенефициарных владельцах

В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» юридическое лицо обязано располагать информацией о своих бенефициарных владельцах и принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев сведений, предусмотренных абзацем вторым подпункта 1 пункта 1 статьи 7 настоящего Федерального закона.

Юридическое лицо вправе запрашивать у физических и юридических лиц, являющихся учредителями или участниками данного юридического лица или иным образом контролирующих его, информацию, необходимую для установления своих бенефициарных владельцев.

Согласно выписки из ЕГРЮЛ (выписики из реестра акционеров) участниками (акционерами) ООО «Траст» являются ООО «ЛегалИН» (70% доли участия) и ООО «ТрастИнвест» (30% доли участия).

Юридическое лицо обязано представлять имеющуюся документально подтвержденную информацию о своих бенефициарных владельцах по запросу уполномоченного органа или налоговых органов.

В целях выполнения возложенной обязанности, прошу направить необходимую информацию для установления бенефициарных владельцев ООО «Траст».

Должность руководителя ФИО

Раздел: Формы и образцы

1. Кредитная организация, в которой открыт банковский счет плательщика, при осуществлении безналичных расчетов по поручению плательщика на всех этапах их проведения обязана обеспечить контроль за наличием, полноту, передачу в составе расчетных документов или иным способом, соответствие сведениям, имеющимся в распоряжении кредитной организации, а также хранение в соответствии с пунктом 4 статьи 7 настоящего Федерального закона следующей информации:

1) о плательщике — физическом лице, индивидуальном предпринимателе или физическом лице, занимающемся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой: фамилии, имени, отчества (если иное не вытекает из закона или национального обычая), номера банковского счета, идентификационного номера налогоплательщика (при его наличии) либо адреса места жительства (регистрации) или места пребывания;

2) о плательщике — юридическом лице: наименования, номера банковского счета, идентификационного номера налогоплательщика или кода иностранной организации.

1.1. В случае, если банк, в котором открыт банковский счет получателя, либо банк, который обслуживает получателя при осуществлении в его пользу перевода денежных средств без открытия банковского счета, либо банк, который участвует в осуществлении перевода денежных средств, является иностранным банком, информация о плательщике — физическом лице, индивидуальном предпринимателе или физическом лице, занимающемся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, должна включать фамилию, имя, отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая) и адрес места жительства (регистрации) или места пребывания, а информация о плательщике — юридическом лице должна включать его наименование и адрес места нахождения.

2. При отсутствии в расчетном или ином документе, содержащем поручение плательщика, или неполучении иным способом информации, указанной в пункте 1 настоящей статьи, кредитная организация, в которой открыт банковский счет плательщика, обязана отказать в выполнении поручения плательщика, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.

3. При осуществлении операций с денежными средствами, в том числе с использованием программно-технических средств, кредитные организации вправе в целях выполнения требований, установленных настоящей статьей, самостоятельно осуществлять заполнение расчетных документов плательщиков с использованием информации, полученной от плательщиков, в том числе при осуществлении процедуры идентификации.

4. Банк-корреспондент, участвующий в осуществлении безналичных расчетов, обязан обеспечить неизменность информации, содержащейся в полученном расчетном документе, и ее хранение в соответствии с пунктом 4 статьи 7 настоящего Федерального закона.

5. Кредитная организация, в которой открыт банковский счет получателя денежных средств, обязана иметь процедуры, необходимые для выявления поступающих расчетных документов, не содержащих информацию, указанную в пункте 1 настоящей статьи.

6. При отсутствии в поступившем расчетном документе информации, указанной в пункте 1 настоящей статьи, если у работников кредитной организации, в которой открыт банковский счет получателя денежных средств, возникают подозрения, что данная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, такая кредитная организация обязана не позднее рабочего дня, следующего за днем признания данной операции подозрительной, направить в уполномоченный орган сведения о данной операции в соответствии с настоящим Федеральным законом.

7.

Кредитная организация, обслуживающая плательщика, при осуществлении переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов и организация федеральной почтовой связи при осуществлении почтовых переводов денежных средств на всех этапах их проведения обязаны обеспечить контроль за наличием, полноту, передачу в составе расчетных документов, почтовых отправлениях или иным способом, соответствие сведениям, имеющимся в распоряжении кредитной организации или организации федеральной почтовой связи, а также хранение в соответствии с пунктом 4 статьи 7 настоящего Федерального закона следующей информации:

1) о плательщике — физическом лице, индивидуальном предпринимателе или физическом лице, занимающемся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой: фамилии, имени, отчества (если иное не вытекает из закона или национального обычая), уникального присваиваемого номера операции (при его наличии), идентификационного номера налогоплательщика (при его наличии) либо адреса места жительства (регистрации) или места пребывания;

2) о плательщике — юридическом лице: наименования, уникального присваиваемого номера (кода, пароля) операции, идентификационного номера налогоплательщика или кода иностранной организации.

8.

При отсутствии в расчетном или ином документе или почтовом сообщении, содержащем поручение плательщика, информации, указанной в пункте 7 настоящей статьи, или неполучении ее иным способом кредитная организация или организация федеральной почтовой связи, обслуживающая плательщика, обязана отказать в выполнении поручения плательщика.

9. Кредитная организация, участвующая в переводе денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов, или организация федеральной почтовой связи, участвующая в почтовом переводе денежных средств, обязана обеспечить неизменность информации, содержащейся в полученном расчетном документе или почтовом сообщении, и ее хранение в соответствии с пунктом 4 статьи 7 настоящего Федерального закона.

10. Кредитная организация, обслуживающая получателя денежных средств, переведенных в его пользу без открытия банковского счета, или организация федеральной почтовой связи, обслуживающая получателя почтового перевода денежных средств, обязана иметь процедуры, необходимые для выявления поступающих расчетных документов или почтовых отправлений, не содержащих информацию, указанную в пункте 7 настоящей статьи.

11. При отсутствии в поступившем расчетном или ином документе или почтовом сообщении информации, указанной в пункте 7 настоящей статьи, если у работников кредитной организации или организации федеральной почтовой связи возникают подозрения, что данная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, кредитная организация или организация федеральной почтовой связи обязана не позднее рабочего дня, следующего за днем признания такой операции подозрительной, направить в уполномоченный орган сведения о такой операции в соответствии с настоящим Федеральным законом.

12. Требования настоящей статьи не распространяются на:

1) безналичные расчеты, осуществляемые кредитной организацией по банковским счетам на сумму, не превышающую 15 000 рублей либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 15 000 рублей;

2) безналичные расчеты по банковским счетам, открытым в одной кредитной организации;

3) безналичные расчеты, осуществляемые с использованием платежных карт;

4) безналичные расчеты, осуществляемые между кредитными организациями либо между кредитной организацией и иностранным банком от своего имени и за свой счет;

5) переводы денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов, осуществляемые кредитными организациями на сумму, не превышающую 15 000 рублей либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 15 000 рублей.



Кто такой бенефициарный владелец?

В современном мире всем приходится повышать уровень своей финансовой грамотности, особенно с учетом старательности банков и страховых компаний в расставлении подводных камней для своих клиентов. Уходить в экономические дебри, конечно, потребности нет, но разобраться с базовыми понятиями не помешает. Например, выяснить, кто такой бенефицианый владелец, является это лицо учредителем или директором компании. Такие знания не только расширят кругозор, но и помогут лучше понимать сообщения СМИ об экономических преступлениях.

Кто такой бенефициарный владелец?

Мы привыкли, что директор компании является ее собственников и сам принимает все решения, ну или это делается коллегиально при акционерной форме. Но бенефициарный владелец – это не учредитель или директор, им является человек, который имеет возможность контролировать работу компании или обладает более чем 25% долей в капитале. При этом в учредительных документах информации чаще всего нет, поэтому вычислить реального владельца не всегда легко. Проблема еще и в том, что закон, объясняющий, кто такой бенефициарный владелец, появился только в 2013 году. Ранее было только понятие «контролирующее лицо», которое во многом схоже с бенефициаром, отличаясь только 50% участием в капитале.

Из-за относительной молодости закона пока еще нет ни опыта работы с такими делами, ни исчерпывающей информации о таких лицах, база сейчас находится только на стадии формирования.

Что значит наличие бенефициарного владельца?

Такой способ управления сам по себе не является незаконным, так как нежелание афишировать свою личность – не преступление.

Но стремление скрыть действительного владельца предприятия выглядит подозрительно, так как это может указывать на уход от налогов, пособничество коррупции или даже причастность к террористической деятельности. Поэтому выявлению бенефициарных владельцев с недавнего времени стали уделять пристальное внимание. Случилось это вместе с принятием соответствующего закона в 2013 году, а ранее не было законных оснований для сбора информации и механизмов контроля.

Сейчас банковские структуры могут запрашивать у компаний полные сведения о всей цепочке владения, вплоть до конечного бенефициара. А уже из банков данные поступают в Росфинмониторинг. В случае отказа предоставления информации или ее неполном поступлении государственный контролер может оштрафовать финансовую организацию на 500 тысяч рублей. Такие же требования предъявляются к другим структурам, занимающимся финансовыми операциями, например, ломбардам, страховым компаниям, предприятиям лизинга, участвующим в сделках с ценными бумагами. Требовать раскрытия личности реального владельца бизнеса могут и другие организации, которые имеют тесные связи с государством. Такая необходимость может возникнуть участии в программах госзакупок. Перед заключением контракта составляется документ, в котором перечисляются все собственники, в том числе и бенефициары. По каждому предоставляются данные паспорта, адрес и ИНН.

Нередко крупные счета заводятся на подставного человека, который обладает только правом подписи, а реальная власть сосредоточена в других руках. При таком варианте бенефициар вызывает наибольший интерес у контролирующих органов, поэтому за ним наблюдают более внимательно.

С одной стороны требования закона выглядят оправданными и эффективными для противодействия незаконного финансирования. Но многие видят в нем нарушение защиты персональных данных.

Эластичность спроса — как его определить?

Эластичность спроса – важный экономический термин для предпринимательской деятельности. Есть несколько видов этого показателя. Для построения успешного бизнеса важно не только разбираться в этой теме, но и уметь правильно рассчитывать значение.

Цифровая экономика — новые возможности для бизнеса

Цифровая экономика прочно вошла в нашу жизнь. Очень сложно представить современного человека без современных технологий. Однако некоторые экономисты видят в ней немало рисков для человечества. Один из них — потеря рабочих мест в странах третьего мира.

Похожие статьи

Роялти — что это такое и чем роялти отличается от гонорара?

Роялти — что это такое, способы ведения дела, уплата налогов, правовые аспекты, маржа, — это лишь малая часть информации, необходимой для начинающего предпринимателя. Ведение собственного бизнеса требует не только финансовых затрат, но и знаний в области экономики и юриспруденции.

Электронная коммерция — достоинства и недостатки

Электронная коммерция открывает множество перспектив для современного человека. Благодаря ей, можно в интернете проводить разные транзакции, совершать покупки, вести свой бизнес. Однако эта сфера имеет не только плюсы, а и минусы.

Постановлением Правительства РФ от 31.07.2017 №913 утверждены Правила представления юридическими лицами информации о своих бенефициарных владельцах и принятых мерах по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев сведений, предусмотренных Федеральным законом от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Федеральный закон №115-ФЗ), по запросам уполномоченных органов государственной власти (далее – Правила).

Указанные правила вступают в силу 18 августа 2017 года.

Напомним, что в канун нового 2017 года вступила в силу статья 6.1 Федерального закона №115-ФЗ об обязанности каждого юридического лица раскрывать информацию о своих бенефициарных владельцах. Согласно пункту 6 статьи 6.1 юридическое лицо обязано представлять имеющуюся документально подтвержденную информацию о своих бенефициарных владельцах либо о принятых мерах по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев сведений по запросу уполномоченного органа или налоговых органов. При этом порядок и сроки представления информации о бенефициарных владельцах юридического лица и о принятых мерах по установлению в отношении таких бенефициарных владельцев сведений определяются Правительством Российской Федерации. И вот этот порядок и сроки утверждены рассматриваемым постановлением Правительства РФ от 31.07.2017 №913. Рассмотрим более подробнее содержание данного документа.

Сроки представления сведений о бенефициарных владельцах

Согласно пункту 4 Правил при получении запроса юридическое лицо представляет сведения о бенефициарных владельцах в течение 5 рабочих дней со дня получения запроса. Сведения о бенефициарных владельцах представляются по состоянию на дату, указанную в запросе.

В случае обнаружения юридическим лицом неполноты, неточностей или ошибок в ранее представленных сведениях о бенефициарных владельцах юридическое лицо не позднее 3 рабочих дней со дня их обнаружения повторно направляет откорректированные сведения. 

Порядок представления сведений о бенефициарных владельцах

Юридические лица представляют сведения о бенефициарных владельцах, по запросам уполномоченных органов государственной власти, направленным в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через операторов электронного документооборота, соответствующих требованиям, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в сфере налогов и сборов, или на бумажном носителе.

При направлении запросов и получении на них ответов в электронной форме Федеральная служба по финансовому мониторингу (далее Росфинмониторинг) использует информационно-технологическую и коммуникационную инфраструктуру Федеральной налоговой службы (далее – ФНС). Порядок взаимодействия ФНС и Рофинмониторинга при направлении Росфинмониторингом юридическим лицам запросов в электронной форме для представления сведений о бенефициарных владельцах и получении ответов на запросы с использованием информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры Росфинмониторингом.

Запросы в электронной форме формируются при обязательном использовании сертифицированных средств усиленной квалифицированной электронной подписи.

Запросы должны быть подписаны следующими должностными лицами:

  • руководителем (заместителем руководителя) ФНС,
  • начальником структурного подразделения ФНС,
  • руководителем (заместителем руководителя) территориального органа ФНС.
  • должностные лица, определенные приказом Росфинмониторинга.

При ответе на запрос в электронной форме юридическое лицо представляет в уполномоченный орган государственной власти сведения о бенефициарных владельцах в электронной форме одним из следующих способов:

  • по телекоммуникационным каналам связи через оператора;
  • на оптическом или цифровом носителе информации с приложением сопроводительного письма на бумажном носителе.

Электронное сообщение подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя юридического лица (иного лица, уполномоченного действовать от имени юридического лица).

В процессе электронного документооборота, обусловленного направлением юридическим лицом электронного сообщения по телекоммуникационным каналам связи через оператора, представляются следующие электронные документы:

  • подтверждение дня отправки электронного сообщения;
  • квитанция о приеме электронного сообщения;
  • уведомление об отказе в принятии электронного сообщения.

Сопроводительное письмо, прилагаемое к оптическому или цифровому носителю информации, подписывается руководителем юридического лица (иным лицом, уполномоченным действовать от имени юридического лица) и представляется в уполномоченный орган государственной власти непосредственно или по почте заказным письмом.

Электронное сообщение не принимается в следующих случаях:

  • несоответствие структуре и формату;
  • отсутствие усиленной квалифицированной электронной подписи лица, уполномоченного подписывать ответ на запрос, или несоответствие данных владельца сертифицированных средств усиленной квалифицированной электронной подписи данным лица, уполномоченного подписывать ответы на запрос;
  • отсутствие на сопроводительном письме подписи лица, уполномоченного подписывать ответ на запрос;
  • повреждение (дефект) оптического или цифрового носителя информации, которое не позволяет прочесть содержимое электронного сообщения (при ответе на запрос на бумажном носителе).

При получении юридическим лицом уведомления об отказе в приеме электронного сообщения юридическое лицо обязано устранить причины, повлекшие непринятие электронного сообщения, и в течение 3 рабочих дней со дня получения уведомления об отказе в принятии электронного сообщения повторно направить электронное сообщение в уполномоченный орган государственной власти.

В заключение нужно отметить, что в преамбула рассматриваемого нормативного акта гласит, что Федеральной налоговой службе и Федеральной службе по финансовому мониторингу надлежит обеспечить разработку и утверждение правовых актов, направленных на реализацию постановления Правительства РФ от 31.07.2017 №913, в течение 180 дней со дня его вступления в силу. Таким образом, формально Правила вступают в силу 18 августа 2017 года, но фактически вступят в силу не позднее февраля 2018 года.

В помощь юридическим лицам специалисты компании Ю-Питер Консалтинг разработали комплект документов для исполнения обязанности по установлению бенефициарных владельцев  в соответствии со статьей 6.1 Федерального закона №115-ФЗ от 07.08.2001г. «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». В состав которого входят следующие документы:

  1. Анкета (досье) бенефициарного владельца в соответствии с п. 1 ст. 6.1 Федерального закона №115-ФЗ (форма и образец заполнения).
  2. Правила  установления, обновления, хранения и представления информации о бенефициарных владельцах.
  3. Запрос информации о бенефициарных владельцах, составленный в соответствии с п. 4 ст. 6.1 Федерального закона №115-ФЗ (форма и образец заполнения).

Разработчики: специалисты Центра финансового мониторинга компании Ю-Питер Консалтинг.

Форма предоставления документов: в электронном виде в формате Word. Если Вам требуется помощь наших специалистов в установлении бенефициарных владельцев, то наши эксперты могут дистанционно или с выездом на Ваше предприятие составить реестр Ваших бенефициарных владельцев. Стоимость данной услуги определяется индивидуально.

Подробнее о стоимости и сроках подготовки документации для Вашего вида деятельности можно узнать по электронной почте info@law115.ru или по телефону 8(843) 265-52-32, 209-05-31.

Обратите внимание, что за неисполнение юридическом лицом обязанности по установлению и представлению информации о своих бенефициарных владельцах установлена административная ответственность статьей 14.25.1 КоАП РФ в виде административного штрафа на должностных лиц в размере от 30000 до 40000 рублей; на юридических лиц — от 100000 до 500000 рублей.

Автор: Харисов Игорь Фанзилович, руководитель Центра финансового мониторинга компании Ю-Питер Консалтинг, e-mail: kharisov.i@law115.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *